Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2012 г. № 3-8/2012

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
при секретаре Д.А.С-М.,
с участием прокурора О.У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Временного порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 № 165,

установил:

Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 № 165 утвержден "Временный порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва (далее Временный порядок), состав республиканской земельной комиссии и Положение о республиканской земельной комиссии".
Постановление опубликовано в приложении № 11 к газете "Тувинская правда" от 05.04.2011 № 33(17056).
Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Временного порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 № 165.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что указанный закон противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Пунктом 1.13 Временного порядка предусмотрено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка Министерство на основании заявления гражданина, юридического лица, а также дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Однако частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым вместо изготовления, утверждения и использования проекта границ земельных участков требуется изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых картах и планах соответствующих территорий.
Более того подпунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа, а согласно статье 18 этого же Закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ как перед предварительным согласованием места размещения объекта при предоставлении земельного участка для строительства, так и перед торгами земельный участок должен быть сформирован, в том числе, должен быть утвержден проект его границ. Разработка и утверждение проекта границ земельных участков регулируется Градостроительным кодексом РФ, статьями 23, 24, 26, 31, 32 которого предусмотрено, что в отношении обычной застройки (не связанной с размещением объектов федерального, регионального, районного значения) подготовку и утверждение этой документации ведет на основании генеральных планов орган местного самоуправления поселения или городского округа; генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе, внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа; решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа; генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения; на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы земельных участков, которые предоставлены, в том числе для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; реализация генерального плана городского округа осуществляется на основании плана реализации генерального плана городского округа, который утверждается главой местной администрации городского округа в течение трех месяцев со дня утверждения генерального плана. В плане реализации генерального плана содержатся, в том числе, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки или о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Полномочия по принятию решения о подготовке проекта правил землепользования предоставлены главе местной администрации, которым одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которые утверждаются представительным органом местного самоуправления.
При этом положений, указывающих на то, что полномочия по утверждению границ земельных участков могут быть переданы исполнительным органам государственной власти, действующее законодательство не содержит.
Таким образом, изъятие из предмета ведения муниципального образования вопроса местного значения и предоставление исполнительному органу государственной власти - Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва полномочий по утверждению проекта границ земельного участка осуществлено с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 2.3.4 Временного порядка установлено, что распоряжение Министерства и (или) протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) являются основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, заключения договора купли-продажи и регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Указанное противоречит части 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что основанием предоставления земельного участка для строительства является или решение исполнительного органа государственной власти или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов). Абзацем пятым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими Временный порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл республики Тыва" - столицы республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и положения о ней, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 № 165 противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части
- п. 1.13 полностью,
- п. 2.3.4 в части союза "и" после слова "Министерства" Временного порядка.
В судебном заседании прокурор О.У.М. заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Тыва С.М.В. с заявлением прокурора согласился частично, суду пояснил, что министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, как орган исполнительной власти, может обратиться в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и после получения схемы расположения земельного участка обеспечить изготовление кадастровой карты (схемы) земельного участка. Считает, пункт 1.13 Временного порядка не противоречащим федеральному законодательству. В отношении противоречия федеральному законодательству пункта 2.3.4 Временного порядка с заявлением прокурора согласен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Тыва регулирует земельные отношения, он не может противоречить федеральному закону.
Пунктом 1.13 Временного порядка предусмотрено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка Министерство на основании заявления гражданина, юридического лица, а также дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, вопросы утверждения и выдачи заявителям схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории федеральным законом отнесено к ведению органов местного самоуправления. Предоставление исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва полномочий по утверждению проекта границ земельного участка осуществлено с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 2.3.4 Временного порядка установлено, что распоряжение Министерства и (или) протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) являются основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, заключения договора купли-продажи и регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Указанное противоречит части 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1. государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2. заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3. заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что основанием предоставления земельного участка для строительства является или решение исполнительного органа государственной власти или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов).
В силу положений пункта 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.13 полностью; пункт 2.3.4 в части союза "и" после слова "Министерства" Временного порядка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В силу положений пункта 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление заместителя Прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу Временный порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 № 165 в части:
1. пункта 1.13 полностью;
2. пункт 2.3.4 в части союза "и" после слова "Министерства" Временного порядка.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном порядке в течение месяца после вынесения решения суда в окончательной форме - 8 февраля 2012 года.

Судья
А.А.КАНЗАЙ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru