Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 18 января 2012 г. № 7-1-7-5-12

О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО ПЕРЕВОЗКЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНЫМИ АВТОБУСАМИ

Прокуратурой Республики Татарстан проведено обобщение состояния законности и практики прокурорского надзора за соблюдением законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Образование" в части обеспечения перевозок учащихся школьными автобусами.
Как показали прокурорские проверки, во многих районах республики обеспечено соблюдение требований нормативно-правовых актов, регламентирующих использование школьных автобусов. Вместе с тем в отдельных районах республики выявлены нарушения, для устранения которых прокурорами внесены 26 представлений, привлечены к дисциплинарной ответственности 42 лица, направлены в суды 10 исковых заявлений (справка о результатах обобщения прилагается).
Для повышения эффективности надзора, руководствуясь ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу предоставить в прокуратуру Республики Татарстан информацию по состоянию на 31.12.2011 в разрезе районов о количестве автобусов, используемых в соответствии с Положением об организации перевозок учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2006 № 400).

Заместитель прокурора республики
старший советник юстиции
Г.С.ГАЛИМОВ





СПРАВКА
О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО ПЕРЕВОЗКЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНЫМИ АВТОБУСАМИ

Прокуратурой Республики Татарстан проведено по итогам 2011 года обобщение состояния законности и практики прокурорского надзора за соблюдением законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Образование" в части обеспечения перевозок учащихся школьными автобусами.
Порядок использования школьных автобусов определен Положением об организации перевозок учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2006 № 400). Положение содержит требования о расцветке автобусов и наличии опознавательных знаков, о соответствии автобуса ГОСТу Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования", введенному в действие с 01.01.1999. К управлению автобусами, осуществляющими перевозку учащихся, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы по специальности в течение последних трех лет.
Перевозка осуществляется по определенным маршрутам. Решение об открытии маршрута принимается и утверждается органом местного самоуправления муниципального образования на основании заключения о комплексном обследовании маршрутов с участием сотрудников органов ГИБДД МВД Республики Татарстан. На органы местного самоуправления муниципального образования возложены и другие обязанности в связи с открытием маршрутов школьных автобусов. В том числе, разработка и ежегодное уточнение маршрутов и графика движения автобусов; комиссионное обследование автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки учащихся на маршрутах движения с привлечением ГИБДД и дорожных организаций.
Положение об открытии школьного автобусного маршрута (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.08.2010 № 615) определяет порядок и необходимые требования для открытия, изменения и прекращения действия (закрытия) школьных автобусных маршрутов в Республике Татарстан. Основным принципом при открытии новых школьных маршрутов является доступность и максимальное удовлетворение потребности общеобразовательных учреждений в транспортном обслуживании учащихся общеобразовательных учреждений республики. Основанием для открытия школьного маршрута является решение Заказчика - органа местного самоуправления, согласованное с Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Управлением ГИБДД МВД Республики Татарстан.
В целях повышения безопасности перевозок обучающихся в республике школьные автобусы оснащаются приборами спутниковой навигации. Спутниковая навигация позволяет обеспечить соблюдение требований безопасности школьных перевозок и, кроме этого, создать информационную базу, содержащую сведения о работе транспорта и позволяющую анализировать и оптимизировать маршруты.
Как показали прокурорские проверки во многих районах республики обеспечено соблюдение требований нормативно-правовых актов, регламентирующих использование школьных автобусов.
Прокуратура Пестречинского района Республики Татарстан представила по итогам года подробную информацию по названному направлению надзора. В докладной записке указано количество полученных в рамках приоритетного национального проекта "Образование" школьных автобусов. На каждый из маршрутов разработаны паспорта автобусных маршрутов, согласованные с ОГИБДД отдела МВД по Пестречинскому району. Все транспортные средства 2 раза в год проходят технический осмотр в ОГИБДД отдела МВД России по Пестречинскому району и техническое обслуживание в ООО "АКОС" в г. Казани. Нарушений требований ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" не установлено. Во всех автобусах установлена спутниковая навигационная система "ГЛОНАСС+112", водители регулярно выходят на связь с Центром информационных технологий республики. К управлению автобусами допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы по специальности более 10 лет. Ежедневно при осуществлении проверки технического состояния автобусов производится контроль их пробега, показания записываются в специальные журналы. Проведенными проверками не установлено фактов отклонения школьных автобусов от маршрутов, а также использования их не по назначению.
Ежедневный медицинский осмотр водители района проходят в МБУЗ "Пестречинская ЦРБ". В районе решены организационные вопросы: с учащимися общеобразовательных школ, подвоз которых осуществляется школьными автобусами, организованы специальные занятия по обучению правилам поведения на транспорте, отметки о проведении занятий делаются в специальных журналах по правилам дорожного движения; с учителями, обеспечивающими сопровождение детей при следовании школьного автобуса, инженером (механиком) по технике безопасности проводятся инструктажи, о чем также делаются отметки в журналах регистрации инструктажей по технике безопасности.
Бавлинская и Бугульминская городские прокуратуры, прокуратуры Алексеевского, Апастовского, Арскского и Лаишевского районов также указали, что соблюдаются все необходимые требования к эксплуатации школьных автобусов.
Вместе с тем, в отдельных районах республики выявлены нарушения, для устранения которых внесены 26 представлений, привлечены к дисциплинарной ответственности 42 лица, направлены в суды 10 исковых заявлений,
В 3 квартале 2011 года Заинской городской прокуратурой проведены совместные с ОГИБДД проверки по подпрограмме "Школьный автобус" приоритетного национального проекта ПНП "Образование" в МКУ "Управление образования Исполнительно комитета Заинского муниципального района РТ" и в автотранспортном предприятии ООО "Авантех". При этом выявлены многочисленные нарушения. Так, в ООО "Авантех" ответственным механиком не ведется контроль технического состояния транспортных средств при заезде на место стоянки; производственная база для проведения технического обслуживания отсутствует, договор для проведения технического обслуживания и текущего ремонта не заключен; отсутствуют графики проведения ТО автобусов. Из 14 школьных автобусов 9 автобусов эксплуатируются без прохождения техосмотра в связи с несоответствием предъявляемым техническим требованиям. Кроме того, школьный автобус до населенного пункта Димитрово эксплуатируется на маршруте, не соответствующем требованиям безопасности: на маршруте имеются опасные участки в виде поворотов с несоответствующими п. 4.23 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги радиусами и шириной проезжей части, отсутствуют предупреждающие знаки, в населенном пункте Димитрово отсутствует оборудованная посадочная площадка (остановка) для детей.
Проверка показала, что указанные выше нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей и требований нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения механиком, медработниками, начальником отдела эксплуатации ООО "Авантех", ответственным сотрудником Управления образования района и Исполнительным комитетом Поповского сельского поселения Заинского района. Прокуратурой внесены представления об устранении нарушений руководству ООО "Авантех", начальнику Управления образованием района.
В Заинский городской суд прокурором направлен иск к МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "Авантех" о приостановлении эксплуатации 9 автобусов без системы спутниковой навигации "ГЛОНАСС".
Также прокурором направлен иск к Исполкому Поповского сельского поселения о возложении обязанности спроектировать, разработать и утвердить схему регулирования дорожного движения подъездных путей к населенному пункту Димитрово, а также установить в границах населенного пункта Димитрово на подъезде специальные дорожные знаки ПДД РФ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, обустроить посадочную площадку для учащихся, привести в соответствие со СНиП 2.05.02-85 радиусы подъездных путей к автомобильной дороге Наб. Челны - Заинск. Иски судом удовлетворены.
Прокуратурой Сармановского района направлены в суд исковые заявления о понуждении исполнительных комитетов 7 сельских поселений Сармановского района установить остановочные павильоны в соответствии с требованиями соответствующего ГОСТ.
ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" описывает характеристики автобуса и его отдельных элементов. Например, предусмотрено, что край сиденья, который обращен к проходу, должен иметь подлокотник или поручень. Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления. Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях. В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".
В г. Набережные Челны проведенной проверкой установлено, что один из автобусов "Фиат-Дукато" простаивает в связи с неисправностью системы спутниковой навигации, выявленной в ходе проверки ОГБИДД. Городской прокуратурой внесено представление Руководителю исполкома г. Набережные Челны, по которому к дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица.
В Алькеевском районе выявлено, что в нарушение п. 4.5.5 ГОСТ Р 51160-98 автобусы не оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях, не оборудованы освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход и выход детей в (из) автобус(а) в любое время суток.
В Новошешминском районе не исправны сигнальные кнопки "Просьба об остановке", вследствие чего на рабочее место водителя не поступают звуковые и световые сигналы о необходимости остановки, включаемые с мест размещения детей. В автобусе марки ПАЗ-32053-70 при выборочной проверке ремней безопасности установлено, что не функционируют фиксаторы ремней безопасности, что при столкновении или резком торможении может привести к нанесению вреда пассажирам.
Нарекания к техническому состоянию школьных автобусов и их комплектации имелись в Азнакаевском, Алькеевском, Балтасинском, Буинском, Кайбицком, Мамадышском, Новошешминском, Тюлячинском, Ютазинском районах республики. Прокурорами вносились представления об устранении нарушений.
Прокуратурой Тюлячинского района после установления факта эксплуатации с нарушением требований законодательства школьного автобуса, закрепленного за Шадкинской средней школой, в отношении директора указанного образовательного учреждения возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.31 КоАП РФ.
В Аксубаевском районе прокуратурой внесено представление руководителю Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района в связи с тем, что из-за отсутствия специализированного автотранспорта не обеспечена перевозка 10 учащихся из нескольких поселков района.
В Камско-Устьинском районе выявлено, что с сентября по декабрь 2011 года школьный автобус использовался МУП "Беркут" не по целевому назначению, а для осуществления коммерческих рейсов по перевозке граждан по маршруту "Тенишево - Камское-Устье".
Елабужской городской прокуратурой выявлены факты нарушения ст. ст. 20, 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения", Методических рекомендаций "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденных Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002, а именно непрохождение водителем школьного автобуса медицинского осмотра перед выездом на линию.
Нарушения при проведении медосмотра выявлены также в Алькеевском, Заинском, Мамадышском и других районах.
В Высокогорском, Заинском районах выявлен недостаточный водительский стаж у водителей школьных автобусов.
По итогам обобщения предлагается направить информационное письмо городским и районным прокурорам, а также информировать Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Старший помощник прокурора
республики по надзору за исполнением
законов о национальных проектах
и связям с муниципальными образованиями
Р.М.ГИЛЬМАНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru