Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2010 г. № 3-12/2010

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре С.Ч.В.
с участием представителя заявителя О.У.М. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Ч.О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2010 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" в части,

установил:

В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" в части обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что п. 6 ст. 19 оспариваемого закона установлено, что в соответствии с уставом муниципального образования в избирательную комиссию муниципального образования входят 5 - 9 членов комиссии с правом решающего голоса.
Вместе с тем п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Таким образом, в части установления количества членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса в числе от 5 до 9 членов п. 6 ст. 19 Закона Республики Тыва противоречит действующему федеральному законодательству.
В соответствии с п. 8 ст. 19 республиканского закона (в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 908 ВХ-1) представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений. Исходя из буквального толкования приведенного положения может быть сделан вывод о полномочиях представительного органа муниципального образования по назначению половины и более от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.
Одновременно п. 8 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" четко установлено, что представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений.
Согласно п. 9 ст. 19 Закона РТ (в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 908 ВХ-1) представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений Избирательной комиссии Республики Тыва.
Приведенная норма закона противоречит п. 9 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым установлена обязанность представительного органа муниципального района, городского округа по назначению половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также п. 9.1 ст. 24 Федерального закона, согласно которому представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
Применение оспариваемых положений нарушает интересы Российской Федерации, поскольку нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству.
Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими силу п. 6, п. 8 в части слов "не менее" и п. 9 ст. 19 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва", а также возложить на заинтересованное лицо обязанность опубликовать сообщение о решении после его вступления в законную силу.
Представитель заявителя О.У.М. требование поддержала по основаниям, указанным в заявлении, и просила об его удовлетворении.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Ч.О.И. с требованием не согласилась, пояснив о том, что согласно ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования.
Статьей 1 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2001 года № 1277 "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва" на территории Республики Тыва применяются только те конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва, иные нормативные правовые акты Республики Тыва, которые официально опубликованы.
Согласно ст. 4 указанного закона установлено, что официальным опубликованием закона Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах "Тувинская правда", "Шын" или периодическом издании "Собрание законодательства Республики Тыва".
Оспариваемый закон был опубликован только в газете "Тувинская правда", в газете "Шын" закон не публиковался.
Полагает, что в связи с тем, что текст закона официально не был опубликован, он не может применяться.
От представителей Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности П.О.С. и М.К.С. поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. В них указывается на согласие с заявленным требованием.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 6 ст. 19 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" установлено, что в соответствии с уставом муниципального образования в избирательную комиссию муниципального образования входят 5 - 9 членов комиссии с правом решающего голоса.
Однако п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Таким образом, указанная выше норма республиканского закона в части установления количества членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса в числе от 5 до 9 членов вошла в противоречие с п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 8 ст. 19 республиканского закона (в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 908 ВХ-1) представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений. Исходя из буквального толкования приведенного положения может быть сделан вывод о полномочиях представительного органа муниципального образования по назначению половины и более от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.
Пунктом 8 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений.
В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона РТ (в редакции Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 908 ВХ-1) представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений Избирательной комиссии Республики Тыва.
Приведенная норма закона Республики Тыва вошла в противоречие с п. 9 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым установлена обязанность представительного органа муниципального района, городского округа по назначению половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также п. 9.1 ст. 24 Федерального закона, согласно которому представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
По приведенным выше мотивам суд находит заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 6, п. 8 в части слов "не менее" и п. 9 ст. 19 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Суд находит несостоятельным довод представителя Председателя Правительства Республики Тыва Ч.О.И. о том, что оспариваемый заявителем закон не может применяться ввиду того, что он не опубликован в газете "Шын", выходящей на тувинском языке.
Так, ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Закон Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" опубликован в газете "Тувинская правда", выходящей на русском, т.е. государственном языке Российской Федерации, в связи с чем применяется на территории Республики Тыва.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва" в части удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 6, п. 8 в части слов "не менее" и п. 9 ст. 19 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 341 ВХ-1 "О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение вынесено 28 июня 2010 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru