Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2011 г. по делу № 3-17/11

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан",

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" (далее - Закона РТ).
В обоснование требований указано, что в соответствии с абзацем 1 статьи 6, абзацем 1 статьи 7 Закона РТ меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным лицам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий, являющимся пенсионерами.
Считает, что оспариваемые им нормы в части слов "являющимся пенсионерами" противоречат статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", поскольку сужают установленный федеральным законодательством круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
По смыслу данной нормы, законами субъектов Российской Федерации мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица признанные пострадавшими от политических репрессий, в том числе и не являющимися пенсионерами.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан требование поддержал.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что исходя из содержания статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в качестве минимального стандарта при определении мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, подлежащих социальной защите, следует рассматривать объем льгот, предоставлявшийся по ранее действующему законодательству, то есть предусматривавшийся статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года (до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ). Данная редакция статьи 16 устанавливала льготы, которые предоставлялись реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, при условии, что они являлись пенсионерами или имели инвалидность.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
8 декабря 2004 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Закон официально опубликован в изданиях "Республика Татарстан" № 248 от 11.12.2004, "Ватаным Татарстан" № 250 от 11.12.2004.
В соответствии с пунктами "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Согласно абзацу первому статьи 6 Закона РТ реабилитированным гражданам, являющимся пенсионерами, предоставляются меры социальной поддержки.
Абзацем первым статьи 7 меры социальной поддержки установлены для граждан, пострадавшим от политических репрессий, являющимся пенсионерами.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исходя из смысла данной нормы законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать меры социальной поддержки для всех реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, что также находит свое подкрепление и в преамбуле Закона, согласно которой целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
В нарушение указанных положений федерального законодательства оспариваемые прокурором нормы Закона РТ устанавливают меры социальной поддержки лишь для лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, которые являются пенсионерами, чем фактически сокращен установленный Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Право лица на получение установленных Законом субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки обусловлены именно применением к нему политических репрессий. Следовательно, лица, подвергшиеся таким репрессиям, в равной мере вправе рассчитывать на получение от государства соответствующих компенсаций независимо от их возраста или состояния здоровья.
Неправильное толкование статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", по мнению суда, привело к ошибочной позиции Государственного Совета Республики Татарстан о том, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться ранее действовавшим законодательством, регулировавшим объем льгот данной категории граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии федеральному законодательству абзаца первого статей 6 и 7 Закона РТ в части слов "являющимся пенсионерами".
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 1 статьи 6 в части слов "являющимся пенсионерами", абзац 1 статьи 7 в части слов "являющимся пенсионерами" Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 5 апреля 2011 г.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru