Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ростовская область


РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2011 г. по делу № 3-10/11

Ростовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Акимовой Е.В.,
с участием прокурора Шамрай М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению С. о признании противоречащим федеральному законодательству с момента принятия пункта 1 части 2 статьи 1 Областного закона Ростовской области "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений",

установил:

С. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству с момента принятия пункта 1 части 2 статьи 1 Областного закона Ростовской области "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений". В обоснование заявления она сослалась на то, что оспариваемая правовая норма не соответствует ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", нарушает принцип равенства граждан и юридических лиц при приватизации земельных участков. При применении статьи 1 Областного закона при продаже земельных участков физическим лицам им устанавливается цена земельного участка, которая в несколько раз превышает цену на такой же участок, которая устанавливается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, что нарушает права и свободы заявителя.
Представитель С. Хазарян В.С., действующий на основании доверенности, в суд явился, заявление просил удовлетворить. С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представители Законодательного Собрания Ростовской области Сухаревский И.А., Широкова Ю.В., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Администрации Ростовской области Гаричян О.К., действующая на основании доверенности, считала заявление не подлежащим удовлетворению.
Прокурор в заключении полагал, что заявление удовлетворению не подлежит.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд пришел к следующим выводам.
Областной закон Ростовской области "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" принят Законодательным Собранием Ростовской области 20.03.2002, подписан Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области 28.03.2002. Закон опубликован в газете "Наше время" от 05.04.2002 № 64 (л. д. 137), что является надлежащим опубликованием областного закона в соответствии со ст. 4 п. 1 Областного закона "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области".
Областной закон от 07.05.2007 № 698-ЗС "О внесении изменений в статью 1 Областного закона "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" опубликован в газете "Наше время" от 16.05.2007 № 176-177.
Областные законы от 03.08.2007 № 760-ЗС, от 20.09.2007 № 767-ЗС, от 26.11.2008 № 135-ЗС, от 19.02.2010 № 361-ЗС о внесении изменений в базовый закон опубликованы в той же газете от 15.08.2007 № 268-272, от 25.09.2007 № 319-325, от 04.12.2008 № 428-436, от 25.02.2010 № 45-47.
В настоящее время Областной закон состоит из статьи 1, действующей в редакции законов от 20.09.2007 № 767-ЗС, от 26.11.2008 № 135-ЗС.
Статьей 1 Областного закона установлено следующее:
"1. Цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельных участков при их продаже следующим категориям лиц:
1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
1.1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
2) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
2. Цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже лицам, не указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, устанавливается в следующих размерах:
1) в населенных пунктах с численностью населения свыше 500 тысяч человек - в шестикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
2) в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - в четырехкратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка."
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в действующей редакции) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены следующие правила:
"1. До 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
2. До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка."
Таким образом, Федеральным законом предусмотрены полномочия субъекта Российской Федерации по определению стоимости выкупа земельных участков в прямо предусмотренных пределах в зависимости от субъекта выкупа и времени приобретения права собственности на строение.
С. на праве собственности принадлежит земельный участок в (...) по адресу (...) площадью (...) кв. м, разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации производственных помещений. Земельный участок принадлежит заявителю на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от.... N..., договора купли-продажи от..... Первоначально цена земельного участка была определена в размере 2,5% от кадастровой стоимости, однако в силу распоряжения указанного Министерства от.... N... размер выкупной цены определен в размере шестикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (то есть в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи оспариваемого Областного закона). Разница в стоимости составила (...) рублей.
Разница в стоимости земельного участка, определенной на основании части 1 и части 2 статьи 1 Областного закона, и обусловила обращение заявителя в суд.
Суд установил, что строения на указанном выше земельном участке приобретены С. 20.03.2002 в силу договора купли-продажи, то есть после введения в действие Земельного кодекса РФ (право собственности зарегистрировано 25.04.2002).
Вышеназванные распоряжения, договор купли-продажи С. в судебном порядке не оспаривала.
Оснований для удовлетворения заявления суд не находит по следующим основаниям.
Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены категории субъектов приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, граждане, некоммерческие организации.
Условием для отчуждения земельного участка гражданину по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка является приобретение права собственности указанным лицом на здания, строения, сооружения до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В случае приобретения права собственности гражданином (не являющимся предпринимателем) на здания, строения, сооружения после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации применяется выкупная цена в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (в данном случае в размере шестикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, поскольку численность населения в г. Ростове-на-Дону превышает 500 тысяч человек).
Оспариваемая правовая норма не противоречит статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ни с точки зрения компетенции субъекта Российской Федерации, ни с точки зрения содержания.
Конкретные показатели стоимости земельного участка определяются исходя из кадастровой стоимости земли (по виду разрешенного использования) и установленных ставок земельного налога в конкретном муниципальном образовании, поэтому в зависимости от этих данных и устанавливается конкретная стоимость выкупа, которая может быть выше или ниже при применении частей 1 и 2 статьи 1 Областного закона. Увеличение выкупной цены земельного участка заявителя в зависимости от применения части 1 или части 2 статьи 1 Областного закона не свидетельствует о противоречии оспариваемой правовой нормы федеральному законодательству. Доводы заявителя базируются на оспаривании целесообразности введения различных видов выкупной стоимости земельных участков, исходя из принятых в отношении заявителя конкретных правоприменительных решений, однако это обстоятельство не доказывает наличие предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемой правовой нормы ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Исходя из сферы регулирования данного Федерального закона, основных понятий (статья 4), нельзя согласиться с утверждением заявителя о наличии каких-либо противоречий оспариваемой правовой нормы вышеприведенным требованиям. Областной закон (с учетом внесения в него изменений) принят в полном соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Возможность использования приобретенного земельного участка для извлечения прибыли не означает, что разница в выкупной цене сама по себе создает препятствия для конкуренции, учитывая, что С. приобрела право собственности как физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, именно это и обусловило применение ч. 2 ст. 1 Областного закона.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Довод заявителя о том, что этот Федеральный закон принят позднее Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поэтому оспариваемый Областной закон должен ему соответствовать, не является основанием для удовлетворения заявления.
Первоначальный текст Областного закона не содержал различий в выкупной стоимости земельных участков, по всем видам субъектов выкупа был установлен единый подход - в зависимости от численности населения в кратном размере земельного налога. Изменения в статью 1 Областного закона с указанием иного (действующего) порядка выкупа введены законом от 20.09.2007 в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2007). Поэтому довод о нарушении принципа равенства является необоснованным.
В силу ст. 253 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку противоречие оспариваемой правовой нормы федеральному законодательству не установлено, заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления С. о признании противоречащим федеральному законодательству с момента принятия пункта 1 части 2 статьи 1 Областного закона Ростовской области "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
В окончательной форме решение принято 05.04.2011.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru