Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2011 г. по делу № 33-2555/2011

Судья Ларкин С.А.

город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Власова Е.В.,
судей Сычева Ю.В. и Сидоренкова И.А.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по кассационной жалобе Городской Управы города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 08 августа 2011 года по заявлению П. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать данное разрешение,

установила:

обратившись в суд с заявлением 20 июля 2011 года, П. указала на то, что по результатам рассмотрения ее обращения ей было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <...>, о чем она была уведомлена письменно начальником отдела объектов капитального строительства Управления архитектуры и градостроительства города Калуги А. за исх. № <...> от 09 июня 2011 года, по мотиву того, что градостроительным планом земельного участка не предусмотрена зона допустимого размещения объектов капитального строительства. Заявитель ссылалась на то, что Управление архитектуры и градостроительства города Калуги без законных оснований отказало ей в выдаче разрешения на строительство, несмотря на то, что все необходимые документы были представлены. Просила признать вышеназванный отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным и обязать выдать его.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства городской Управы города Калуги Р. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на его необоснованность.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 08 августа 2011 года заявление удовлетворено, постановлено: обязать Управление архитектуры и градостроительства города Калуги устранить нарушение прав П., связанное с отказом в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <...>, почтовый адрес: <...>.
В кассационной жалобе Городской Управы города Калуги ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителя городской Управы города Калуги Р., поддержавшего жалобу, П. и ее представителя М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из имеющейся в деле копии свидетельства о государственной регистрации права от 19 ноября 2010 года видно, что П. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <...> кв. м, кадастровый номер <...>. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <...>; указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование под частью жилого дома (л.д. 6).
Аналогичные сведения содержатся и в имеющейся в деле копии кадастрового паспорта на этот земельный участок от 8 ноября 2010 года (л.д. 7-8).
01 июня 2011 года П. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства городской Управы города Калуги с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности.
Письмом от 09 июня 2011 года Управление архитектуры и градостроительства городской Управы города Калуги отказало П. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке, сославшись на пункт 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указав, что градостроительным планом земельного участка от 11 мая 2011 года, утвержденным распоряжением городской Управы города Калуги от 17 мая 2011 года № <...>, не предусмотрена зона допустимого размещения объектов капитального строительства (л.д. 14).
Признавая заявление П. обоснованным, суд первой инстанции исходил по существу из того, что ею в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, она как собственник земельного участка, в силу статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право осуществлять строительство на этом земельном участке. Суд также указал, что доводы о нарушении противопожарных норм возведением жилого дома на данном участке ничем не подтверждены.
Однако с таким решением суда согласиться нельзя ввиду следующего.
Нормами пунктов 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 данной статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Как следует из пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Как видно из дела, заинтересованное лицо и его представитель в судебном заседании не указывали в качестве причины отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома не предоставление П. всех необходимых документов, требуемых законом.
Из пояснений представителя заинтересованного лица в судебном заседании по существу усматривается, что с учетом требований пожарной безопасности, строительных и санитарных правил и нормативов на принадлежащем П. земельном участке невозможно строительство индивидуального жилого дома.
С учетом этого суду первой инстанции следовало проверить эти доводы и дать оценку мотиву отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства, что сделано не было при рассмотрении дела.
С учетом изложенного постановленное по делу решение суда не может быть признано соответствующим закону и подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить заявление П. с учетом требований материального и процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 (часть 1 пункты 1 и 4), 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 08 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи:





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru