Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2012 г. по делу № А79-14385/2011

Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2012.
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2012.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии по председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики (г. Чебоксары, ул. К.Маркса, дом 48) к административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары (г. Чебоксары, ул. Гагарина, дом 22а) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 14.12.2011 № 971,
третье лицо - ООО "Управляющая компания "Капремстрой",
при участии: представителя заявителя - прокурора отдела Б., представителя третьего лица - И., по доверенности от 23.01.2012,

установил:

заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением к административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" (далее - ООО "УК "Капремстрой", общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Указанной нормой предусматривается ответственность за нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов.
Заместитель прокурора указывает, что административным органом было допущено существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, поскольку протокол и оспариваемое постановление были составлены в отсутствие законного представителя общества и без надлежащего уведомления.
В ходе судебного заседания представитель прокуратуры Чувашской Республики поддержал требования о признании незаконным оспариваемого постановления и привел доводы, изложенные в заявлении.
Администрация Ленинского района города Чебоксары, извещенная о слушании дела, представителя на судебное заседание не направила. Отзывом на заявление требование заместителя прокурора не признает.
Указывает, что протокол об административном правонарушении от 12.12.2011 № 115 был составлен в присутствии директора ООО "УК "Капремстрой" К. При этом ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и вручено обязательство о явке 14.12.2011 к 13 час. 30 мин. на рассмотрение протокола административной комиссией.
Вместе с тем, К. отказался от подписи в протоколе и в обязательстве о явке на рассмотрение протокола, что подтверждается подписями должностных лиц администрации.
В связи с неявкой директора ООО "УК "Капремстрой" на рассмотрение протокола об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении от 14.12.2011 № 971 было вынесено административной комиссией в отсутствие законного представителя общества. Ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в административную комиссию от К. не поступало.
ООО "УК "Капремстрой", привлеченное в качестве третьего лица, письменным отзывом на заявление и его представитель в ходе судебного заседания требования заместителя прокурора Чувашской Республики поддержали.
Считает, что административным органом была нарушена процедура оформления протокола и не предоставлена возможность реализовать права на защиту, поскольку с протоколом об административном правонарушении законный представитель общества не знакомился, копию не получал.
Кроме этого, ООО "УК "Капремстрой" не признает наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Допрошенный в качестве свидетеля К. суду показал, что с февраля 2011 года по январь 2012 года работал в обществе в качестве директора. Данное общество занимается обслуживанием жилых домов, обеспечивает вывоз бытового мусора и уборку снега по договору с ОАО "Спецавтохозяйство" и по утвержденному графику.
Указывает также, что периодически администрация района и Роспотребнадзор проводят проверки обслуживаемых обществом объектов. При этом точно не может сказать, проводила ли администрация проверку в декабре 2011 года. При составлении протокола об административном правонарушении от 12.12.2011 № 115 он не участвовал, копию протокола не получал и по почте ее не присылали. Обязательство о явке на административную комиссию для рассмотрения 14.12.2011 в 13 час. 30 мин. дела об административном правонарушении также вручено не было. Постановление о привлечении к административной ответственности от 14.12.2011 № 971 также было вынесено без ведома общества.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" является юридическим лицом, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1092130008959.
Должностными лицами администрации Ленинского района города Чебоксары был проведен осмотр территории, прилегающей к дому № 12 по улице Привокзальная города Чебоксары. При этом установлено, что не осуществляется уборка снега перед входами в подъезды и на придомовой территории, выявлено складирование крупногабаритного мусора на контейнерной площадке, что является нарушением Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186.
На основании изложенного, в соответствии с частью 6 статьи 28.3 КоАП РФ и пунктом "г" части 2 статьи 33 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", 12.12.2011 членом административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары в отношении ООО "УК "Капремстрой" составлен протокол от 12.12.2011 № 115 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 указанного Закона.
На основании данного протокола 14.12.2011 административной комиссией при администрации Ленинского района города Чебоксары вынесено постановление № 971 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" предусматривается ответственность за нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов. Данные правила закреплены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186.
Вместе с тем, по имеющимся в материалах дела фотографиям нельзя достоверно установить рядом с каким домом и в каком районе допущено нарушение правил благоустройства. Администрацией Ленинского района города Чебоксары не представлены безусловные доказательства допущения обществом нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме этого в протоколе сделана запись о том, что он составлен с участием директора общества, однако он отказался от подписи в нем и от его получения (см. л.д. 35). Такая же запись имеется в письменном обязательстве (см. л.д. 34) о явке на административную комиссию для рассмотрения 14.12.2011 в 13 час. 30 мин. дела об административном правонарушении.
Иных доказательств обеспечения участия законного представителя общества при составлении протокола администрацией не представлено.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно пункту 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Изложенные выше обстоятельства по делу свидетельствуют, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Капремстрой" законный представитель общества не участвовал, доказательства своевременного извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола не имеется.
Администрацией Ленинского района города Чебоксары также не представлено доказательство надлежащего уведомления о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Представленное в дело обязательство о явке на административную комиссию для рассмотрения дела об административном правонарушении нельзя признать надлежащим извещением о вынесении постановления, поскольку при этом не было обеспечено выполнение требование части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ о направлении протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня его составления лицу, в отношении которого составлен указанный протокол.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает записи в протоколе об отказе в подписании и получении протокола, а также обязательство о явке на рассмотрение административного дела недопустимыми доказательствами извещения общества о времени рассмотрения протокола об административном правонарушении в смысле статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства свидетельствуют, что административным органом существенно нарушен установленный КоАП РФ порядок привлечения ООО "УК "Капремстрой" к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора Чувашской Республики подлежит удовлетворению. Постановление административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары от 14.12.2011 № 971 о привлечении ООО "УК "Капремстрой" к административной ответственности следует признать незаконным и отменить.
Поскольку дела, связанные с оспариванием актов государственных органов о привлечении к административной ответственности не оплачиваются государственной пошлиной, вопрос о взыскании госпошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары от 14.12.2011 № 971 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru