Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ИНФОРМАЦИЯ
от 15 февраля 2012 г. № 7-7-2012

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ЗА 2011 ГОД

Во исполнение п. 2.4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено обобщение (анализ) состояния законности в сфере охраны окружающей среды и практики прокурорского надзора в прошедшем 2011 году.
Оценивая полученные данные, необходимо сразу отметить, что общая площадь Приморского края составляет 16 млн 467,3 тыс. га (или 164,673 тыс. кв. км). Плотность населения - 11,9 чел./кв. км (при этом удельный вес городского населения - 75%). Для сравнения, в соседнем Хабаровским крае плотность населения составляет всего 1,7 чел/кв. км. Из всех Дальневосточных регионов наибольшая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду достигнута в Приморском крае.

В сфере исполнения лесного законодательства

Площадь земель государственного лесного фонда края по лесному реестру равна 11955,3 тыс. га или 89% от общей площади земель, на которых расположены все леса Приморского края (13380,0 тыс. га), из них покрытых лесной растительностью земель - 11476,1 тыс. га.
На землях обороны учтено 198,2 тыс. га покрытых лесной растительностью земель, на землях особо охраняемых природных территорий - 750,3 тыс. га, на землях иных категорий (сельскохозяйственные земли, земли населенных пунктов - 371,1 тыс. га).
По целевому назначению леса края распределились следующим образом: защитные леса - 3280,0 тыс. га - 27%, эксплуатационные леса - 8675,3 тыс. га - 73%, резервные леса отсутствуют.
Соотношение покрытых лесной растительностью земель по хозяйствам: хвойное - 55,1% (6324,6 тыс. га), твердолиственное - 28,1% (3224,2 тыс. га) и мягколиственные - 16,8% (1927,3 тыс. га). Ценные лесные насаждения занимают 86% (9963,4 тыс. га) площади земель покрытых лесной растительностью, в состав которых входят хвойные породы: кедр, ель, пихта и лиственница, ценные твердолиственные породы: дуб, ясень, клен, ильм, а также мягколиственные: береза, липа. Спелые и перестойные насаждения составляют - 42% всех насаждений, приспевающие - 16%, средневозрастные - 36%, молодняки - 6%.
Общий запас насаждений составляет 1753,1 млн кбм, в том числе спелых и перестойных насаждений - 867,04 млн кбм. Распространенность древесных пород следующая: ель - 22,5%, кедр - 18,9%, дуб - 17,5%, лиственница - 10,7%, береза белая - 9,8%, береза каменная - 6,2%, пихта - 3,7%, липа - 3,5%, ясень - 2,7%, осина - 1,8%, остальные породы - менее 1,7%.
Лесистость Приморского края составляет 77,9%. В течение 2011 года существенных изменений в лесистости территорий Приморского края не произошло.
Общий запас древесины насаждений на землях лесного фонда по данным государственного лесного реестра на 01.01.2011 - 1753,74 млн кбм, в том числе хвойные - 1150,07 млн кбм, твердолиственные - 383,99 млн кбм, мягколиственные - 219,68 млн кбм. Средний общий запас древесины на 1 га покрытых лесной растительностью земель составляет 152,8 кбм/га.
Количество действующих договоров аренды лесных участков для заготовки древесины по состоянию на 01.01.2012 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - 249 (238), договоров купли-продажи лесных насаждений - 12146 (11485).
Размер расчетной лесосеки (т.е. объема допустимого отпуска древесины на корню) на 2011 год в сравнении с аналогичным периодом 2010 года - 7183 (7183) куб. м, объем фактического освоения в соответствии с отчетами лесопользователей - 4100 (4008) куб. м.
Тем самым, установленная Федеральным агентством лесного хозяйства расчетная лесосека используется в крае только на 57%. Объем фактического освоения остается стабильным на протяжении длительного времени в силу наличия на территории края большого количества защитных лесов, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий, на которых полностью или частично ограничено их использование.
Между тем, в прошедшем году наметилась тенденция к увеличению объема использования лесов в силу выделения (в судебном порядке) значительных площадей лесных участков под реализацию приоритетных инвестиционных проектов ОАО "П" и ЗАО "Л" (лесопереработка).
Согласно поступившим из Приморскстата сведениям в 2011 году на территории края действовало 69 лесозаготовительных организаций.
За 11 месяцев 2011 года указанными предприятиями было заготовлено 3294,9 тыс. плотных куб. м необработанной древесины (99,1% от объема январь - ноябрь 2010 г.), что не расходится с вышеуказанными данными управления лесным хозяйством края.
По данным Дальневосточного таможенного управления с территории Приморского края в 2011 году было оформлено на экспорт 1900699 куб. м лесоматериалов необработанных (в 2010 г. - 2253678 куб. м) и 762145 куб. м лесоматериалов обработанных (в 2010 г. - 654372 куб. м). Основные импортеры лесоматериалов в круглом виде - КНР (93%) и Япония (5%).
Таким образом, объемы вывозимой с территории края древесины и пиломатериалов не превышают объемы законного освоения, а доля незаконно заготовленной древесины не превышает 3% от общего объема экспортированных необработанных лесоматериалов.
Основные поставщики лесоматериалов - это крупные российские лесозаготовительные предприятия (ОАО "Т", ОАО "П", ЗАО "Т", ЗАО "Л" и др.).
Состояние лесного фонда на протяжении последних нескольких лет является неизменным с ежегодными незначительными колебаниями до 1%.
Динамика общей площади лесов с распределением лесов по видам целевого назначения, защитных лесов по их категориям за 2008 - 2011 годы - без изменений.
Не покрытые лесной растительностью земли, как и фонд лесовосстановления, в среднем ежегодно увеличиваются на 2,2 тыс. га.
Количество защитных лесов в настоящее время 27%, что вполне достаточно для обеспечения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществляется постоянный надзор за исполнением законодательства в сфере лесных отношений, выявлением и пресечением правонарушений в сфере заготовки, оборота леса и лесоматериалов.
Реализация исполнения переданных, в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ, полномочий в области лесных отношений в 2011 году в Приморском крае обеспечивалась Управлением лесным хозяйством Приморского края и подведомственными ему 11 лесничествами КГКУ "П".
В целях выполнения хозяйственных работ по охране, защите, воспроизводству лесов распоряжением Администрации Приморского края от 08.11.2007 № 788-ра создано казенное предприятие Приморского края "П" (далее - КППК "П"). В целях реализации полномочий по охране и защите лесов, для реализации за счет субвенций из федерального бюджета переданных краю полномочий по охране лесов от пожаров, в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 07.06.2007 № 137-па создано КГУ "Приморская база авиационной охраны лесов".
Реализация полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах на территории Приморского края осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов: постановление Администрации Приморского края от 25.06.2007 № 147-па "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Приморского края", с изменениями от 08.11.2007 № 286-па, 18.08.2010 № 292-па; постановление Администрации Приморского края от 16.09.2010 № 308-па "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный и надзор в лесах на территории Приморского края"; постановление Администрации Приморского края от 19.05.2010 № 182-па "Об утверждении Порядка деятельности лесничих на территории Приморского края", с изменениями от 07.04.2011 № 98-па.
Штатная численность отдела госконтроля составляет 25 человек (фактически 22 человека), из них 20 (фактически - 18) являются межрайонными лесными инспекторами.
Контрольно-надзорные мероприятия в порядке осуществления государственного лесного контроля на территории лесничеств осуществлялись на основании Плана утвержденного начальником Управления лесным хозяйством края. По оперативной отчетности за 2011 год государственными лесными инспекторами отдела государственного лесного контроля и надзора проведено 647 мероприятий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора (проверок, рейдов по охране лесов от незаконных рубок, освидетельствования мест рубок, участие в оперативно-розыскных мероприятиях проводимых правоохранительными органами и др.) (АППГ - 375), в т.ч. 87 проверок (АППГ - 98) (30 плановых (АППГ - 64) и 57 внеплановых (АППГ - 34) по требованию прокуроров.
По результатам проверок в 2011 году выявлено 537 нарушений (АППГ - 529) требований лесного законодательства, составлено 614 протоколов об административном правонарушении (АППГ - 699), выдано 48 предписаний (исполнено 28) (АППГ - 73) (исполнено 62).
Государственными лесными инспекторами филиалов КГКУ "П" (штатная численность - 333 человека, фактическая численность - 314 человек) при осуществлении государственного лесного контроля и надзора в 2011 году в соответствии со ст. 96 ЛК РФ проведено 4800 мероприятий направленных на охрану лесов (АППГ - 2551), в т.ч. 3265 рейдов, направленных непосредственно на охрану лесов от незаконных рубок. В результате проведенных мероприятий выявлено 683 незаконные рубки лесных насаждений (АППГ - 635) с объемом древесины 56,2 тыс. кбм (АППГ - 61,0), размер причиненного ущерба составил 2342328 тыс. руб. (АППГ - 2775447 тыс. руб.), 53% (АППГ - 44%) - показатель выявляемости нарушителей по объему незаконно заготовленной древесины, т.е. установление госинспекторами сведений о нарушителях непосредственно на месте лесонарушения, в следственные органы направлено 682 материала о незаконных рубах (АППГ - 635), возбуждено 544 уголовных дел (АППГ - 565). По результатам проверок составлено 500 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - должностными лицами филиалов КГУ "П" протоколы об административных правонарушениях не составлялись).
Таким образом, при снижении количества плановых проверок (с учетом соблюдения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ), Приморсклесхозом в соответствии с требованиями указанного Федерального закона проведено в 2011 году внеплановых проверок в 1,7 раза больше, чем в 2010 году.
Сравнивая данные показатели с показателями правоохранительных органов, следует отметить, что в прошлом году следственными органами УМВД по краю было возбуждено 687 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ (АППГ - 680), приостановлено 560 (АППГ - 738), прекращено 7 (АППГ - 9), направлено в суды 124 (АППГ - 197), постановлено 106 приговоров (170) в отношении 122 лиц (195). В рамках уголовных дел доказана сумма ущерба, причиненного лесам, на общую сумму 1423359 тыс. руб. (1927901 т. р.), возмещено в ходе следствия - 3480 т. р. (1901 т. р.), взыскано судом - 95951 т. р. (130283 т. р.), возмещено осужденными - 1796 т. р. (0).
Тем самым данные анализа свидетельствуют о том, что деятельность органов лесного хозяйства действительно стала более эффективной, однако по-прежнему имеются недостатки во взаимодействии с органами УМВД по краю в части привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Кроме того, впервые достигнуто снижение объемов незаконной заготовки древесины на 8% и снижение ущерба, причиненного лесам, на 15%.
С 44% в 2010 году до 53% в 2011 году увеличился показатель выявляемости нарушителей по объему незаконно заготовленной древесины, т.е. установление госинспекторами сведений о нарушителях непосредственно на месте лесонарушения.
В целом в 2011 году управлением лесным хозяйством края рассмотрено 788 дел об административном правонарушении (АППГ - 429), вынесено 788 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности (АППГ - 428), наложено 785 административных штрафов (АППГ - 428) в размере 5682,4 тыс. руб. (2426,2 тыс. руб.), в т.ч. по статьям КоАП РФ:
- ст. 7.9 - привлечено 15 лиц (АППГ - 5), размер административного штрафа - 113 тыс. руб. (АППГ - 31,5 тыс. руб.);









В соответствии с п. 1 решения коллегии прокуратуры Приморского края от 31.05.2011 "О результатах проверки соблюдения законодательства в сфере водных отношений на территории Приморского края" направлены иски в суд к администрации г. Владивостока (о признании незаконным бездействия администрации г. Владивостока, выразившегося в непринятии мер по приведению водоотведения в г. Владивостоке в соответствие с требованиями природоохранного законодательства) и КГУП "П" (о признании деятельности по пользованию водными объектами для сброса сточных вод, осуществляемой с нарушением законодательства, незаконной и понуждении к выполнению требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании), МУП "У" (о признании деятельности по пользованию водными объектами и сбросу загрязняющих веществ составе сточных вод, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, незаконной), ООО "Д" (о признании деятельности по пользованию водными объектами для сброса сточных вод, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, незаконной). В настоящее время уже рассмотрены и удовлетворены иски к администрации г. Владивостока, МУП "У", ООО "Д".
Также в декабре 2011 года Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена выездная проверка деятельности ЗАО "АПК "С", по результатам проверки прокурором возбуждены дела по фактам незаконного сброса сточных вод, по статьям 6.3, 7.6, 8.2, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. В настоящее время дела об административных правонарушениях направлены на рассмотрение по существу в суд и административные органы.

В сфере соблюдения
законодательства об охране атмосферного воздуха

На территории Приморского края наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха осуществляются лабораториями Приморского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в семи городах края на 12 стационарных постах, из них только 6 расположены на территории г. Владивостока, а остальные в городе Артеме, Дальнегорске, Находке, Спасск-Дальнем, Партизанске и Уссурийске. В г. Большой Камень мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществляет самостоятельная ведомственная лаборатория завода "Звезда".
Сведения об объемах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Приморского края, формируются на основании сводных данных государственного статистического наблюдения "Сведения об охране атмосферного воздуха", которые предоставляет Приморскстат. Указанная информация представляется предприятиями 2 раза в год и статистическая информация за 2011 год будет сформирована на основании данных, представленных в Приморскстат только в феврале 2012 года.
Но уже сейчас по предварительным оценкам ожидаемый объем выбросов от источников промышленных выбросов, а их на территории Приморского края насчитывается более 13 тыс., с учетом выполненных предприятиями мероприятий по снижению выбросов, составит 224,0 тыс. тонн (АППГ - 232 тыс. тонн), таким образом ожидается снижение на 8,0 тыс. тонн или на 3,5%. Основной вклад в снижение выбросов в 2011 году внесен структурным подразделением "ВТЭЦ-2" за счет выполнения мероприятий по переводу 6 котлоагрегатов на сжигание газа.
Между тем, по данным Приморского УГМС в 2011 году по сравнению с прошлым годом средние за период концентрации бензапирена уменьшились в г. г. Уссурийск, Владивосток, Партизанск, уменьшилась также среднегодовая концентрация формальдегида в г. Владивосток и средняя за период концентрация пыли в г. Уссурийск.
Однако средние за период концентрации диоксида азота незначительно увеличились в г. г. Артем, Владивосток, Уссурийск. В г. Владивосток увеличилась и среднегодовая концентрация оксида азота. Содержание в воздухе городов пыли, диоксида серы, оксида углерода и тяжелых металлов существенно не изменилось. Случаев экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха, а также чрезвычайных происшествий, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, на территории края в 2011 году и аналогичном периоде прошлого года не зафиксировано.
При этом неблагополучное экологическое состояние воздушного бассейна в указанных городах Приморского края по-прежнему обусловлено огромным количеством выбросов от автотранспорта, так как действующим законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрен учет воздействия на атмосферный воздух транспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам (80% автомобильного парка Приморского края), предприятий электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, большого количества мелких котельных, печными трубами частного сектора. Так, абсолютным лидером по выбросам производственных объектов до настоящего времени остается ОАО "Д" (более 65 тыс. тонн/год).
Федеральный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха на территории Приморского края осуществляет Управление Росприроднадзора по Приморскому краю.
Так, в 2011 году управлением проведено 68 плановых проверок и 21 внеплановая проверка (за аналогичный период 2010 года - 48 и 17 соответственно), в ходе которых выявлено 12 нарушений (АППГ - 25).
По результатам проверок в 2011 году выдано 29 предписаний (АППГ - 46), из них: 11 предписаний - в стадии выполнения (срок исполнения не истек), 14 предписаний - исполнено, 4 предписания - не исполнено, виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
За 2011 год по фактам выявленных нарушений госинспекторами возбуждено 12 и рассмотрено 19 административных дел (АППГ - 24), в частности, 12 административных дел по результатам проверок. Привлечено к административной ответственности и наложено административных штрафов в отношении 12 лиц (АППГ - 16), из них: 9 юридических и 3 должностных. За отчетный период наложено штрафных санкций на общую сумму 319 тыс. руб., взыскано - 248 тыс. руб., т.е. 78%. При этом 22% наложенных штрафов не оплачено в связи с оспариванием дел об административных правонарушениях в суде и не с истечением срока оплаты (АППГ наложено - 635 тыс. руб., взыскано - 561 тыс. руб., или 88%).
Самыми распространенными среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, по-прежнему являются нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; ст. 8.21 ч. 2 КоАП РФ - нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него и ст. 8.21 ч. 3 КоАП РФ - нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Анализируя деятельность Управления Росприроднадзора по Приморскому краю, можно сделать следующие выводы. Эффективность проводимых управлением контрольных мероприятий в указанной области снизилась, а именно, наблюдается снижение числа выявленных нарушений на 52% от показателя прошлого года, а также сумм наложенных штрафов на 50% и их взыскиваемость на 10%. Указанные обстоятельства свидетельствует об ослаблении контроля со стороны уполномоченных органов в данной сфере.
Региональный государственный контроль в анализируемой области осуществляется Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
В 2011 году управлением выявлено 19 нарушений законодательства в ходе проведения проверок, 16 из них выявлено в ходе плановых и 3 в ходе внеплановых проверок (по обращениям граждан). В основном объектами проверок являлись котельные.
По результатам указанных проверок вынесено 19 постановлений о привлечении к административной ответственности (АППГ - 13), из них: по ст. 8.21 КоАП РФ привлечено 4 лица (2 должностных и 2 индивидуального предпринимателя) на общую сумму 17 тыс. рублей; по ст. 8.1 КоАП РФ привлечено 15 лиц (6 должностных и 9 юридических лиц) на общую сумму 366,5 тыс. рублей и выдано 34 обязательных для исполнения предписания.
Согласно сведениям, предоставленным Территориальным управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю (орган, осуществляющий Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием атмосферного воздуха), при проведении в 2011 году плановых и внеплановых мероприятий по надзору управлением вынесено 26 постановлений о назначении административных наказаний (АППГ - 21) на общую сумму штрафов 148,5 тыс. руб. (АППГ - 159,7 тыс. руб.). Выдано 26 обязательных для исполнения предписаний (АППГ - 38), фактически исполнено 8 требований по предписаниям (АППГ - 10). В суды передано дел по ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение обязательных предписаний - 7 (АППГ - 14). 3 дела передано в суды на приостановку деятельности (АППГ - 9), судами принято решений о приостановлении деятельности - 1 (АППГ - 3).
Основными нарушениями в указанной сфере, по мнению органов санэпиднадзора, были и остаются отсутствие организации производственного контроля качества атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия; отсутствуют проекты санитарно-защитной зоны для предприятий 1 - 3 класса санитарной классификации, проекты предельно допустимых выбросов предприятий.
В целом работу контролирующих органов на территории Приморского края по направлению соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха следует признать неудовлетворительной. Из 13000 источников промышленных выбросов уполномоченными органами проверено только 134, что составляет около 1%. Кроме того, допущено снижение по ряду показателей 2010 года. Зачастую за совершение административных правонарушений привлекаются только физические лица, однако санкции, предусмотренные действующим законодательством гораздо строже в отношении именно юридических лиц и активное привлечение последних к ответственности может повлиять на исправление правонарушителей и формирование у них легитимного поведения.
Как следствие, в 2011 году зафиксирован рост обращений данной категории в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Так, по результатам проведенной весной 2011 года проверки по обращениям граждан - жителей г. Владивостока по вопросу нарушения их прав в связи с эксплуатацией структурного подразделения "Т" филиала "П ОАО "Д"", и юридического лица ОАО "Д" установлено превышение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем природоохранным прокурором возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении директора структурного подразделения "Т" филиала "П ОАО "Д"" и юридического лица - ОАО "Д" по ст. 8.21 КоАП РФ.
Также, в ходе неоднократных выездных проверок на указанный объект осенью 2011 года установлены нарушения требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Водного кодекса РФ, как при эксплуатации котлоагрегатов, повлекших залповые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, так при эксплуатации баггерных насосов, обслуживающих котельный цех.
По результатам проверки на имя директора филиала "П" ОАО "Д"" внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих и недопущении впредь.
Представление рассмотрено, удовлетворено, филиалом "П ОАО "ДГК"" приняты меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду (произведен частичный ремонт котлов, восстановлена система очистки мокрых золоуловителей).
Таким образом, в рамках надзорной деятельности Приморским межрайонным природоохранным прокурором внесено 3 представления об устранении нарушений природоохранного законодательства, вынесено 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Анализ наиболее часто встречающихся нарушений показал, что выявленные нарушения типичны для предприятий - природопользователей всех форм собственности. Наиболее существенными из них является нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования для очистки газов. Эти нарушения заключаются в отсутствии производственного контроля либо в превышении установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Динамика поступления загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года позволяет прогнозировать уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ в период с 2012 по 2013 гг., что связано в первую очередь с переводом СП "ВТЭЦ-2" на сжигание природного газа (6 котлоагрегатов уже переведены и в настоящее время проводятся пусконаладочные работы), а так же начало реконструкции ТЭЦ "Северная" и ТЭЦ-1 (для последующего перевода на газ). Указанные конструктивные решения позволят в ближайшее время существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обобщение деятельности правоохранительных органов по расследованию экологических преступлений (за исключением ст. ст. 253, 256, 260 УК Российской Федерации) показало, что исходя из сведений, представленных горрайпрокурорами, на территории Приморского края в 2011 году зарегистрировано 179 сообщений о преступлениях, предусмотренных главой 26 УК Российской Федерации (за исключением ст. ст. 253, 256, 260 УК Российской Федерации), АППГ - 135, что в 1,3 раза больше показателей прошлого года. Более чем половина указанных сообщений о преступлениях поступила из соответствующих контролирующих органов (94 сообщения, АППГ - 80 сообщений).
Увеличение показателя зарегистрированных сообщений о преступлениях указанной категории произошло по объективным причинам, в связи с увеличением во второй половине 2011 года фактов лесных пожаров (ст. 261 УК РФ), в связи с сухими, ветреными погодными условиями, сложившимися в 2011 году на территории Приморского края, а также оперативностью реагирования на факты совершения экологических преступлений со стороны контролирующих и правоохранительных органов на местах.
По сообщениям о преступлениях данной категории вынесено 124 (АППГ - 102) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, 5 сообщений о преступлениях направлены по подследственности в военные следственные органы.
Горрайпрокурорами отменено 25 незаконных (преждевременных) постановлений правоохранительных органов об отказе в возбуждении уголовного дела (АППГ - 18), в основе своей органы дознания отказывают в возбуждении уголовного дела без установления в рамках доследственной проверки экологического ущерба, что и является основанием для отмены таких незаконных решений.
По поступившим в 2011 г. сообщениям возбуждено 56 уголовных дел экологической направленности (АППГ - 48), что составляет 31,3% (35,5%) от общего количества поступивших сообщений. Количество возбужденных уголовных дел в сравнении с АППГ увеличилось в 1,16 раза, что свидетельствует об активизации работы правоохранительных органов в указанном направлении.
Так, для примера, в 2011 году всего по краю возбуждено 20 уголовных дел по ст. 261 УК РФ в Шкотовском (5 дел), Ханкайском (10 дел), Спасском (1 дело), Пожарском (1 дело) районах, на территории Партизанского городского округа (1 дело), на территории Уссурийского городского округа (2 дела).
Тогда как в 2010 году правоохранительными органами края было возбуждено только лишь 5 уголовных дел по ст. 261 УК РФ.
В 2011 году прокурорами отменено 2 незаконных (без расчета экологического ущерба) постановления о возбуждении уголовного дела (АППГ - 10).
Подавляющее большинство уголовных дел указанной категории (около 65% и более) возбуждается по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ (незаконная охота), остальные по ст. 261 УК РФ (лесные пожары), иные же статьи 26 главы УК РФ являются "не рабочими" и практически не применяются правоохранительными органами Приморского края, хотя факты иных экологических преступлений имеют место быть на территории края.
Так, на основании постановления (в порядке ст. 37 УПК РФ) Приморского межрайонного природоохранного прокурора от 29.07.2011 о направлении материалов общенадзорной проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании 05.10.2011 ОД ОМВД РФ по Михайловскому району было возбуждено уголовное дело № 394314 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 254 ч. 1 УК РФ (порча земли).
Иных фактов выявления правоохранительными органами края других составов преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ, в 2011 году не имелось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточной специализации и квалификации должностных лиц территориальных органов дознания и следствия.
Анализируя данные за 2011 год по возбужденным уголовным делам, можно прийти к выводу, что причина увеличения в 2011 году количества возбужденных уголовных дел указанной категории связана с существенным увеличением числа вынесенных постановлений о возбуждении уголовных дел по фактам лесных пожаров, что говорит об активизации процессуальной деятельности правоохранительных органов (по оперативной фиксации признаков указанных преступлений) в рамках доследственных проверок, проведенных в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ.
На фоне общего объективного увеличения показателей по возбужденным уголовным делам увеличилось и количество приостановленных дел - с 22 в 2010 г. до 42 в 2011 г.
В 99% случаев основанием для приостановления уголовных дел является неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК Российской Федерации.
В 2011 г. 14 постановлений о приостановлении производства по уголовным делам указанной категории было отменено (АППГ - 18).
В 2011 году горрайпрокурорам для утверждения обвинительного заключения (акта) было направлено 12 (АППГ - 13) уголовных дел. Возвращено для дополнительного расследования 4 (АППГ - 1) уголовных дела, дано 1 письменное указание об устранении нарушений и производстве дополнительного расследования (АППГ - 1).
В суды Приморского края для рассмотрения по существу в 2011 году направлено 10 уголовных дел указанной категории (АППГ - 12), все по признакам преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ. В порядке ст. 237 УПК РФ возвращено 1 уголовное дело указанной категории (Ханкайский район).
В 2011 г. в судах ПК рассмотрено 8 уголовных дел исследуемой категории, АППГ - 9.
На фоне общего увеличения количества поступивших сообщений о преступлениях указанной категории стоит отметить тот факт, что показатель по количеству возбужденных по сообщениям контролирующих органов по ст. 258 и ст. 261 УК Российской Федерации дел возрос, что вызвано, в том числе, повышенной требовательностью Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры к Управлению охотничьего надзора Приморского края и Управлению лесным хозяйством Приморского края на данном направлении работы.
В целом по Приморскому краю складывается отрицательная динамика расследования уголовных дел, возбужденных по ст. 261 УК Российской Федерации. Так, из 20 уголовных дел, возбужденных по данному основанию, в 2011 г. в суд не направлено ни одного. Схожая ситуация наблюдалась и в 2010 г.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2011 году были разработаны и направлены через прокуратуру Приморского края городским и районным прокурорам края "Методические рекомендации по расследованию преступлений о незаконной охоте (в том числе на редких и исчезающих видов животных)" для изучения и применения в надзорной практике.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru