Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ДОКЛАД
от 15 марта 2011 года

ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2009 ГОДУ

Введение

Введение в доклад

Настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2009 году (далее по тексту - Доклад) является ежегодным обязательным документом, который составлен им в соответствии с требованиями ст. 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. № 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" (далее - Закон об Уполномоченном по правам человека).
Доклад не является отчетом. Это одна из форм оценки Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный по правам человека) состояния прав человека в Краснодарском крае и его реагирования на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Цель Доклада - доведение Уполномоченным по правам человека до населения, органов власти, общественности своей оценки состояния прав человека в крае, привлечение их внимания к самим проблемам прав человека, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий и защиты. При этом Уполномоченный по правам человека не претендует на полное и исчерпывающее описание всех нарушений прав человека, на "истину в последней инстанции". Это его мнение, которое он вправе высказывать в силу Закона об Уполномоченном по правам человека. Вместе с тем, законодательно установлено, что в Докладе "должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, быть указаны государственные органы, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите".
Закон не наделяет Уполномоченного по правам человека властными полномочиями. Критерием оценки его деятельности могут служить лишь факты, подтверждающие его реагирование на нарушения прав человека, а также результаты, полученные в ходе выполнения им функциональных задач.
Доклад составлен как аналитический документ, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории Краснодарского края в 2009 году. Он является результатом деятельности по выполнению возложенных Законом об Уполномоченном по правам человека задач, анализа поступающих в его адрес обращений заявителей, общения на личном приеме, мониторинга состояния прав человека в крае, официальных ответов государственных и муниципальных учреждений и других структур. Для составления Доклада также использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней. Отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека.
В тексте Доклада указаны источники информации, события и факты. При составлении Доклада максимально учитывались общепринятые требования: достоверности, новизны информации, актуальности поднимаемых проблем, юридического языка изложения, логике, понятной для читателя структуре и другие.
В Докладе больше внимания уделяется анализу имеющихся материалов и выявлению на их основе системных проблем в области прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека полагает, что такой подход позволяет уменьшить объем Доклада за счет сокращения приводимых примеров из практики своей деятельности.
События, которые упоминаются в Докладе, описываются только один раз, в одной из глав, даже при условии, что они затрагивают и другие права и свободы.
Доклад содержит не только недостатки, в нем отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека.
При определении структуры Доклада учтены требования статьи 10 Закона об Уполномоченном по правам человека, определяющей основные задачи его деятельности. Всего их четыре, которые равнозначны по отношению друг к другу, хотя, исходя из сложившейся ситуации с правами человека в данном периоде времени и в зависимости от условий развития самого института, некоторые из них могут оказаться приоритетными.
Уполномоченный по правам человека также считает необходимым включить в Доклад некоторые политические и социально-экономические показатели развития края и раздел, который отражает развитие самого института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. Это позволяет показать условия, которые могли повлиять на состояние прав человека в крае в истекшем году, и способность органов власти обеспечить их гарантии и защиту в случае нарушения.
Настоящий Доклад состоит из разделов, повторяющих задачи деятельности Уполномоченного, которые разделены на главы и пункты. Все они размещены, как считает Уполномоченный по правам человека, с учетом их первоочередности и важности.
Подраздел I раздела II Доклада составлен с учетом принятой в правозащитной практике классификации прав и свобод человека и гражданина, а также количества поступивших обращений, от большего к меньшему.
Уполномоченный по правам человека исходит из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества. Одной из важнейших задач считает его сохранение в крае, а также создание условий для его системного развития.
Отличие настоящего Доклада от предыдущего состоит в том, что он системно учитывает уровни развития и публичности института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, стремление к их увеличению, показывает степень его взаимодействия с органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами в Краснодарском крае, общественными объединениями и их контрольными структурами в сфере прав человека, подчеркивает достижения законодательства Краснодарского края в сфере прав человека, наиболее полно отражает деятельность по содействию беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина, а также восстановлению нарушенных прав и свобод. Впервые в Доклад, его главу 8, касающуюся социальных прав, включен пункт "Право на получение услуг от органов власти". Это право является неотъемлемым правом гражданина Российской Федерации, обязанностью органов власти всех уровней и обосновано законодательно. Ему особое внимание уделяют Президент и Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека Доклад направляется в Законодательное Собрание Краснодарского края для его официального представления. Он также подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Краснодарского края.

Краткие политические и социально-экономические показатели
развития Краснодарского края

Краснодарский край (Кубань) - самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 75,5 тыс. кв. км. (0,4% территории Российской Федерации). Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части Большого Кавказа (Северный Кавказ). По территории края протекает река Кубань, которая дает ему второе название, используемое в обиходе. Он граничит с субъектами Российской Федерации: на севере и северо-востоке - Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - Карачаево-Черкесской Республикой. Государственная граница проходит: на юге - с Республикой Абхазией, на западе - Украиной. Краснодарский край омывается водами Азовского и Черного морей, где расположены основные курорты России и морские порты с выходом в Средиземноморский бассейн. Общая протяженность границ составляет 1540 км, из которых 740 км - морская граница.
Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через город Новороссийск - главный порт России на Черном море - транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
Все указанные факторы придают Краснодарскому краю статус важного стратегического региона.
Краснодарский край состоит из 38 районов, 26 городов, из них 15 - краевого и 11 - районного подчинения, 21 поселок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населенных пунктов.
Краснодарский край территориально входит в Южный Федеральный округ.
Главой исполнительной власти Краснодарского края является глава администрации (губернатор) Краснодарского края. С декабря 2000 года по настоящее время эту должность занимает Александр Николаевич Ткачев. Законодательное Собрание своим постановлением от 23.04.2007 № 3062-П, по представлению Президента Российской Федерации, утвердило Ткачева А.Н. на новый срок на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Представительный орган власти - Законодательное Собрание Краснодарского края - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Нынешний его четвертый состав избран на досрочных выборах 2 декабря 2007 года. С 1995 года по настоящее время Законодательное Собрание Краснодарского края возглавляет Владимир Андреевич Бекетов.
По состоянию на 1 июля 2009 года на Кубани зарегистрировано 7 региональных отделений таких политических партий как "Единая Россия", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Российской объединенная демократическая партия "Яблоко", "Либерально-демократическая партия России", "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Правое дело".
На 01.07.2009 численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Краснодарского края, - 3819774 человек.
Всего в 2009 году на территории Краснодарского края 13 раз проводились выборы, в ходе которых проведено 720 избирательных компаний.
Так, в Единый день голосования 11 октября 2009 года на территории Краснодарского края выбирали двух депутатов Законодательного Собрания края, семь глав муниципальных районов, 6266 депутатов представительных органов и 307 глав городских и сельских поселений. Проведено в этот день 694 избирательные кампании, в ходе которых судами Краснодарского края по первой инстанции рассмотрено 90 дел. Отмены выборов не было.
Краснодарский край отличает высокая степень многообразия: проживают представители более 120 этнических общностей. Он является одним из самых густонаселенных регионов России (67,7 человек на 1 кв. км). По расчетным данным, численность постоянного населения края на 1 ноября 2009 года составила 5158,6 тыс. человек, из которого 2707,8 тыс. (52,5%) - горожане и 2450,8 тыс. человек (47,5%) - сельские жители. Население края увеличилось с начала года на 16762 человека, или на 0,32%. Увеличение численности происходило за счет миграционного прироста и из-за сокращения естественной убыли населения (четвертый месяц в крае рождаемость превышает смертность).
Климатические условия и более высокий уровень жизни относительно других регионов являются привлекательными для мигрантов.
В январе - ноябре 2009 года миграционный прирост населения края по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократился на 5214 человек, или на 18,1%, что произошло в результате уменьшения числа зарегистрированных прибывших в край - на 8451 человека, или на 15,7%.
Среднесписочная численность работающих по полному кругу организаций в январе - ноябре 2009 года составила 1460,5 тыс. человек (по сравнению с январем - ноябрем 2008 года меньше на 1,6%). Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе - ноябре в них работало 1104,2 тыс. человек, или 75,6% от общей численности, работающих в организациях.
В 2009 году объем денежных доходов населения сложился в размере 832,3 млрд. рублей и увеличился на 12,4% по сравнению с 2008 годом (в сопоставимой оценке - на 0,5%). В декабре 2009 года среднедушевые денежные доходы составили 17747 рублей в месяц.








В 2009 году объем денежных доходов населения составил 832,3 млрд. рублей и увеличился на 12,4% по сравнению с 2008 годом (в сопоставимой оценке - на 0,5%). В декабре 2009 года среднедушевые денежные доходы составили 17747 рублей в месяц.
Среднемесячная номинальная заработная плата (без выплат социального характера), начисленная за ноябрь 2009 года в организациях, составила 15634 рубля. По сравнению с ноябрем 2008 года увеличилась на 9,7%.
Всего в 2009 году на территории Краснодарского края 13 раз проводились выборы, в ходе которых проведено 720 избирательных кампаний.
В Краснодарском крае в целом обеспечиваются гарантии реализации гражданских прав и свобод лицам, находящимся на территории края, имеются необходимые условия для их совершенствования.
В 2009 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 4709 человек. Приемную Уполномоченного лично посетили 515 человек, 2510 граждан воспользовались телефоном. Письменно, в том числе с помощью Интернет, обратились 1684 человека, учитывая, в том числе, коллективные обращения. Ими подано 681 обращение, в том числе 553 жалобы.
Общее количество обращений к Уполномоченному в сравнении с 2008 годом увеличилось на 889 или на 23%.
Обращения поступили из 43 районных муниципальных образований Краснодарского края.
Уполномоченным по правам человека также были рассмотрены обращения из 22 субъектов Российской Федерации.
Анализ поступивших письменных обращений по объекту (органу), на который они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
А). В системе правоохранительных и правоприменительных органов - 30,5%;
Б). В экономической и социальной (социально-экономической) сферах - 24,0%;
В). В системе правосудия и организации деятельности судебной системы - 23,2%;
На долю этих субъектов приходится всего 77,7% от общего числа или 530 письменных обращений, что является самым большим за восемь лет деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 22,2% обращений касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Для сравнения, в 2008 году на указанные объекты приходилось 68,4% обращений. Тем самым произошел их рост на 9,3%.
Сравнительный анализ полученных обращений за 2009 и 2008 годы относительно их количества и классификации не выявляет каких-то резких изменений. Можно констатировать о некоторой "стабильности" ситуации, в том числе и отсутствие изменений по ранее выявленным проблемам, длящимся на протяжении нескольких лет.
В 2009 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию.
Как и в предыдущем году, по количеству полученных обращений первое место занимают обращения на правоохранительные и правоприменительные органы. Они, как и ранее, составляют треть от общего количества, хотя и произошло их незначительное увеличение - 1,2% (30,5% против 29,3%).
Произошла замена между собой, и на второе место вышли жалобы в социально-экономической сфере, третье место досталось судебной системе. В целом, количество тех и других увеличилось: на 6,3% (24,0% против 17,7%) и 1,8% (23,2% против 21,4%) соответственно.
Среди поступивших обращений 21,5% вообще не относится к компетенции Уполномоченного по правам человека. Это четвертое место в рейтинге. Вместе с тем, их количество снижается уже третий год подряд: в 2007 г. - на 18%, в 2008 г. - на 14,2%, 2009 г. - 14%.
В истекшем году положение с правом на информацию жителей края значительно улучшилось. Усилия власти, предпринимаемые по различным направлениям, приносят свои плоды. Особенно положительные сдвиги произошли в социальных службах. Благодаря этому количество обращений о нарушении права на информацию сократилась в два раза по сравнению с 2008 годом и в четыре раза по сравнению с 2007 годом. Практически нет жалоб на отсутствие ответов по запросам Заявителей со стороны органов власти и их должностных лиц, значительно меньше стало жалоб на немотивированные ответы (отписки).
В 2009 году продолжалось дальнейшее развитие международного и межрегионального сотрудничества в области прав и свобод человека. Прежде всего, это связано с участием Уполномоченного по правам человека в деятельности различных международных структур, функционирующих в сфере прав человека, а также Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека является Председателем Координационного Совета Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный Федеральный округ.
Проблема правового просвещения в 2009 году по-прежнему оставалась актуальной. Учитывая ограниченность ресурсов, Уполномоченный по правам человека проводил мероприятия по правовому просвещению, ориентируясь в основном на определенные целевые группы. Активно на данном направлении развивались сотрудничество с общественными объединениями.
С 1 января 2009 года общественный контроль в местах принудительного содержания получил новое развитие. Был принят Закон Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания". На основании него в Краснодарском крае создана и выполняет свои функции Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК) в составе 19 наблюдателей.
Формирует ОНК в субъектах Российской Федерации Общественная Палата России из числа кандидатов, выдвигаемых общественными объединениями, обладающими такими правами согласно Закону № 76-ФЗ. В ст. 15 говорится, что одними из основных форм деятельности ОНК является "взаимодействие с Уполномоченным по правам человека" и "направление ему материалов по итогам осуществления общественного контроля".
Уполномоченному по правам человека удалось выстроить постоянное взаимодействие с правоохранительными органами. Он, как и раньше, следовал избранной стратегии на сотрудничество через непосредственное участие с целью изменения ситуации.
Прошедший год отмечен важным событием во взаимодействии Уполномоченного по правам человека и Законодательного Собрания Краснодарского края. Впервые за девять лет были подготовлены и внесены существенные поправки в действующий Закон Краснодарского края "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае". Всего таких изменений было внесено более тридцати.
Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжал выполнять свои обязанности. При неизменной численности общая нагрузка на него увеличилась в 1,2 раза (с учетом только трех показателей: количества обратившихся, поданных письменных обращений, подготовленных документов), а с начала создания - в 1,9 раза. А если учесть деятельность публичного характера, в том числе и подготовку и проведение многих мероприятий, то ее можно считать многократной.
Так и не удалось решить проблему нехватки служебных помещений для сотрудников Аппарата с учетом его штата. Обращения к должностным лицам администрации края, в обязанности которых входит данный вопрос, с просьбой создать подобающие условия для работы Уполномоченного по правам человека и его Аппарата как государственного органа краевого уровня, соблюсти в полном объеме противопожарные правила и правила безопасности функционирования государственного органа не достигли результата.
Продолжает иметь место и проблема финансирования. Имеющееся техническое оснащение Аппарата за девять лет работы давно морально устарело и технически износилось, что приводит к частым сбоям и простоям.
В создавшихся условиях не представляется возможным выполнить требования законодательства и Президента Российской Федерации об обеспечении возможностей электронного обращения в государственный орган, собственного сайта с информацией о своей деятельности, базы данных заявителей и поступивших жалоб, других элементов открытого доступа.
Уполномоченный по правам человека положительно оценивает взаимодействие с муниципальными органами власти. В прошедшем году нами велась переписка практически со всеми муниципальными образованиями края. Особо следует отметить уровень взаимодействия с муниципальными органами г. Краснодара, г-к. Сочи, г-к. Анапы, г. Новороссийска, Динского, Северского, Тихорецкого, Тимашевского районов и многих других муниципальных образований.

12.2. Предложения Уполномоченного по правам человека
по обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека
и гражданина в Краснодарском крае

1. Органам власти и ведомствам в рамках своей компетенции предпринять дальнейшие действия с целью создания и обеспечения гарантий для беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина жителями края и оказания содействия по их восстановлению в случае нарушения.
2. Содействовать развитию третьего сектора в крае, включая дальнейшее создание системы грантовой поддержки. Сформировать Общественную Палату Краснодарского края.
3. Оказать содействие и материально-техническую помощь с целью развития Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края.
4. Совершенствовать деятельность Общественных Советов в системе правоохранительных органов как способствующих укреплению связи с общественностью, созданию общественного контроля и снижения количества жалоб от населения о нарушении законности, создающих основы сотрудничества и укрепления взаимного доверия.
5. Создать необходимые условия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и эффективной его деятельности.

Уполномоченный по правам человека
в Краснодарском крае
А.Г.КОЗИЦКИЙ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru