САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2009 г. по делу № 3-29/2009
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре - Наймушиной Т.Д.,
с участием прокурора - Жуковской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления
администрации Сахалинской области от 29 апреля 2008 года № 112-па "О перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области" в части установления границ рыбопромысловых участков N№ 65-10-15
и 65-10-51
по береговой линии водного объекта и удаленности вглубь водного объекта,
установил:
29 апреля 2008 года администрацией Сахалинской области принято постановление
№ 112-па "О перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области".
Названное постановление
действует в редакции постановления
администрации Сахалинской области от 24 июля 2008 года № 172-па "О внесении изменений в перечень рыбопромысловых участков в Сахалинской области, утвержденный постановлением администрации Сахалинской области от 29 апреля 2008 года № 112-па" и постановления
администрации Сахалинской области от 22 сентября 2008 года № 292-па "О внесении дополнений в перечень рыбопромысловых участков в Сахалинской области, утвержденный постановлением администрации Сахалинской области от 29 апреля 2008 года № 112-па", опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 2 июля 2008 года № 119(3086), от 9 июля 2008 года № 124(3091), от 15 августа 2008 года № 151(3118).
Пунктом 2
названного постановления утвержден перечень
рыбопромысловых участков в Сахалинской области.
В соответствии с данным перечнем границы промыслового участка № 65-10-15
определены по береговой линии водного объекта в пределах 1 километра южнее реки Урюм - 1 километр севернее реки Бачинская протяженностью по береговой линии 6,2 километра и удаленностью в глубь водного объекта - 2 километра; границы рыбопромыслового участка № 65-10-51
- 1 километр южнее реки Урюм - 1 километр севернее реки Урюм - по всей реке протяженностью по береговой линии 2 километра и удаленностью в глубь водного объекта также на 2 километра.
6 августа 2009 года общество с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" обратилось в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления
администрации Сахалинской области от 29 апреля 2008 года № 112-па "О перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области" в части установления границ рыбопромысловых участков N№ 65-10-15
и 65-10-51
по береговой линии водного объекта.
В обоснование заявления общество указало на то, что 25 декабря 2006 года между Федеральным государственным управлением "Сахалинрыбвод" и обществом с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" заключен договор № 156/РПУ/06 на пользование рыбопромысловым участком № 8/7, расположенным в Анивском районе Сахалинской области в водоеме - залив Анива, длиной - 7 километров, шириной - 3 километра, площадью - 21 квадратный километр в границах: 1 километр южнее реки Урюм - 1 километр севернее реки Бачинская, сроком действия по 25 ноября 2031 года. В связи с принятием администрацией Сахалинской области оспариваемого постановления
и утвержденным им перечнем
рыбопромысловый участок, предоставленный обществу с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" на основании вышеуказанного договора, разбит на 2 промысловых участка, границы которых в противоречие с положениями частей 2
и 4 статьи 18
Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также действующего на момент его принятия Приказа
Государственного Комитета Российской Федерации от 31 января 2008 года № 47 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков", определены не по точкам, указанным в географических координатах, количество которых должно быть не менее трех, а применительно к названиям природных объектов. В результате принятия оспариваемого постановления
Сахалино-Курильским территориальным управлением Росрыболовства обществу выданы разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в пределах промыслового участка № 65-10-15
, что существенно уменьшило акваторию их вылова. Кроме того, уменьшена и площадь единого промыслового участка, предоставленного в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Компас Плюс", что в совокупности вносит неопределенность и нестабильность в правоотношения, связанные с использованием обществом рыбопромыслового участка, снижает хозяйственную полезность водной акватории, ухудшает экономические показатели деятельности общества.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" Голов А.Н. поддержал заявление по изложенным в нем обстоятельствам. Уточнил позицию общества указанием на то, что обжалуемое постановление
противоречит наряду с частями 2
и 4 статьи 18
Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и пунктом 7
действующего на момент его принятия приказа Государственного Комитета Российской Федерации от 31 января 2008 года № 47 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков", пункту 7
действующего на момент рассмотрения дела приказа Росрыболовства от 22 апреля 2009 года № 338 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков". Просил постановление
администрации Сахалинской области от 29 апреля 2008 года № 112-па "О перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области" признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления границ рыбопромысловых участков N№ 65-10-15
и 65-10-51
по береговой линии и удаленности вглубь водного объекта.
Представитель администрации Сахалинской области Иванов В.А. против удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" возразил. Согласился с тем, что в нарушение действующего на момент издания постановления
приказа
Государственного комитета Российской Федерации от 31 января 2008 года № 47 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков" и пункта 7
действующего на момент рассмотрения дела приказа Росрыболовства от 22 апреля 2009 года № 338 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков" границы рыбопромысловых участков определены не по точкам, указанным в географических координатах, количество которых должно быть не менее трех, а применительно к названиям природных объектов. Вместе с тем, поскольку границы рыбопромысловых участков определены по береговой линии, полагал, что требования приведенных приказов при принятии постановления
не нарушены. Отметил, что постановление
принято в пределах предоставленных частью 4 статьи 18
Федерального закона от 10 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий и с соблюдением установленной в ней процедуры - по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Кроме того, указал, что обжалуемое постановление
не затрагивает права и хозяйственные интересы общества с ограниченной ответственностью "Компас Плюс", поскольку рыбопромысловый участок № 8/7 может использоваться обществом до окончания действия имеющегося у него договора № 156/РПУ/06. Нормы же оспариваемого постановления
администрации Сахалинской области на ранее заключенные договоры не распространяются и будут действовать после окончания их действия. Кроме того, в вышеприведенных нормативных актах не содержится норм, обязывающих органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять и утверждать перечни в строгом соответствии с ранее заключенными договорами пользования рыбопромысловыми участками. В этой связи просил в удовлетворении требований заявителя отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, представителя администрации Сахалинской области, заключение прокурора Жуковской Е.А., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2
, 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой
и второй настоящей статьи
. В случае противоречия между федеральным законом и иным актов, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу частей 1
- 5 статьи 3
Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего Федерального закона
, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона
, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Таким образом, постановление
от 29 апреля 2008 года № 112-па "О перечне рыбопромысловых участков" принято администрацией Сахалинской области в пределах предоставленных ей полномочий.
Вместе с тем, оно противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 18
вышеназванного Закона рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства, промышленного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных многочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 года № 733, действующим на период принятия оспариваемого постановления
(до 30 июня 2008 года), утверждено Положение
о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству.
Согласно пунктам 5.3.19
, 5.5.11
названного положения Государственный комитет по рыболовству на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные акты, в том числе касающиеся порядка определения границ рыбопромысловых участков, а также осуществляет согласование перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены и в действующем с 1 июля 2008 года постановлении
Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года № 444, которым утверждено положение о Федеральном агентстве по рыболовству (пункты 5.3.11
и 5.5.10
).
Следовательно, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и ныне действующее Федеральное агентство по рыболовству являются уполномоченными федеральными органами по установлению порядка определения границ рыбопромысловых участков.
В соответствии с вышеприведенными нормативными актами Государственным комитетом Российской Федерации 31 января 2008 года издан приказ
№ 47 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков", который начал действие 18 апреля 2008 года.
В соответствии с пунктами 5
и 7
утвержденного названным приказом Порядка определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства (далее - бассейновые управления), находящихся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, территориальных управлений Госкомрыболовства России, при участии территориальных органов, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
Границы рыбопромысловых участков устанавливаются по точкам, указанным в географических координатах. Количество таких точек не может быть меньше трех и зависит от формы площади рыбопромыслового участка.
Приказом
Федерального агентства по рыболовству от 22 апреля 2009 года № 338 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков" ранее действующий приказ
Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 31 января 2008 года № 47 признан утратившим силу. Данный приказ
зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июля 2009 года.
Пункты 5
и 7
приказа Федерального агентства по рыболовству № 338 содержат положения, аналогичные ранее действующим, в соответствии с которыми определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) Федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее - бассейновые управления), находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
Границы рыбопромысловых участков определяются по точкам, указанным в географических координатах. Количество таких точек не может быть меньше трех и зависит от формы площади рыбопромыслового участка.
Приведенные нормы являются императивными.
Таким образом, в соответствии с закрепленным порядком орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляя полномочие по определению границ рыбопромысловых участков, должен учесть предложения перечисленных субъектов, и установить их границы по точкам, указанным в географических координатах.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 18
Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом при определении границ рыбопромысловых участков администрация Сахалинской области руководствовалась реестром рыбопромысловых участков по состоянию на 1 января 2005 года, представленным в администрацию Сахалинской области федеральным государственным учреждением "Сахалинское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства", который возможно рассматривать как предложение названного учреждения при определении границ рыбопромысловых участков. Сформированный перечень рыбопромысловых участков согласован с уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти - Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству.
Вместе с тем, границы рыбопромысловых участков N№ 65-10-15
и 65-10-51
определены не по точкам, указанным в географических координатах, как это закреплено в приказе
Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 31 января 2008 года № 47 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков" и в приказе
Федерального агентства по рыболовству от 22 апреля 2009 года № 338 с аналогичным названием, а относительно природных объектов.
Таким образом, постановление
администрации Сахалинской области от 29 апреля 2008 года № 112-па "О перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области" в части определения в утвержденном им перечне границ рыбопромысловых участков N№ 65-10-15
и 65-10-51
по береговой линии водного объекта противоречит требованиям федерального законодательства.
Указание представителя администрации Сахалинской области на то, что поскольку границы рыбопромысловых участков определены в постановлении
по береговой линии, то требования законодательства при его принятии не нарушены, является несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 8
приказа Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 31 января 2008 года № 47 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков" и приказа
Федерального агентства по рыболовству от 22 апреля 2009 года № 338 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков" по береговой линии водного объекта определяется лишь длина рыбопромыслового участка, тогда как границы рыбопромыслового участка определяются по точкам, указанным в географических координатах.
Является таковой и ссылка представителя администрации Сахалинской области на то, что постановление
в оспариваемой части не нарушает права общества с ограниченной ответственностью "Компас Плюс", поскольку нарушение порядка установления границ рыбопромысловых участков N№ 65-10-15
и 65-10-51
, которые фактически совпадают с границами участка № 8/7 и на пользование которым у общества имеется действующий договор № 156/РПУ/06, следствием которого явилось деление единого рыбопромыслового участка на два самостоятельных участка и уменьшение его площади, безусловно создает обществу препятствия в его пользовании, что нарушает его права и влечет для него правовые последствия.
Нельзя согласиться и с доводом представителя администрации Сахалинской области о том, что нормы оспариваемого постановления
не распространяются на пользователей рыбопромысловых участков, с которыми ранее были заключены договоры, поскольку в разрешениях, выданных в 2008 - 2009 годах обществу с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" на добычу (вылов) горбуши, кеты, корюшки и морского гребешка, районом промысла указан участок № 65-10-15
, а не 8/7 по договору пользования рыбопромысловым участком, что свидетельствует о фактическом применении оспариваемого постановления
администрации области при выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Кроме того, в постановлении
администрации области отсутствует указание на то, что оно не распространяется на пользователей рыбопромысловых участков, с которыми имеются договоры, заключенные до вступления в силу указанного постановления
.
То обстоятельство, что на заседании комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области от 5 сентября 2009 года места постановки ставных орудий лова для добычи (вылова) анадромных видов рыб обществу с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" определены на рыбопромысловом участке в соответствии с имеющимся у него договором об отсутствии нарушения прав общества не свидетельствует, поскольку решение указанной комиссии носит ненормативный характер и при наличии постановления администрации Сахалинской области правоприменители обязаны руководствоваться положениями указанного постановления
.
Более того, принятие правоприменителями различных разрешений относительно выдачи обществу разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке на основании имеющегося у него договора и оспариваемого постановления
свидетельствует о неоднозначном толковании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, приводящего к нарушению прав заявителя.
Учитывая изложенное, а также то, что оспариваемый нормативный правовой акт действовал определенный период и его положения порождали правовые последствия, он подлежит признанию недействующим в анализируемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы же заявителя, касающиеся уменьшения в оспариваемом постановлении
протяженности данного рыбопромыслового участка по береговой линии и его удаленности вглубь водного объекта, предметом рассмотрения данного дела не являются, и могут быть оценены лишь в рамках сложившихся у общества гражданско-правовых отношений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194
- 199
, частью 2 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Компас Плюс" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление
администрации Сахалинской области от 29 апреля 2008 года № 112-па "О перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области" в части определения в перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области границ рыбопромысловых участков N№ 65-10-15
и 65-10-51
по береговой линии водного объекта.
Возложить обязанность на редакцию газеты "Губернские ведомости" по опубликованию сообщения о настоящем решении суда после вступления его в законную силу в ближайшем выпуске газеты.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сахалинский областной суд.
Мотивированное решение по делу изготовлено 8 сентября 2009 года.
Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова