Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. по делу № 33-8037/2011А-59

Судья Полякова Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Михайлинского О.Н.,
судей: Охременко О.В., Полынцева С.Н.,
при секретаре: Хлынцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по заявлению прокурора города Красноярска о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска в части,
по кассационной жалобе администрации города Красноярска,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 мая 2011 года, которым постановлено:
"Признать противоречащими Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля" и недействующими пункты 1.2, 1.3 Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением "Городские леса" в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Взыскать с администрации г. Красноярска государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 руб.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

4 августа 2009 г. исполняющим обязанности Главы города Красноярска подписано изданное администрацией города Красноярска Постановление № 287 "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска".
Указанное Постановление № 287 и утвержденное им Положение, прилагаемое к Постановлению, официально опубликованы в издании "Городские новости", № 118 от 12 августа 2009 г., и в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Устава города Красноярска вступили в силу со дня официального опубликования.
30 марта 2011 г. исполняющим обязанности Главы города Красноярска подписано изданное администрацией города Красноярска Постановление № 86 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 04.08.2009 года № 287", которым внесены изменения в приложение к Постановлению администрации города Красноярска от 4 августа 2009 г. № 287 "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска".
Указанное Постановление № 86 официально опубликовано в издании "Городские новости", № 46 от 6 апреля 2011 г., и в соответствии с пунктом 3 данного Постановления вступило в силу со дня официального опубликования.
Положение о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденное Постановлением от 4 августа 2009 г. № 287 (в редакции Постановления от 30 марта 2011 г. № 86), устанавливает порядок осуществления муниципального лесного контроля и надзора на территории городских лесов в границах муниципального образования - города Красноярска (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 1.2 Положения муниципальный лесной контроль и надзор осуществляет муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Городские леса" (далее - Уполномоченный орган).
Пункт 1.3 Положения предусматривает, что муниципальный лесной контроль и надзор - это деятельность Уполномоченного органа по организации и проведению проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований лесного законодательства Российской Федерации.
Прокурор г. Красноярска обратился в суд с заявлением о признании противоречащими Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и недействующими пунктов 1.2 и 1.3 Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением от 4 августа 2009 г. № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением города Красноярска "Городские леса" в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с нормами федерального законодательства такие полномочия могут осуществлять только органы местного самоуправления в лице уполномоченных органов и их должностных лиц.
Муниципальное учреждение города Красноярска "Городские леса" к органам местного самоуправления не относится, поэтому предоставление оспариваемыми нормами муниципального правового акта данному учреждению права осуществлять муниципальный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Красноярска Мулярова О.И. просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, указывая, что действующее федеральное законодательство не устанавливает запрет на исполнение муниципальным казенным учреждением муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля.
Участвующим в деле прокурором - старшим помощником прокурора города Красноярска Зайцевой Д.В. на кассационную жалобу принесены возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы кассационной жалобы и принесенных на жалобу возражений, выслушав объяснения представителя администрации г. Красноярска Муляровой О.И. (по доверенности от 21 декабря 2010 г. № 01-9705) просившей об отмене решения суда, представителя Муниципального казенного учреждения г. Красноярска "Городские леса" Филипповой Е.А. (по доверенности от 25 февраля 2011 г. № 015), пояснившей о согласии с доводами кассационной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Ганиевой Л.Р., полагавшей решение суда законным и обоснованным в части разрешения требований прокурора по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пункт 5 статьи 84 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относит осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ) определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом, а пункт 1 части 2 данной статьи к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относит организацию и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дополнен Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статьей 17.1 "Муниципальный контроль" и данная статья предусматривает, что органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами (часть 1). К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 2).
В силу статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (абзац 1 части 3 статьи 34).
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования (часть 7 статьи 34).
К вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального лесного контроля (пункт 38 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Разрешая заявление прокурора, суд первой инстанции, пришел к основанному на правильном применении положений федерального законодательства выводу о том, что на осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с установленной компетенцией правомочны органы местного самоуправления (должностные лица), входящие в структуру органов местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из Устава города Красноярска Муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Городские леса" в структуру органов городского самоуправления не включено, то есть наделение данного учреждения оспоренными пунктами 1.2 и 1.3 Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска полномочиями осуществлять муниципальный лесной контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таком положении, суд первой инстанции правильно применил и истолковал нормы материального права, и без нарушения норм процессуального права, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления прокурора.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являются несостоятельными.
Вместе с тем, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Поэтому решение суда в части взыскания с администрации г. Красноярска в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 мая 2011 года в части взыскания с администрации города Красноярска государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 2000 рублей - отменить.
В остальной части это же решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Красноярска - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru