Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2012 г. № 86

О ДОКЛАДЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
"О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ"

Самарская Губернская Дума постановляет:
1. Принять к сведению основные положения Доклада Самарской Губернской Думы "О состоянии законодательства Самарской области в 2011 году".
2. Направить Доклад Самарской Губернской Думы "О состоянии законодательства Самарской области в 2011 году" в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Предложить комитетам Самарской Губернской Думы учесть рекомендации данного Доклада при формировании плана законотворческой деятельности на второе полугодие 2012 года.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Думы
В.Ф.САЗОНОВ





Приложение

ДОКЛАД
САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
"О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ"

О Докладе Самарской Губернской Думы
"О состоянии законодательства Самарской области в 2011 году"

Мониторинг правоприменения как комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов становится современным инновационным институтом государственного управления и развития гражданского общества.
В 2011 году данный институт получил значительную правовую регламентацию на федеральном уровне.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 утверждено Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, которым определен порядок осуществления данного мониторинга.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 утверждена методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
Проводимый Самарской Губернской Думой мониторинг законодательства в настоящее время представляет собой комплекс направлений, включающий непосредственный анализ реализации (практики применения) федерального и регионального законодательства, антикоррупционную экспертизу, общественную экспертизу, систематизацию законодательства.
Методику работы Самарской Губернской Думы по анализу практики применения законодательства можно разделить на несколько этапов.
В первую очередь, она включает в себя предварительный анализ федерального и областного законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов на предмет выявления особенностей правового регулирования. На данном этапе определяются:
пробелы в законодательстве, требующие устранения;
правовые нормы, нуждающиеся в совершенствовании;
положения, которые потенциально могут быть заимствованы у других субъектов Российской Федерации, и иные аспекты.
Далее разрабатывается и направляется перечень вопросов федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным организациям, заинтересованным юридическим лицам и иным правоприменителям, ответы на которые могли бы в достаточной степени помочь обозначить проблемы реализации законодательства, а также основные пути их решения.
Полученная от правоприменителей информация в рамках мониторинга тщательным образом анализируется. При необходимости проводятся рабочие совещания, встречи и переговоры с сотрудниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителями общественных организаций. На интернет-портале Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области проводится электронный опрос общественного мнения жителей региона по соответствующему вопросу.
Подготовленные по результатам мониторинга законодательства материалы вносятся на рассмотрение профильных комитетов Самарской Губернской Думы. В то же время важную роль для оценки и доработки данных материалов играет их обсуждение общественными совещательными структурами при Думе - Общественным советом, Общественно-правовым центром, общественным молодежным парламентом, общественными комиссиями при комитетах, их рекомендации включаются в планы мероприятий по результатам мониторинга законодательства.
В отдельных случаях подготовленные материалы рассматриваются на заседаниях "круглых столов" и думских слушаниях, проводимых в Самарской Губернской Думе.
Особо следует отметить работу с муниципальными образованиями. В силу того, что многие государственные полномочия Самарской области в различных сферах переданы для исполнения органам местного самоуправления, мнение данных органов в обязательном порядке подлежит учету, подробному анализу и оценке. Выводы по результатам мониторинга практически во всех случаях касаются деятельности муниципалитетов. Ввиду этого материалы мониторинга, как правило, направляются во все городские округа и муниципальные районы Самарской области, которые, в свою очередь, доводят полученную информацию на уровень поселений.
Заключительным этапом мониторинга законодательства является непосредственная реализация предложений, сформированных в ходе и по результатам его проведения. Итогом анализа применения законодательства становится включение в план работы Самарской Губернской Думы вопросов о разработке проектов федеральных законов, проектов законов Самарской области, обращений в органы государственной власти Российской Федерации с целью совершенствования действующего законодательства.
В 2011 году Самарской Губернской Думой проведен анализ практики применения (мониторинг) 24 нормативных правовых актов и их отдельных положений (в том числе 6 федеральных законов), осуществлен контроль хода исполнения 31 нормативного правового акта (прежде всего областных целевых программ), хода исполнения рекомендаций участников заседаний 19 "круглых столов", проведенных Самарской Губернской Думой, изучено состояние правового регулирования в 8 сферах общественных отношений.
Следует отметить, что сфера указанного мониторинга постоянно увеличивается: к участию в нем привлекается значительный круг правоприменителей, ученых, специалистов, представителей гражданского общества, создаются надежные механизмы реализации принятых законов и контроля их исполнения. Широкое применение получила общественная и научная (в том числе антикоррупционная) экспертиза принимаемого законодательства.
Именно такое взаимодействие позволяет своевременно вносить необходимые изменения в действующее законодательство.









Пункт 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает только одно основание для безвозмездной передачи земельных участков из государственной собственности в собственность муниципальных образований (обеспечение их развития).
Вместе с тем муниципальными образованиями Самарской области предлагается рассмотреть возможность расширения оснований подобной передачи с учетом необходимости решения вопросов местного значения.
В связи с этим будет изучена возможность разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Земельного кодекса Российской Федерации" в соответствующей части.

6. Законодательство о сельском хозяйстве

6.1. В 2011 году на территории России реализовано значительное количество мероприятий, направленных на поддержку сельского хозяйства. Несмотря на обширную засуху и пожары, которые вызвали многочисленные проблемы, реализованы программы поддержки сельхозпроизводителей, что позволило практически полностью компенсировать потери сельхозпредприятий. Этот положительный опыт поддержки был отмечен в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года.
Вместе с тем в связи с необходимостью продолжения системной поддержки сельхозпроизводителей будет изучена возможность разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования процедуры банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей.
6.2. Кроме того, в указанных целях представляется целесообразным изучение возможности разработки проекта обращения в Правительство Российской Федерации о необходимости внесения изменения в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" в части расширения перечня категорий молодых специалистов, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере на селе.

7. Лесное законодательство

7.1. Практика применения положений Лесного кодекса Российской Федерации показала несовершенство отдельных его норм.
Так, в частности, участниками заседания "круглого стола" от 20 октября 2011 года "О состоянии и основных направлениях развития лесохозяйственного комплекса Самарской области" высказаны следующие предложения:
лесные участки должны предоставляться в аренду не по результатам аукционов, а по результатам конкурсов, что позволит выбрать лесопользователя, который в необходимой мере может обеспечить сохранность лесных ресурсов;
его отдельные положения не согласуются с нормами законодательства о противопожарной безопасности;
полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального лесного контроля необходимо расширить, в том числе с учетом положений земельного законодательства;
в целях наиболее эффективного воспроизводства лесных ресурсов необходимо уточнить требования к субъектам, осуществляющим использование лесного участка для выращивания посадочного материала.
В связи с этим будет изучена возможность разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" в части:
установления нормы, согласно которой лесные участки предоставляются в аренду по результатам конкурсов;
приведения его отдельных положений в соответствие с нормами законодательства о пожарной безопасности;
расширения полномочий органов местного самоуправления по осуществлению муниципального лесного контроля;
уточнения требования к субъектам, осуществляющим использование лесного участка для выращивания посадочного материала.
7.2. В целях совершенствования законодательства о размещении государственных заказов для государственных и муниципальных нужд, а также поддержки предприятий лесной промышленности и компенсации убытков, вызванных засухой и пожарами в прошлом году, представляется целесообразным рассмотрение вопроса о разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части совершенствования процедуры размещения заказов для нужд лесного хозяйства.

8. Законодательство об энергосбережении

8.1. В результате изучения практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Самарской области в части проведения энергетических обследований организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, будет разработан проект обращения к Министру регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргину по вопросам:
- рассмотрения возможности установления в законодательстве положений, предусматривающих определение объема и видов работ при проведении обязательного энергетического обследования и составлении энергетического паспорта, а также введения упрощенной формы энергетического паспорта для небольших учреждений, имеющих простую структуру энергохозяйства;
- рассмотрения возможности уточнения законодательства в части требований к энергетическому аудиту учреждений федеральной, региональной и муниципальной собственности, располагающихся в арендованных помещениях и не осуществляющих оплату энергетических ресурсов.
8.2. Также по результатам проведенного мониторинга будет разработан проект обращения к Министру регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргину по вопросу установления в законодательстве положений, предусматривающих определение объема и видов работ при проведении обязательного энергетического обследования и составлении энергетического паспорта.

Заключение

Результаты законодательной деятельности Самарской Губернской Думы в 2011 году показывают последовательность в решении задач, которые направлены на создание благоприятных условий для повышения качества жизни граждан.
При этом данная работа уже перешла на новый качественный уровень - в режим постоянного сотрудничества законодательной власти и гражданского общества, а также разрешения возникающих вопросов на ранних стадиях законотворчества. В настоящее время динамично развивается институт общественной и научной экспертизы при обсуждении проектов федеральных и областных законов.
Как отмечается в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным, существенно возросла социальная роль общественных организаций. Увеличение активности некоммерческих организаций названо одним из ключевых достижений последних лет.
Согласно статье Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 6 февраля 2012 года "Демократия и качество государства" демократия заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и "обратной связи". Прежде всего это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения. Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой демократии. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровнеях.
В этой связи перспективным направлением развития российской демократии является предоставление гражданам возможности формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты нормативных правовых актов, формулировать приоритеты нормотворческой деятельности, а также закрепление правила обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных правотворческих инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете.
С учетом изложенного в ближайшее время Самарской Губернской Думой будет уделено особое внимание обеспечению указанных форм прямого волеизъявления населения:
наделению общественности, социальных групп правом законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе, которая может быть реализована в том числе посредством интернет-технологий;
развитию института правотворческой инициативы населения в представительных органах муниципальных образований в Самарской области;
созданию системы широкого общественного обсуждения законопроектов, находящихся на рассмотрении Самарской Губернской Думы (так называемого "нулевого чтения" законопроектов), обеспечению постоянного контроля за ходом и результатами рассмотрения предложений и замечаний к законопроектам, поступающих от граждан на интернет-портал Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области;
сопровождению законодательных инициатив общественного молодежного парламента при Самарской Губернской Думе, формированию нового состава общественного молодежного парламента с учетом изменений порядка его создания, которые предусматривают вхождение в его состав представителей молодежи от муниципальных образований, общественных организаций и политических партий;
развитию независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Самарской Губернской Думой, которая предусматривает размещение проектов на указанном интернет-портале, сбор поступивших заключений и обязательное их рассмотрение Думой в установленные законодательством сроки;
поиску новых форм взаимодействия областного парламента с самыми широкими слоями гражданского общества, в том числе созданию новых общественных комиссий при комитетах Думы, координации деятельности Общественно-правового центра при Самарской Губернской Думе, обеспечению более широкого участия общественных организаций в работе по мониторингу законодательства и др.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru