Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ставропольский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Решение
от 18 марта 2011 г. по делу № А63-11169/2010

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2011 г.
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Тлябичевой З.Р., судей Зорина В.А. и Быкодо-ровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирьяновой Т.Н., рассмотрев дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова, г. Лермонтов, к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" о признании не действующим с момента опубликования абзаца второго подпункта "а" пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 № 53/3 "Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал",
при участии:
от заявителя - представитель не явился;
от заинтересованных лиц: от Региональной тарифной комиссии Ставропольского края - Гунькова Ж.А., доверенность от 16.04.2010 № р-01-09/777; ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Исраелян Л.В., доверенность от 27.12.2010 № 07-ю,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" города Лермонтова, г. Лермонтов, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" о признании не действующим с момента опубликования абзаца второго подпункта "а" пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 № 53/3 "Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал".
В судебном заседании 09.03.2011 объявлялся перерыв до 16.03.2011, о чем стороны по делу извещены, и информация о времени и месте судебного заседания после окончания перерыва была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края.
16.03.2011 судебное заседание было продолжено с участием сторон.
Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" города Лермонтова, г. Лермонтов (далее - МУП "Горводоканал" города Лермонтова, заявитель), ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП "Горводоканал" города Лермонтова в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Региональной тарифной комиссии Ставропольского края и ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указали, что оспариваемый акт принят с соблюдением действующего законодательства. Пояснили, что в соответствии с постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 № 53/3 "Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" тариф на питьевую воду для МУП "Горводоканал" города Лермонтова установлен в размере 9 руб. 29 коп., а для потребителей Ставропольского края - 31 руб. 16 коп. Считают, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как стоимость покупной воды включена по тарифу, установленному Региональной тарифной комиссией Ставропольского края для ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", расходы МУП "Горводоканал" города Лермонтова на покупку питьевой воды возмещаются потребителями города Лермонтова в составе тарифов, установленных для МУП "Горводоканал" города Лермонтова органами местного самоуправления города Лермонтова. То есть потребители МУП "Горводоканал" города Лермонтова оплачивали полученную питьевую воду по стоимости, в которую включена в том числе и покупная вода от ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", по тарифу 9 руб. 29 коп., в связи с чем просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, абзац второй подпункта "а" пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 № 53/3 "Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", потребителям города Лермонтова в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 утвержден тариф (стоимость) услуги на холодное водоснабжение в размере 9 руб. 29 коп. за 1 куб. м.
Установленный тариф в размере 9 руб. 29 коп. более чем в два раза превышает стоимость воды, отпускаемой субъектам, осуществляющим тот же вид деятельности на той же территории, тем самым привел к образованию у заявителя задолженности за потребленную воду перед ГУП "Ставрополькрайводоканал" в сумме 16601039,02 руб.
Считая свои экономические интересы ущемленными, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Регулирование тарифов на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", осуществляется Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее - РТК Ставропольского края) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) и Положением о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 02.07.2007 № 413.
Порядок обращения организации коммунального комплекса в регулирующий орган с заявлением о согласовании производственной программы и утверждении тарифов на очередной период регулирования установлен Федеральным законом № 210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Как следует из материалов дела 30.04.2009 ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" обратилось в РТК Ставропольского края с заявлением № 06-15/1099 о согласовании производственной программы предприятия на 2010 г. и установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих получение предприятием финансовых средств, необходимых для ее реализации.
По результатам анализа указанного заявления и приложенных документов подготовлено заключение отдела регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 16.11.2009 о рассмотрении производственной программы ГУП "Ставрополькрайводоканал" по обеспечению оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2010 г. и предложения предприятия по установлению соответствующих ей тарифов.
Порядок установления тарифов на товары организаций коммунального комплекса (в том числе воду) определен Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы). Согласно Основам РТК Ставропольского края при установлении тарифа был применен метод установления фиксированных тарифов, при котором тарифы рассчитываются как отношение объема финансовых потребностей для реализации организацией производственной программы к расчетному объему товаров, реализуемых за период действия тарифов.
Заявитель считает, что установленный для него тариф на воду завышен. В связи с чем у МУП "Горводоканал" города Лермонтова образовалась перед ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" задолженность за потребленную питьевую воду в размере 16601039,02 руб.
Из материалов дела следует, что экономически обоснованными расходами на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП "Ставрополькрайводоканал" на территории Ставропольского края, РТК Ставропольского края признаны расходы в размере 2612704,4 руб., определены выпадающие доходы в размере 3648,1 руб., образовавшиеся за счет экономически обоснованных расходов, понесенных организацией, но не учтенных в предыдущих тарифах, размер необходимой прибыли в сумме 189083,5 руб. и таким образом рассчитан объем необходимого финансирования предприятия на предоставление услуг по водоснабжению на территории Ставропольского края в размере 2805436,0 руб. (2612704,4 + 3648,1 + 189083,5).
Кроме того, исходя из экономически обоснованных расходов 2616325,5 тыс. руб. (с учетом выпадающих доходов в сумме 3648,1 тыс. руб.), необходимой прибыли 189083,5 тыс. руб. и объема реализации 92863,8 тыс. куб. м воды экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на 2010 г. составил 30,21 руб. за 1 куб. м воды без налога на добавленную стоимость (2616325,5 + 189083,5 = 2805436,0 : 93169,7).
Вместе с тем из материалов дела следует, что в целях предотвращения резкого, более чем в два раза, повышения тарифа для потребителей Лермонтовского МУП "Горводоканал" РТК Ставропольского края был рассчитан другой вариант тарифов на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", возмещающих предприятию те же расходы и тот же размер необходимой прибыли, признанные экономически обоснованными.
Как видно из материалов дела, тарифы для абонентов г. Лермонтова, не выше экономически обоснованных затрат, как утверждает заявитель, а ниже и снижены за счет повышения тарифа потребителям остальных муниципальных образований Ставропольского края, обслуживаемых предприятием, в том числе и другим организациям Ставропольского края, осуществляющим деятельность в сфере холодного и горячего водоснабжения, без изменения экономически обоснованных расходов предприятия на эти услуги путем перераспределения прибыли. При этом потребителям г. Лермонтова обеспечен равнозначный с другими потребителями Ставропольского края рост тарифов на услуги водоснабжения.
Согласно пункту 14 Положения о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 02.07.2007 № 413, все вопросы, отнесенные к компетенции комиссии, рассматриваются правлением, состав которого утверждается правительством Ставропольского края. Действующий состав правления утвержден распоряжением правительства Ставропольского края от 18.09.2008 № 298-рп, имеющимся в материалах дела.
Вопрос об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в 2010 г., рассмотрен на заседании правления РТК Ставропольского края 19.11.2009. Решение правления реализовано оспариваемым постановлением.
Доводы заявителя относительно того, что установление РТК Ставропольского края тарифа на холодную воду для потребителей г. Лермонтова, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения, в размере 9,29 руб. за 1 куб. м явилось причиной образования задолженности МУП "Горводоканал" г. Лермонтова по оплате за приобретаемую им у ГУП "Ставрополькрайводоканал" воду, отклоняются судом ввиду следующего.
МУП "Горводоканал" г. Лермонтова как коммерческое предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению в качестве основного вида деятельности, осуществление которого должно обеспечить безубыточную его работу, так как предприятие обслуживает только потребителей города Лермонтова.
В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ тарифы на услуги МУП "Горводоканал" г. Лермонтова в спорный период устанавливались органами местного самоуправления города. Согласно статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ обеспечение полного возмещения затрат на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса является одним из принципов государственного регулирования тарифов.
Из материалов дела видно, что во исполнение указанного принципа в тарифы на услуги водоснабжения, предоставляемые МУП "Горводоканал" г. Лермонтова в 2010 г., как и в остальные периоды, стоимость покупной воды включена по тарифам, утвержденным РТК Ставропольского края для ГУП "Ставрополькрайводоканал". Следовательно, расходы Лермонтовского МУП "Горводоканал" на покупку воды возмещаются потребителями города в составе тарифа, установленного для МУП "Горводоканал" органами местного самоуправления города Лермонтова.
Судом также отмечается, что в тарифе на услуги водоснабжения на 2010 г., предоставляемые МУП "Горводоканал" г. Лермонтова, утвержденном решением совета города Лермонтова от 25.11.2009 № 96, полностью учтены расходы на покупку воды в количестве 2258,1 куб. м по установленному РТК Ставропольского края тарифу 9,29 на сумму 20977,8 руб. при объеме реализации воды конечным потребителям г. Лермонтова 1191,1 куб. м, то есть с учетом потерь воды в сетях в размере 47,3%. Однако из материалов дела следует, что МУП "Горводоканал" производил оплату ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" за покупаемую у него воду в 2010 г., как и в предыдущие годы, только частично, что и привело к образованию у него задолженности за покупаемую воду.
На основании вышеизложенного РТК Ставропольского края в соответствии с частью 1 статьи 65, части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказала обстоятельства, послужившие основанием утверждения оспариваемого размера тарифа.
По делам об оспаривании нормативных правовых актов на заявителе лежит обязанность доказать факт нарушения данным актом его прав и законных интересов. Обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного акта возлагается на орган или должностное лицо, принявшее акт.
В ходе судебного разбирательства по делу заявитель не подтвердил первичными документами причинно-следственную связь между установлением тарифа на услуги, оказываемые МУП "Горводоканал" г. Лермонтова на услуги водоснабжения, в размере 9,29 руб. за 1 куб. м и нарушением прав и интересов МУП "Горводоканал" г. Лермонтова в сфере экономической деятельности, выразившемся в убыточности деятельности в указанной сфере.
Исходя из анализа представленных материалов дела, суд считает, что финансовое состояние МУП "Горводоканал" осложняется не величиной тарифа на покупную воду, а установлением на 2009 г. нормативным правовым актом Совета города Лермонтова тарифа на услуги водоснабжения этого предприятия для потребителей города ниже экономически обоснованного уровня с возмещением разницы в тарифах из неизвестного источника и фактически отсутствием такого возмещения на практике.
Так, решением Совета города Лермонтова от 25.11.2008 № 105 "Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал" потребителям города Лермонтова" предусмотрено возмещение МУП "Горводоканал" выпадающих доходов, образующихся в 2009 г. от разницы между экономически обоснованным тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 39,05 руб. за 1 куб. м (с НДС) и установленным с 01.01.2009 тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 28,98 руб. за 1 куб. м (с НДС).
Таким образом, с учетом объема реализации услуг водоснабжения МУП "Горводоканал" сумма разницы между установленным тарифом на услуги водоснабжения (28,98 руб. с НДС) и экономически обоснованным тарифом (39,05 руб. с НДС), подлежащая возмещению МУП "Горводоканал", составляет 13292,4 руб. Согласно статистической форме № 22-ЖКХ (сводная) за январь - декабрь 2009 г. сумма компенсации из бюджетов всех уровней разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами по водоснабжению составила лишь 403,4 руб.
Довод заявителя о том, что тариф в размере 9,29 руб. за 1 куб. м более чем в два раза выше расчетной стоимости питьевой воды, отпускаемой Ессентукскому, Железноводскому, Кисловодскому, Предгорному и Пятигорскому "Водоканалам", также является не состоятельным по следующим основаниям.
Указанные "Водоканалы" являются филиалами ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и не обладают самостоятельным статусом юридического лица, следовательно, финансовые расчеты между структурными подразделениями одного юридического лица не производятся. Таким образом, указанные подразделения не могут находиться в преимущественном положении по отношению к МУП "Горводоканал" г. Лермонтова, поскольку отдельный тариф для филиалов не устанавливается.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24.12.2010 № 56/6 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной тарифной комиссии Ставропольского края" постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 № 53/3 "Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" утратило силу с 01.01.2011. Таким образом, на момент рассмотрения данного дела оспариваемый нормативный акт утратил свою силу.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В судебном заседании установлен и подтверждается материалами дела факт того, что абзац второй подпункта "а" пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 № 53/3 "Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" не противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", то есть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Несоответствие оспариваемого акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по основаниям, указанным в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом также не установлено.
Судом полностью и всесторонне исследованы все представленные доказательства, установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о признании оспариваемого акта соответствующим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" - нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 174, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

решил:

в удовлетворении заявленного требования муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова, г. Лермонтов, отказать.
Абзац второй подпункта "а" пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 № 53/3 "Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" признать соответствующим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" как нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, г. Краснодар, в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и газете "Ставропольская правда".

Председательствующий
З.Р.ТЛЯБИЧЕВА

Судьи
В.А.ЗОРИН
Л.В.БЫКОДОРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru