АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2012 г. по делу № А79-14385/2011
Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2012.
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2012.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии по председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики (г. Чебоксары, ул. К.Маркса, дом 48) к административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары (г. Чебоксары, ул. Гагарина, дом 22а) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 14.12.2011 № 971,
третье лицо - ООО "Управляющая компания "Капремстрой",
при участии: представителя заявителя - прокурора отдела Б., представителя третьего лица - И., по доверенности от 23.01.2012,
установил:
заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением к административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" (далее - ООО "УК "Капремстрой", общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10
Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Указанной нормой предусматривается ответственность за нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов.
Заместитель прокурора указывает, что административным органом было допущено существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, поскольку протокол и оспариваемое постановление были составлены в отсутствие законного представителя общества и без надлежащего уведомления.
В ходе судебного заседания представитель прокуратуры Чувашской Республики поддержал требования о признании незаконным оспариваемого постановления и привел доводы, изложенные в заявлении.
Администрация Ленинского района города Чебоксары, извещенная о слушании дела, представителя на судебное заседание не направила. Отзывом на заявление требование заместителя прокурора не признает.
Указывает, что протокол об административном правонарушении от 12.12.2011 № 115 был составлен в присутствии директора ООО "УК "Капремстрой" К. При этом ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и вручено обязательство о явке 14.12.2011 к 13 час. 30 мин. на рассмотрение протокола административной комиссией.
Вместе с тем, К. отказался от подписи в протоколе и в обязательстве о явке на рассмотрение протокола, что подтверждается подписями должностных лиц администрации.
В связи с неявкой директора ООО "УК "Капремстрой" на рассмотрение протокола об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении от 14.12.2011 № 971 было вынесено административной комиссией в отсутствие законного представителя общества. Ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в административную комиссию от К. не поступало.
ООО "УК "Капремстрой", привлеченное в качестве третьего лица, письменным отзывом на заявление и его представитель в ходе судебного заседания требования заместителя прокурора Чувашской Республики поддержали.
Считает, что административным органом была нарушена процедура оформления протокола и не предоставлена возможность реализовать права на защиту, поскольку с протоколом об административном правонарушении законный представитель общества не знакомился, копию не получал.
Кроме этого, ООО "УК "Капремстрой" не признает наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10
Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Допрошенный в качестве свидетеля К. суду показал, что с февраля 2011 года по январь 2012 года работал в обществе в качестве директора. Данное общество занимается обслуживанием жилых домов, обеспечивает вывоз бытового мусора и уборку снега по договору с ОАО "Спецавтохозяйство" и по утвержденному графику.
Указывает также, что периодически администрация района и Роспотребнадзор проводят проверки обслуживаемых обществом объектов. При этом точно не может сказать, проводила ли администрация проверку в декабре 2011 года. При составлении протокола об административном правонарушении от 12.12.2011 № 115 он не участвовал, копию протокола не получал и по почте ее не присылали. Обязательство о явке на административную комиссию для рассмотрения 14.12.2011 в 13 час. 30 мин. дела об административном правонарушении также вручено не было. Постановление о привлечении к административной ответственности от 14.12.2011 № 971 также было вынесено без ведома общества.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" является юридическим лицом, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1092130008959.
Должностными лицами администрации Ленинского района города Чебоксары был проведен осмотр территории, прилегающей к дому № 12 по улице Привокзальная города Чебоксары. При этом установлено, что не осуществляется уборка снега перед входами в подъезды и на придомовой территории, выявлено складирование крупногабаритного мусора на контейнерной площадке, что является нарушением Правил
внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186.
На основании изложенного, в соответствии с частью 6 статьи 28.3
КоАП РФ и пунктом "г" части 2 статьи 33
Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", 12.12.2011 членом административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары в отношении ООО "УК "Капремстрой" составлен протокол от 12.12.2011 № 115 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 10
указанного Закона.
На основании данного протокола 14.12.2011 административной комиссией при администрации Ленинского района города Чебоксары вынесено постановление № 971 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Статьей 10
Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" предусматривается ответственность за нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов. Данные правила закреплены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186.
Вместе с тем, по имеющимся в материалах дела фотографиям нельзя достоверно установить рядом с каким домом и в каком районе допущено нарушение правил благоустройства. Администрацией Ленинского района города Чебоксары не представлены безусловные доказательства допущения обществом нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10
Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
В соответствии с частью 4 статьи 1.5
КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме этого в протоколе сделана запись о том, что он составлен с участием директора общества, однако он отказался от подписи в нем и от его получения (см. л.д. 35). Такая же запись имеется в письменном обязательстве (см. л.д. 34) о явке на административную комиссию для рассмотрения 14.12.2011 в 13 час. 30 мин. дела об административном правонарушении.
Иных доказательств обеспечения участия законного представителя общества при составлении протокола администрацией не представлено.
Согласно статье 28.2
КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП
РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом
, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно пункту 24
постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2
КоАП РФ.
Изложенные выше обстоятельства по делу свидетельствуют, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Капремстрой" законный представитель общества не участвовал, доказательства своевременного извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола не имеется.
Администрацией Ленинского района города Чебоксары также не представлено доказательство надлежащего уведомления о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Представленное в дело обязательство о явке на административную комиссию для рассмотрения дела об административном правонарушении нельзя признать надлежащим извещением о вынесении постановления, поскольку при этом не было обеспечено выполнение требование части 4.1 статьи 28.2
КоАП РФ о направлении протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня его составления лицу, в отношении которого составлен указанный протокол.
В соответствии с частью 4 статьи 210
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает записи в протоколе об отказе в подписании и получении протокола, а также обязательство о явке на рассмотрение административного дела недопустимыми доказательствами извещения общества о времени рассмотрения протокола об административном правонарушении в смысле статьи 68
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства свидетельствуют, что административным органом существенно нарушен установленный КоАП
РФ порядок привлечения ООО "УК "Капремстрой" к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора Чувашской Республики подлежит удовлетворению. Постановление административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары от 14.12.2011 № 971 о привлечении ООО "УК "Капремстрой" к административной ответственности следует признать незаконным и отменить.
Поскольку дела, связанные с оспариванием актов государственных органов о привлечении к административной ответственности не оплачиваются государственной пошлиной, вопрос о взыскании госпошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 207
- 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары от 14.12.2011 № 971 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" к административной ответственности, предусмотренной статьей 10
Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.