Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Пятый созыв
Двадцать седьмое заседание

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2012 г. № 539

ОБ ОТЧЕТЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА О РЕЗУЛЬТАТАХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ГОРОДЕ
ТАМБОВЕ В 2011 ГОДУ

Рассмотрев представленный главой Администрации города Тамбова отчет о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове в 2011 году, и в соответствии с Уставом города Тамбова, Положением "О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове", утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576, с учетом рекомендации комитета Тамбовской городской Думы пятого созыва по муниципальной собственности и развитию предпринимательства Тамбовская городская Дума решила:
1. Работу Администрации города Тамбова по осуществлению муниципального земельного контроля в городе Тамбове в 2011 году признать удовлетворительной.
2. Утвердить отчет Администрации города Тамбова о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове в 2011 году (прилагается).
3. Решение вступает в силу после принятия и подлежит официальному опубликованию.

Глава города Тамбова
А.В.Кондратьев





Утвержден
Решением
Тамбовской городской Думы
от 28.03.2012 № 539

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ В ГОРОДЕ ТАМБОВЕ В 2011 ГОДУ

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Создание благоприятной среды для жизнедеятельности жителей муниципальных образований составляет основу деятельности органов местного самоуправления. Эти конституционные принципы являются приоритетной основой в организации муниципального земельного контроля.
Дальнейший рост городов и, соответственно, увеличение площадей использования земель под застройку увеличили и количество городских землепользователей и, следовательно, усилили значение земельного контроля в городах.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В своей деятельности специалисты, осуществляющие муниципальный земельный контроль, руководствуются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Тамбовской области, правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе, определяющими порядок проведения муниципального земельного контроля.
Принятие Решения Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576 "Об утверждении Положения "О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове" создало правовую основу для осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа - город Тамбов (в ред. от 28.12.2011 № 493).
На территории городского округа - город Тамбов муниципальный земельный контроль осуществляет комитет земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова (далее - Комитет).
Основными направлениями муниципального земельного контроля являются:
а) обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физическими лицами законодательства Российской Федерации, Тамбовской области, правовых актов органов местного самоуправления города Тамбова в сфере земельных отношений;
б) выявление и предупреждение нарушений земельного законодательства, требований по охране и использованию земель городского округа - город Тамбов.
Муниципальный земельный контроль призван выполнять функции контроля за:
использованием земельного участка в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред земле как природному объекту;
сохранностью межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
соблюдением порядка пользования городскими лесами, обособленными водными и другими природными объектами местного значения;
своевременностью освоения земельных участков в случаях, если сроки освоения предусмотрены договорами;
своевременностью внесения платежей за землю;
выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;


выполнением иных требований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Законом Тамбовской области "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области".
Муниципальный земельный контроль осуществляется специалистами Комитета в форме плановых проверок, проводимых в соответствии с ежеквартальными планами, и внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических и физических лиц.
Внеплановые проверки проводятся в случае непосредственного обнаружения фактов, указывающих на наличие нарушений правил землепользования, установленных земельным законодательством, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц документов либо иных доказательств, свидетельствующих о нарушении таких правил, а также для проверки устранения ранее выявленных нарушений земельного законодательства. По результатам проверок составляются акты с обязательным ознакомлением собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков или их представителей.
В отдельных случаях муниципальный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля исполнительными органами государственной власти, органами внутренних дел и иными органами, занимающимися государственным надзором и контролем в области охраны окружающей среды и природопользования, путем организации совместных проверок, иных мероприятий, в том числе по устранению и предотвращению причин и условий, способствующих совершению земельных правонарушений, ведения учета и обмена информацией.
За период с 01.01.2011 по 31.12.2011 специалистами Комитета, осуществляющими муниципальный земельный контроль, проведено 526 проверок использования земельных участков, в том числе 154 плановые проверки и 372 внеплановые проверки, из которых:
156 проверок в отношении земельных участков под объектами капитального строительства;
286 проверок в отношении земельных участков под временными сооружениями (объекты некапитального строительства: металлические гаражи, киоски, павильоны и др.);
84 проверки в отношении земельных участков, свободных от строений, сооружений, объектов некапитального строительства.
Общая площадь обследованных земельных участков составила 779344 кв.м (77,93 га).
По результатам проведенных проверок составлено 526 актов проверок использования земель, из которых 218 - в отношении земельных участков, пользователями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, 308 - в отношении земельных участков, пользователями которых являются физические лица.
По состоянию на 31.12.2011 Комитетом зарегистрировано право собственности муниципального образования городского округа - город Тамбов на 177 земельных участков общей площадью 3722398 кв.м (372,24 га), из которых 32 земельных участка общей площадью 399129 кв.м (39,91 га) Комитетом были проверены в процессе осуществления муниципального земельного контроля в отчетном периоде.
Следует отметить, что наибольшая часть проведенных внеплановых проверок использования земельных участков в 2011 году связана с обращениями граждан, организаций, поступающих как непосредственно в Комитет, так и в Администрацию города Тамбова, прокуратуру, другие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство из них связаны с различными земельными спорами. Как правило, информация, указанная в этих обращениях, находит подтверждение. При этом при проведении проверок нередко выявляются признаки виновности в совершении различных нарушений всех сторон, участвующих в конфликте, включая самих заявителей.
По результатам проведения муниципального земельного контроля разрешено большое количество земельных споров, что оказывает положительное влияние на использование земель в городском округе - город Тамбов.
За отчетный период Комитетом в рамках осуществления муниципального земельного контроля рассмотрены и даны письменные разъяснения по 326 обращениям граждан и юридических лиц, из них: 95 - заявления физических лиц, 231 - обращения юридических лиц.
При проведении проверок особое внимание уделялось таким вопросам, как выявление фактов использования земельных участков с нарушением разрешенного режима использования, самовольного занятия земельных участков, проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений в сфере землепользования, а также принимались меры по снижению задолженности по арендной плате за землю.
По результатам проверок специалистами Комитета, уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля, выявлено 1676 нарушений земельного и гражданского законодательства, в том числе:
нарушение разрешенного режима использования земельных участков (11);
отсутствие договоров аренды земельных участков (плата за фактическое пользование) (3);
отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки (1540, из которых 1473 - под металлическими гаражами);
наличие задолженности по арендной плате за землю (114);
несоблюдение арендаторами установленного порядка государственной регистрации договоров аренды земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение которого осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области) (8).
По итогам работы, проведенной специалистами Комитета, осуществляющими муниципальный земельный контроль, арендаторами в добровольном порядке погашена задолженность по арендной плате за землю на общую сумму 5382744,90 руб.
В 2011 году по результатам проведенных проверок Комитетом предъявлено 156 исковых заявлений о взыскании задолженности, образовавшейся вследствие неисполнения обязательств по договорам аренды земельных участков, в том числе:
по 140 исковым заявлениям требования удовлетворены на сумму 30288878,32 руб., в том числе 4 исковых заявления о включении в реестр требований кредиторов на сумму 1886534,91 руб.;
по 4 исковым заявлениям отказано в удовлетворении заявленных требований на сумму 200698,39 руб. в связи с истечением сроков исковой давности;
по 2 исковым заявлениям утверждено мировое соглашение на сумму 3378537,59 руб.;
по 8 исковым заявлениям судом прекращено производство в связи с добровольной оплатой задолженности ответчиком на сумму 5382744,90 руб.;
по 1 исковому заявлению производство прекращено в связи с неподведомственностью на сумму 54725,69 руб.;
по 1 исковому заявлению производство прекращено в связи с истечением срока исковой давности на сумму 38058,96 руб.
В связи с тем, что муниципальный земельный контроль входит в единую систему земельного контроля, в случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушений, подпадающих под действие таких статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как статья 7.1 "Самовольное занятие земельного участка", статья 7.10 "Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом", статья 8.8 "Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению", материалы проверок направляются для рассмотрения в Управление Росреестра по Тамбовской области, а также в УМВД России по городу Тамбову.
В результате проведенного в 2011 году обследования территории города Тамбова в соответствии с Постановлением Администрации города Тамбова от 11.03.2011 № 1606 "О создании рабочей группы по обследованию земельных участков, самовольно занятых металлическими гаражами на территории города Тамбова" Комитетом выявлены на свободных городских землях 1473 металлических гаража, правоустанавливающие документы на земельные участки под которыми отсутствуют.
При проведении обследования земельных участков под металлическими гаражами на этих гаражах были наклеены уведомления о необходимости обращения в Комитет с целью проведения инвентаризационной работы.
Так как действующим законодательством не определены полномочия по сносу самовольно установленных объектов некапитального строительства (металлические гаражи, киоски, павильоны и т.д.) или самовольно построенных объектов капитального строительства в одностороннем порядке без выявления лиц, осуществивших установку или строительство таких объектов, главная трудность в решении проблемы, связанной с освобождением самовольно занятых земельных участков, которое возможно произвести только в судебном порядке, - это выявление правонарушителей, то есть лиц, осуществивших установку или строительство данных объектов.
Для более оперативного решения задачи по определению лиц, самовольно установивших металлические гаражи, предоставления любой информации по данному вопросу, оформления владельцами металлических гаражей правоустанавливающих документов на земельные участки под данными гаражами в газете "Наш города Тамбов" № 39 от 31.05.2011 опубликовано и размещено на сайте Интернет-портала Администрации города Тамбова объявление, касающееся проблемы самовольно установленных металлических гаражей.
В случае, если в ходе проведения муниципального земельного контроля специалистам Комитета не представляется возможным выявить правонарушителей, то в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" информация о самовольно установленных или построенных объектах Комитетом направляется в УМВД России по городу Тамбову в целях выявления правонарушителей.
Так, с целью выявления лиц, допустивших самовольное занятие земельных участков, принятия в отношении них мер административного воздействия, сведения о нарушениях, выявленных в результате проведения 77 проверок, направлены в УМВД России по городу Тамбову, по ответной информации которого установлены 78 правонарушителей.
По 139 фактам самовольного занятия земельных участков в соответствии с соглашением о взаимодействии Администрации города Тамбова и Управления Росреестра по Тамбовской области по вопросу организации государственного земельного контроля и муниципального земельного контроля от 15.03.2010 материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Тамбовской области для принятия мер воздействия в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Самовольное занятие земельных участков", из которых:
в отношении 74 правонарушителей государственным инспектором по использованию и охране земель Тамбовской области составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Тамбовской области вынесены постановления о назначении административных наказаний, а также государственным инспектором по использованию и охране земель Тамбовской области выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства;
по 25 фактам в Комитет из Управления Росреестра по Тамбовской области поступила информация об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
по 40 фактам в Комитет из Управления Росреестра по Тамбовской области поступила информация о включении земельных участков в ежегодный план проведения проверок по осуществлению государственного земельного надзора.
Кроме того, для предупреждения и выявления правонарушений земельного законодательства Комитетом проводились совместные мероприятия с органами прокуратуры (6), а в летний период Комитетом совместно с управлением по связям с общественностью Администрации города Тамбова организуются информационно-разъяснительные встречи с населением города Тамбова, на которых, в том числе, проводится работа по ознакомлению с мерами административной ответственности за самовольное занятие земельных участков.
Наиболее эффективным средством борьбы с самовольным занятием земельных участков является освобождение самовольно занятых земельных участков путем подачи соответствующих исковых заявлений в суд.
Так, по результатам проверок за отчетный период Комитетом подготовлено и направлено 152 исковых заявления об освобождении и возврате земельных участков, из которых:
по 70 исковым заявлениям требования удовлетворены;
по 14 исковым заявлениям производство прекращено, в том числе: по 6 исковым заявлениям в связи с добровольным освобождением земельных участков, по 1 исковому заявлению в связи с неподведомственностью, по 3 исковым заявлениям в связи с оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки;
по 2 исковым заявлениям отказано в удовлетворении требований;
1 исковое заявление оставлено без рассмотрения;
65 исковых заявлений находятся в стадии рассмотрения.
При осуществлении муниципального земельного контроля также выявляются признаки нарушений градостроительного законодательства. Так как муниципальный земельный контроль выявляет земельные нарушения на раннем этапе строительства (например, самовольное занятие земельного участка путем организации строительной площадки), создаются условия для раннего выявления нарушений градостроительного законодательства. В связи с чем Комитет направляет в комитет градостроительства Администрации города Тамбова и комитет архитектуры, развития и реконструкции Администрации города Тамбова материалы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии мер ответственности к лицам, допустившим нарушения градостроительного законодательства. Так, в 2011 году по 10 фактам выявленных нарушений градостроительного законодательства информация направлена в комитет градостроительства Администрации города Тамбова и по 11 фактам - в комитет архитектуры, развития и реконструкции Администрации города Тамбова.
В рамках мероприятий по муниципальному земельному контролю в 2011 году осуществлялась работа по обмену информацией с Управлением Росреестра по Тамбовской области (157), правоохранительными органами (105), органами прокуратуры (25).
Отчетный период можно охарактеризовать как плодотворный в деятельности Комитета при выполнении одной из своих основных задач - по осуществлению земельного контроля за использованием земель городского округа - город Тамбов. В связи с усилением контроля за использованием земель повысилась ответственность арендаторов, пользователей и собственников земельных участков, что привело к значительному снижению уровня задолженности по арендной плате за землю, уменьшению количества иных правонарушений в сфере земельного законодательства.
Также необходимо отметить, что количество выявляемых нарушений, своевременность проводимых мероприятий по муниципальному земельному контролю, кроме принятия мер по совершенным правонарушениям, оказывают значительное профилактическое влияние на общую ситуацию с соблюдением земельного законодательства. Потенциальные нарушители воздерживаются от ненадлежащего использования земли, самостоятельно принимают меры по оформлению прав на земельные участки.
Таким образом, муниципальный земельный контроль в городе Тамбове является необходимым звеном общей системы земельного контроля и действенным механизмом (инструментом), обеспечивающим соблюдение требований по надлежащему и эффективному использованию земель.

Глава Администрации города Тамбова
А.Ф.Бобров





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru