Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу № А12-8473/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2011 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пильника С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киляковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" (ИНН 3441025981 ОГРН 1043400144622) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Волгоградской области (ИНН 3441027202, ОГРН 1043400221149) с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ИНН 3444118585 ОГРН 1043400395631)
о признании инкассовых поручений № 6362, № 6363 от 19.02.2010 не подлежащими исполнению
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Г., доверенность от 09.08.2010, после перерыва не явился.
от ответчика - С., доверенность <...>,
К., доверенность <...>.
от третьего лица - М., доверенность <...>.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Волгоградской области (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании инкассовых поручений № 6362, № 6363 от 19.02.2010 не подлежащими исполнению.
Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица поддерживает доводы ответчика, против удовлетворения заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд

установил:

Требованием № 889 по состоянию на 26.01.2010 года налоговым органом предложено обществу уплатить в срок до 15.02.2010 налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) за 4 квартал 2009 года в размере 5 070 076 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 20 365 руб. 60 коп.
Поскольку требование об уплате налога и пени в установленный законом срок не исполнено налогоплательщиком, инспекция вынесла решение № 1162 от 19.02.2010 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании № 889. Данное решение направлено в адрес заявителя, о чем свидетельствует список заказных почтовых отправлений от 26.02.2010.
Налоговым органом во исполнение вышеуказанного решения в банк направлены инкассовые поручения № 6362 и № 6363 от 19.02.2010, которые остались неисполненными в полном объеме.
Заявитель, оспаривая инкассовые поручения, указывает на то, что требование № 889 не соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не направлялось по юридическому адресу общества; инкассовое поручение № 6363 от 19.02.2010 не содержит дату окончания налогового периода и срока уплаты налога, что не позволяет идентифицировать платеж как текущий и подлежащий принудительному взысканию.
Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.04.2009 по делу № А12-7149/2009 принято заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" о признании его несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.05.2009 в отношении общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Х.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2009 в отношении общества введена процедура внешнего управления.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2010 заявитель признан несостоятельным (банкротом), в отношении общества введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Х.
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных названных Законом.
Согласно п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Однако мораторий не распространяется на требования кредиторов по текущим платежам.
Статьей 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. в редакции Закона № 296-ФЗ предусмотрено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 8, 9 постановления № 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" указал, что при решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр кредиторов следует учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового (отчетного) периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Налоговый период по налогу на добавленную стоимость (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал (статья 163 НК РФ).
Окончанием налогового периода по налогу на добавленную стоимость является 31 декабря 2009 года.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в размере 5 070 076 руб. подтверждается налоговой декларацией и заявителем не оспаривается.
В связи с неуплатой в установленный срок налога на добавленную за 4 квартал 2009 года заявителю было выставлено требование № 889 по состоянию на 26.01.2010. Учитывая то, что заявление о признании налогоплательщика несостоятельным (банкротом) принято Арбитражным судом Волгоградской области 23.04.2009 года, а признано банкротом общество 20.01.2010 года, сумма налога на добавленную стоимость является текущим платежом.
Доводы заявителя о том, что вне зависимости от того, какой является задолженность - текущей или мораторной, вышеназванная сумма после введения процедуры внешнего управления не может быть взыскана на основании исполнительного документа налогового органа, суд считает ошибочными и противоречащими вышеуказанным положениям Закона о банкротстве.
Также являются необоснованными доводы заявителя о не направлении налоговым органом требования № 889 об уплате налога.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ, а не статьи 169.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Инспекцией представлены доказательства получения требования № 889, а именно, уведомления о вручении 01.02.2010 представителями общества, в том числе конкурсному управляющему.
Ссылки общества на то, что инкассовое поручение № 6362 от 19.02.2010 о взыскании налога в размере 5 070 076 руб. не содержит данных, подтверждающих отнесение взыскиваемого налога к текущим платежам несостоятельна.
Согласно главе 2 "Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 03.10.2002 (далее - Положение), банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
В соответствии с подпунктом 2.10 и 2.16 Положения, расчетные документы на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей содержат, в числе прочих полей, поля 101 - 110, заполняемые с учетом требований, установленных Федеральной налоговой службой России, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой России.
При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и названного Положения.
Предусмотренные пунктом 2.10 Положения требования к заполнению расчетных документов на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей содержатся в "Правилах указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", утвержденных приказом Министерства финансов России от 24.11.2004 № 106н (далее - Правила).
По положению пункта 5 Правил в поле 106 указывается показатель основания платежа, который может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года, "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов.
Подпунктом 2 пункта 6 указанных Правил о заполнении поля 107 расчетного документа предусмотрено указание в показателе налогового периода конкретной даты, которая взаимосвязана с показателем основного платежа. При уплате налога по требованию налогового органа указывается срок уплаты, установленный в требовании налогового органа об уплате налогов.
В поле 108 указывается номер документа, в частности, при уплате налога по требованию налогового органа - номер соответствующего требования (пункт 7 Правил).
В поле 109 указывается показатель даты документа: для платежей, по которым уплата производится в соответствии с требованием об уплате налога, проставляется дата требования (пункта 8 Правил).
В поле "назначение платежа" расчетного документа допускается указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа (пункт 10 Правил).
Инкассовое поручение № 6362 от 19.02.2010 соответствует всем изложенным требованиям: в соответствующих полях указано основание платежа - требование, его номер, дата, срок уплаты, установленный в требовании, и отнесение взыскиваемого налога к текущему платежу.
При таких обстоятельствах заявление общества в части признания не подлежащим исполнению инкассового поручения № 6362 от 19.02.2010, предъявленного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Волгоградской области на денежную сумму 5 070 076 руб. удовлетворению не подлежит.
В то же время суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что содержание требования № 889 по состоянию на 26.01.2010 года в части требования об уплате пени по НДС и инкассового поручения № 6363 от 19.02.2010 года о взыскании пени в размере 20365,60 рублей не позволяет идентифицировать платеж.
По правилам статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о суммах задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.
Из постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.
В требовании отсутствуют сведения о задолженности, на которую начислена пеня по налогу на добавленную стоимость, периоде начисления пени, основаниях уплаты недоимки.
Отсутствие в требовании подробной информации о том, на каком основании и каким образом сложилась сумма пени в указанном размере, влечет за собой нарушение предоставленного статьей 21 НК РФ налогоплательщику права представлять налоговому органу и должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и защищать свои интересы.
Пеня по налогу на добавленную стоимость в размере 20 365 руб. 60 коп., как следует из расчета пени, начислена за период с 01.01.2010 по 10.01.2010 на задолженность по налогу в размере 3 640 242,37 руб., за период с 11.01.2010 по 20.01.2010 на задолженность по налогу в размере 2 577 491 руб. 69 коп. и 21.01.2010 на задолженность по налогу в размере 7 647 567 руб. 69 коп
Пенеобразующая недоимка образовалась в период с 3 квартала 2009 года по 4 квартал 2009 года.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 12 постановления № 25 от 22.06.2006 указал, что поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога). Так как банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных, то только при указании в инкассовом поручении сведений о том, на какую задолженность начислены пени (с указанием налогового периода и срока уплаты налога), возможно идентифицировать платеж по пене как текущий или как не текущий.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 59.
Суд полагает, что при взыскании на основании инкассового поручения пени за несвоевременную уплату налога в инкассовом поручении, с учетом пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 года № 25, должно содержаться указание на дату окончания налогового периода и срок уплаты налога в отношении задолженности, на которую начислена пеня. Только в этом случае содержание инкассового поручения позволит идентифицировать платеж по пене как текущий или как реестровый.
В инкассовом поручении № 6363 от 19.02.2010 данные сведения отсутствуют. Напротив, в нем содержатся искаженные данные, позволяющие банку произвести бесспорное взыскание всей суммы пени как текущей задолженности: указано "пени по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2010 по 21.01.2010, дата окончания налогового периода - 21.01.2010, срок уплаты - 21.01.2010, текущий платеж".
Таким образом, заявление общества в части признания не подлежащим исполнению инкассового поручения № 6363 от 19.02.2010, предъявленного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Волгоградской области на денежную сумму 20 365 руб. 60 коп. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению, как не соответствующего требованиям Налогового кодекса и Закона о банкротстве.
При принятии заявления обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" и удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения спора по существу.
При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа (п. 13 информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Исходя из названных положений, учитывая частичное удовлетворение заявленных требований, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 49 350 руб. 38 коп., в том числе по заявлению о признании инкассовых поручений не подлежащих исполнению - 48 350 руб. 38 коп. и по заявлению о принятии обеспечительных мер - 1 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 172 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" удовлетворить частично.
Признать не подлежащим исполнению инкассовое поручение № 6363 от 19.02.2010, предъявленное инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда на денежную сумму 20 365 руб. 60 коп.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Волгоградской области в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 49 350 руб. 38 коп.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья
С.Г.ПИЛЬНИК





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru