Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. № 832

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА ТЮМЕНИ
ЗА 2011 ГОД

Руководствуясь статьями 27, 49, 58 Устава города Тюмени, Положением о Счетной палате города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 29.09.2011 № 705, Тюменская городская Дума решила:
1. Отчет о деятельности Счетной палаты города Тюмени за 2011 год утвердить.
2. Счетной палате города Тюмени опубликовать отчет о своей деятельности за 2011 год в средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, налогам и финансам.

Председатель
Д.В.ЕРЕМЕЕВ





Утвержден
решением
Тюменской городской Думы
от 29.03.2012 № 832

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА ТЮМЕНИ ЗА 2011 ГОД

В 2011 году Счетная палата города Тюмени (далее - Счетная палата) осуществляла свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", Уставом города Тюмени, Положением о Счетной палате города Тюмени и иными нормативными правовыми актами РФ, Тюменской области и города Тюмени, на основании плана работы Счетной палаты города Тюмени на 2011 год, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 25.11.2010 № 571 (с изменениями от 28.04.2011).
Организация деятельности Счетной палаты города Тюмени строилась на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
Тематика плана работы Счетной палаты на 2011 год, сформированного с участием депутатов Тюменской городской Думы, помимо основных вопросов по исполнению бюджета города Тюмени, также предусматривала значительное количество контрольных мероприятий, связанных с использованием средств бюджета города на капитальные расходы, в т.ч. строительство, реконструкция и капитальный ремонт. Учитывая данные обстоятельства, приоритетным вопросом являлся контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города Тюмени и муниципального имущества.
Контроль осуществлялся путем проведения проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также в ходе подготовки заключений по результатам экспертизы проекта бюджета и проектов иных муниципальных правовых актов.
В целях контроля за исполнением бюджета города Счетная палата осуществила проверку исполнения бюджета города Тюмени за 2010 год, а также за 1 полугодие 2011 года. Провела экспертизу проекта бюджета города Тюмени на 2012 год и проектов решений Тюменской городской Думы по корректировке бюджета 2011 года. Учитывая программный принцип реализации бюджета города, в отчетном периоде подготовлены заключения по проектам (и отчетам об исполнении) муниципальных программ города Тюмени, охватившим более 80% средств бюджета города.
Большинство основных показателей деятельности Счетной палаты в отчетном периоде отмечается выше уровня 2010 года. Стабильная динамика количества проведенных мероприятий характерна как для контрольного, так и для экспертно-аналитического направления.
Анализ результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий показал, что к основным нарушениям и недостаткам, установленным в 2011 году, прежде всего относится несоблюдение участниками бюджетного процесса требований действующих нормативных правовых актов и инструктивных материалов в части ведения бухгалтерского учета и достоверности представляемой бюджетной отчетности, нарушения бюджетного законодательства и несоблюдение условий заключенных муниципальных контрактов. В результате допущенных нарушений Счетной палатой установлен значительный объем средств, использованных неэффективно, т.е. не достигнуты оптимальные показатели расходования средств бюджета и использования муниципального имущества. Все вышеуказанные нарушения относятся к систематически встречающимся и требующим отдельного внимания и глубокой проработки.
Следует отметить, что фактов нецелевого использования бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий не установлено.
При подготовке своих итоговых документов по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата исходила из четкого понимая важности анализа причин нарушения, определения складывающихся тенденций и разработки конструктивных предложений по совершенствованию работы механизмов, задействованных на муниципальном уровне. Выявляя нарушения и недостатки, Счетная палата давала предложения не только об их устранении в организации, являвшейся объектом проверки, но и рекомендовала профилактические меры в целом в соответствующей отрасли городского хозяйства.
В целях повышения эффективности контрольной работы осуществлялось постоянное взаимодействие и проводились рабочие встречи руководителей Счетной палаты с руководящими работниками отраслевых (функциональных) подразделений Администрации города Тюмени.

Контрольная деятельность

Всего в 2011 году проведено 35 контрольных мероприятий, при этом дополнительно к утвержденному плану работы по письму постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Тюменской городской Думы проведена проверка обоснованности и законности направления средств городского бюджета на финансирование работ по капитальному ремонту МАДОУ д/с № 105 города Тюмени.
В отчетном периоде помимо осуществления плановой контрольной деятельности, исполняя требования действующего законодательства, на основании писем прокуратуры Ленинского, Калининского и Центрального административных округов города Тюмени, Счетная палата города Тюмени приняла участие в 45 совместных проверках, которые осуществлялись в соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ от 24.03.2011 № 73/1-489-2011 "Об исполнении поручения Президента РФ о проведении проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых средств".
Кроме того, по письму Прокуратуры Тюменской области Счетная палата осуществляла контрольные действия, связанные с проверкой целевого использования средств бюджета города, направленных в 2010 году на установку и пусконаладочные работы приборов учета тепловой, электрической энергии, воды, систем телеметрии на 11 объектах образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Проведенная работа с правоохранительными органами, несомненно, положительно сказывается на конечном результате осуществляемых проверок, однако требует дополнительных трудовых и временных затрат. Учитывая это, 2 контрольных мероприятия явились переходящими на 2012 год и в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты города Тюмени утверждены в плане работы Счетной палаты города Тюмени на 2012 год, в т.ч.:
- проверка использования бюджетных средств, направленных в 2010 году на осуществление деятельности муниципального бюджетного учреждения "Тюменский экспертный центр";
- проверка использования средств бюджета города Тюмени, направленных в 2010 году на реализацию Подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности "Энергоэффективный квартал" города Тюмени на период 2010 - 2012 годы" в рамках долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Тюмень "Энергоэффективный город" на период 2010 - 2020 годы" (включая проверку школы № 29 и детского сада № 105).
Информация об исполнении вышеуказанных мероприятий будет направлена в адрес Тюменской городской Думы и Администрации города Тюмени в I квартале 2012 года.
В отчетном периоде контрольные мероприятия осуществлялись в Администрации города Тюмени и ее отраслевых (функциональных) территориальных органах, а также в учреждениях и организациях вне зависимости от видов и форм собственности, получающих (использующих) средства городского бюджета, использующих муниципальную собственность или управляющих ею. Проверки проведены на 91 объекте (на территориях всех административных округов города Тюмени). Объем средств бюджета города, охваченный проверками, составил 1625159,2 тыс. рублей (это без учета средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств города Тюмени за 2010 год; проверки достоверности данных, отраженных в отчете об исполнении бюджета города Тюмени за 1 полугодие 2011 года; проверки полноты и своевременности поступлений в бюджет города средств от приватизации муниципального имущества). Финансовые нарушения выявлены на сумму 327999,0 тыс. рублей.
Наибольший объем нарушений, установленный по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2011 году, классифицирован Счетной палатой как "прочие финансовые нарушения". К данным нарушениям прежде отнесены факты несоблюдения требований Бюджетного кодекса РФ (в т.ч. заключение муниципальных контрактов, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств), нарушения требований Федерального закона № 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете", Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (изменение и несоблюдение условий муниципальных контрактов), несоблюдение требований приказа Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", требований Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету"; нарушения Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Для устранения вышеуказанных нарушений не требуется возмещения средств в бюджет.
Основной объем обозначенных нарушений (84%) выявлен при проведении проверки использования бюджетных средств города Тюмени, направленных в 2010 году на текущее содержание ливневой канализации в Восточном административном округе города Тюмени (97,5 млн. рублей - несвоевременно оприходованы основные средства), при проверке целевого использования средств городского бюджета, выделенных в 2009 - 2010 годах на капитальный ремонт МОУ СОШ № 44 (61,1 млн. рублей - приняты к учету недооформленные первичные документы), а также при проведении внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств города Тюмени за 2010 год (58,0 млн. рублей).
В целях устранения и недопущения в дальнейшей работе вышеуказанных нарушений Счетной палатой направлено 32 представления. Все предложения и замечания приняты во внимание руководителями объектов. На момент подготовки отчета на контроле Счетной палаты остается исполнение 22 представлений на сумму 93,5 млн. рублей, или 36,4% от общего объема установленных нарушений.
В соответствии с утвержденным планом работы в 2011 году значительное количество проверок (более 50%) было проведено по вопросам, связанным с использованием средств городского бюджета на капитальные расходы, а в частности на капитальный ремонт жилых домов, объектов здравоохранения и образования, благоустройство дворовых территорий, реконструкцию и ремонт объектов ЖКХ, ремонт улиц. Проверками установлены многочисленные нарушения в части завышения объемов и стоимости выполненных работ, а также нарушения в правильности применения расценок и начислений при утверждении смет. Указанные нарушения относятся к систематически выявляемым, наносящим бюджету города прямой ущерб и требуют реализации целого комплекса мер, направленных на их устранение и недопущение в дальнейшем.
К причинам завышения объемов и (или) стоимости выполненных работ, как и прежде, по мнению Счетной палаты, следует относить:
- низкое качество составления дефектных ведомостей при обследовании объектов и подготовки проектно-сметной документации;
- отсутствие надлежащего контроля со стороны муниципального заказчика и слабый уровень технического надзора за осуществлением работ по заключенным договорам и муниципальным контрактам, в т.ч. низкая ответственность должностных лиц, визирующих акты выполненных работ и подтверждающих выполненные объемы, правильность применения расценок и начислений при определении стоимости работ.
По всем нарушениям в части завышения стоимости выполненных работ Счетная палата принимает меры в пределах своих полномочий.
В 2011 году основной объем нарушений (85%) в виде завышения стоимости выполненных работ, правильности применения расценок и начислений при утверждении смет выявлен по следующим контрольным мероприятиям:
- При проверке целевого и эффективного использования средств бюджета города Тюмени, выделенных на реконструкцию здания МАОУ ДОД ДЮЦ "Олимпия" по ул. Садовая, д. 109, (п. 1.15 плана работы), проведенной в департаменте по строительству Администрации города Тюмени, были установлены факты завышения стоимости материалов и объема работ, неправильное применение коэффициента перевода в текущие цены. Общая сумма нарушений составила 5944,4 тыс. рублей.
По результатам проверки Счетной палатой направлено представление о возмещении в бюджет средств, на основании которого департаментом по строительству Администрации города Тюмени (заказчик) в адрес подрядчика направлена претензия. В связи с невозможностью урегулирования данного вопроса в добровольном порядке заказчиком подготовлено исковое заявление, Счетная палата участвует в деле в качестве третьего лица.
- При проверке целевого использования средств городского бюджета, выделенных в 2009 - 2010 годах на капитальный ремонт МОУ СОШ № 44 (ул. Самарцева, д. 28) (п. 1.20 плана работы), проведенной в департаменте по строительству Администрации города Тюмени, Счетная палата выявила завышение стоимости выполненных работ и необоснованно оплаченных подрядчику по актам о приемке выполненных работ в сумме 2976,7 тыс. рублей.


По результатам проверки направлено представление, на основании которого заказчиком подготовлена претензия подрядчику. В связи с невозможностью досудебного урегулирования вопроса подано исковое заявление в Арбитражный суд Тюменской области. В настоящее время стороны находятся в судебном процессе. Материалы проверки переданы в правоохранительные органы. Мероприятие на контроле.
- При проверке ММЛПУ "Городская поликлиника № 17" по вопросу использования средств городского бюджета, выделенных в 2008 - 2009 гг. на капитальный ремонт помещений по ул. Широтная, 106б (п. 1.10 плана работы), проведенной в департаменте по строительству Администрации города Тюмени, установлены многочисленные факты завышения объемов и стоимости выполненных подрядчиками и оплаченных заказчиком работ, также выявлено необоснованное удорожание начальной цены контракта (неправильный расчет индекса инфляции) на общую сумму 2442,6 тыс. рублей. Следует отметить, что акты, по которым выявлено завышение стоимости выполненных работ, были ранее проверены и подтверждены сотрудниками МАУ "УКС города Тюмени (МУ "СЗКСиР").
По результатам проверки внесено представление Счетной палаты, на основании которого заказчиком направлена претензия подрядчику. В связи с невозможностью досудебного урегулирования вопроса подготавливается исковое заявление в Арбитражный суд Тюменской области. Мероприятие находится на контроле.
- При проверке целевого и эффективного использования средств бюджета города Тюмени, направленных в 2009 - 2010 годах на капитальный ремонт здания МАДОУ детский сад № 121, ул. Шишкова, 82 (п. 1.6 плана работы), проведенной в департаменте по строительству Администрации города Тюмени (заказчик), установлено, что еще на стадии формирования муниципального задания допущено завышение цены контракта, заключенного с подрядчиком, также установлены факты завышения стоимости и объемов работ, завышения стоимости оборудования и материалов, заказчиком произведена оплата за невыполненный объем работ. Общая сумма завышений составила 2402,3 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия заказчику подготовлено представление Счетной палаты, на основании которого подрядчикам направлены претензии о возмещении средств в бюджет города. В связи с невозможностью досудебного урегулирования вопроса исковые заявления поданы в Арбитражный суд Тюменской области. Счетная палата участвует в качестве третьего лица. В настоящее время стороны в судебном процессе. Мероприятие на контроле.
Всего по вышеуказанной группе нарушений, в отчетном периоде, Счетной палатой города направлено 27 представлений с целью возмещения средств в бюджет города. На момент подготовки настоящего отчета руководителями объектов проверок сообщено о фактическом возмещении 435,3 тыс. рублей, при этом на контроле остается исполнение 11 представлений.
В 2011 году Счетной палатой проведено 20 контрольных мероприятий с использованием принципов аудита эффективности, заложенных в статье 34 Бюджетного кодекса РФ. При проведении проверок были использованы стандарты и методические материалы, рекомендованные к применению и утвержденные на уровне Счетной палаты РФ, Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР) и Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ (СМКСО).
В результате проведенных проверок неэффективное использование бюджетных средств выявлено на 14 объектах контроля в общей сумме 45423,5 тыс. рублей. Данная сумма возмещению в бюджет не подлежит. Основной объем нарушений по указанной группе установлен в результате проведения следующих контрольных мероприятий:
- При проверке целевого и эффективного использования средств бюджета города Тюмени, выделенных на реконструкцию здания МАОУ ДОД ДЮЦ "Олимпия" по ул. Садовая, д. 109, проведенной в департаменте по строительству Администрации города Тюмени, было установлено выполнение работ, не предусмотренных муниципальным контрактом, а также изменение проектных решений по благоустройству и подключению электросетей. Общая сумма неэффективно использованных бюджетных средств составила 22498,9 тыс. рублей. Указанный объем нарушений возмещению в бюджет города не подлежит.
На основании представления Счетной палаты за допущенные нарушения и ненадлежащее исполнение своих должностных полномочий к заместителю директора департамента по строительству Администрации города Тюмени, в чью компетенцию входило руководство деятельностью производственного отдела МБУ "УКС города Тюмени", применено дисциплинарное взыскание.
- При проверке целевого использования средств городского бюджета, выделенных в 2009 - 2010 годах на капитальный ремонт МОУ СОШ № 44 (ул. Самарцева, д. 28), проведенной в департаменте по строительству Администрации города Тюмени, Счетная палата установила несоблюдение технологии при производстве работ, а именно увеличение толщины штукатурного слоя, которое привело к росту нагрузки на основные несущие конструкции здания и существенно увеличило стоимость выполненных работ. Подрядчику представлено подтверждающее заключение по обследованию выполненных работ штукатурного покрытия, выполненное ООО "Западно-Сибирский центр экспертиз и обследований". Общая сумма неэффективно использованных средств бюджета города составила 10285,6 тыс. рублей.
- При проверке целевого и эффективного использования средств бюджета города Тюмени, направленных в 2009 - 2010 годах на капитальный ремонт здания МАДОУ детский сад № 121, ул. Шишкова, 82, проведенной в департаменте по строительству Администрации города Тюмени, Счетная палата города установила, что при осуществлении капитального ремонта детского сада неэффективно использовано 4384,7 тыс. рублей средств бюджета города, в связи с тем, что были исключены отдельные виды работ, а также выполнены работы, не предусмотренные муниципальным контрактом. Установленные нарушения свидетельствуют об отсутствии должного контроля за осуществлением технического надзора.
По результатам контрольного мероприятия на основании представления Счетной палаты МБУ "УКС города Тюмени" издан приказ "О повышении ответственности и усилении контроля", в котором установлена персональная ответственность должностных лиц.
- При проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2009 и 2010 годах на озеленение территории города Тюмени (4 административных округа) (п. 1.19 плана работы), проведенной в Управе ЛАО и МУ "Служба заказчика ЛАО", установлено, что исполнителем нарушены условия муниципального контракта, в результате чего погибло 1317 саженцев деревьев и кустарников (наибольший удельный вес погибших саженцев зафиксирован по посадкам, произведенным в ноябре 2010 года), сумма неэффективного использования средств бюджета города Тюмени составила 2098,1 тыс. рублей.
По результатам проверки направлено представление Счетной палаты, на основании которого исполнитель муниципального контракта произвел подсадку деревьев и кустарников взамен усохших. Мероприятие снято с контроля.
В 2011 году, руководствуясь требованиями Бюджетного кодекса РФ, проведена внешняя проверка бюджетной отчетности 18 главных администраторов бюджетных средств города Тюмени. Контрольное мероприятие проводилось в соответствии со стандартом, утвержденным Коллегией Счетной палаты города Тюмени. Проведено 8 документальных и 10 камеральных проверок, которые объединены в единый комплекс, что позволило всесторонне изучить проблемы исполнения бюджета.
По результатам проверки достоверность данных бюджетной отчетности за 2010 год в целом подтверждена, однако имелся ряд замечаний. Следует отметить, что в сравнении с результатами аналогичной внешней проверки бюджетной отчетности за 2009 год выявлено значительно меньше замечаний и недостатков.
Наиболее значимые нарушения выявлены в бюджетной отчетности департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени; Управ ЦАО, КАО и ЛАО города Тюмени. Так, например, в департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени установлено, что расходы в сумме 27695,2 тыс. рублей (предусмотренные на размещение социальной рекламы) произведены через подведомственные учреждения при отсутствии подтверждения о передаче полномочий, целевых программ и утвержденных нормативов затрат. Указанные затраты отражены с нарушением бюджетной классификации.
По Управе КАО города Тюмени выявлены нарушения требований статьи 72 БК РФ (согласно которой муниципальные контракты заключаются в пределах лимитов бюджетных обязательств) на сумму 10967,8 тыс. рублей. Также установлено, что в сведениях об исполнении мероприятий в рамках целевых программ Управы необоснованно отражены расходы, произведенные за счет средств резервного фонда, в сумме 10287,4 тыс. рублей. По Управе ЦАО города Тюмени также выявлено несоблюдение требований статьи 72 БК РФ при заключении муниципальных контрактов на ликвидацию снежных заносов. Сумма нарушения составила 4450,1 тыс. рублей.
Проведенным контрольным мероприятием выявлялись и иные недостатки, которые частично устранены в ходе проверки и не повлияли на достоверность бюджетной отчетности, в том числе неисполнение регламентирующих документов по порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, а также порядку составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (по объему, структуре и наполнению поданной информации), нарушения требований ФЗ "О бухгалтерском учете" в части сопоставимости данных аналитического и синтетического учета.
Результаты проверки рассмотрены Коллегией Счетной палаты и отражены в заключении на Отчет об исполнении бюджета города Тюмени за 2010 год, которое направлено в адрес Тюменской городской Думы и Главы Администрации города Тюмени. По итогам мероприятия направлено 8 представлений Счетной палаты, которые в настоящий момент исполнены и сняты с контроля.
На основании результатов контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном периоде, подготовлен 91 акт. Для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета города, иным участникам бюджетного процесса направлено 58 представлений Счетной палаты. В бюджет города предложено возместить 16495,3 тыс. рублей (из которых по состоянию на 14.02.2012 возмещено 438,2 тыс. рублей). Восстановлено в учете проверяемых организаций 115118,1 тыс. рублей, а также применено 32 дисциплинарных взыскания к должностным лицам, допустившим выявленные финансовые нарушения.
Следует отметить, что Счетная палата в период проверок одновременно оказывала содействие проверяемым организациям в правильном ведении бухгалтерского учета, устранении выявленных недостатков и приведении их в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В 2011 году о результатах проведенных контрольных мероприятий, выводах и предложениях о принятии мер по устранению выявленных нарушений было направлено 27 сводных информационных писем в адрес проверяемых учреждений и организации, Администрации города Тюмени и Тюменской городской Думы.
Особое внимание при анализе результатов проведенных мероприятий уделялось выявленным недостаткам и проблемам системного характера с целью поиска путей их решения.
В течение всего отчетного периода Счетная палата города активно вела работу по устранению нарушений, выявленных в 2009 и 2010 году. Результатом стало возмещение средств в бюджет города в сумме 24597,7 тыс. рублей.
По проверкам 2011 года на контроле находится 14 мероприятий, в т.ч. по возмещению средств - 10 мероприятий.
Всего, по состоянию на 14.02.2012, на контроле Счетной палаты города Тюмени остается исполнение (устранение нарушений и возмещение средств) по 27 контрольным мероприятиям 2009 - 2011 годов, в т.ч. по 21 проверке требуется возмещение средств в бюджет города Тюмени на общую сумму 72653,4 тыс. рублей, по которым ведется претензионная и судебная работа.
Анализ полноты и своевременности исполнения представлений и предписаний Счетной палаты в 2011 году показал, что в отношении нарушителей бюджетного законодательства ведется планомерная работа в целях устранения выявленных нарушений и недопущения их в дальнейшей работе. При этом следует отметить, что имеет место проблема своевременного возмещения средств в бюджет города подрядными организациями и учреждениями, допустившими нарушения. По большинству таких проверок к процессу возмещения средств привлекаются судебные органы. Сотрудники Счетной палаты только за 2011 год приняли участие в качестве третьих лиц в 36 судебных заседаниях при рассмотрении дел в арбитражных судах (Тюменской области, Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа и Восьмом арбитражном апелляционном суде (г. Омск) по результатам контрольных мероприятий, проведенных в период 2009 - 2011 годы.
В рамках сотрудничества с правоохранительными органами в 2011 году Счетной палатой города были направлены в прокуратуру материалы трех контрольных мероприятий. По результатам рассмотрения одного из них (Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2010 году на реконструкцию МАОУ ДОД ДЮЦ "Тура" (ул. Кедровая, д. 127а)), принято решение о возбуждении уголовного дела по факту хищения денежных средств.
В целом прошедший 2011 год характеризовался большим объемом работы с правоохранительными органами. Счетная палата города Тюмени, оказывая содействие органам прокуратуры в проверке использования средств бюджета, направленных организациям коммунального комплекса (управляющим компаниям, занимающимся управлением и содержанием жилого фонда) на капитальный ремонт жилых домов города Тюмени, а также вопросов целевого расходования средств организациями коммунального комплекса и целевого использования средств бюджета города, направленных в 2010 году на установку и пусконаладочные работы приборов учета тепловой, электрической энергии, воды, систем телеметрии, установила многочисленные нарушения по качеству отдельных видов работ по капитальному ремонту, выявила искажения бухгалтерской документации и нарушения правил инкассации выручки, установила факты завышения тарифов на коммунальные услуги, завышения стоимости выполненных работ, а также расходы, не подтвержденные документально. Счетной палатой подготовлено 56 справок. Дальнейшая работа по результатам проведенных мероприятий осуществляется правоохранительными органами.

Экспертно-аналитическая, информационная
и другая деятельность

Утвержденный план работы Счетной палаты на 2011 год по экспертно-аналитической, информационной и другой деятельности исполнен в полном объеме.
В 2011 году по количеству проведенных специалистами Счетной палаты города Тюмени экспертно-аналитических мероприятий отмечается значительно выше предыдущего года. Всего в отчетном периоде подготовлено 130 экспертно-аналитических документов (заключений, информационных и аналитических записок). Проведена работа по финансовой экспертизе поступивших проектов решений Тюменской городской Думы, проектов распоряжений и постановлений Администрации города Тюмени, подготавливались и направлялись аналитические материалы по результатам контрольной деятельности в Администрацию города Тюмени, Тюменскую городскую Думу, Счетную палату Тюменской области, департамент финансов Тюменской области и правоохранительные органы. В том числе, в отчетном периоде на экспертизу поступило 20 проектов решений Тюменской городской Думы по вопросам бюджета города Тюмени, налогообложения, распоряжения муниципальной собственностью и муниципального управления. Проведенные мероприятия позволили осуществить последующий контроль исполнения бюджета города за 2010 год, оперативный контроль исполнения бюджета в 2011 году и предварительный контроль за формированием бюджета города на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
В 2011 году Счетная палата подготовила 21 заключение по проектам отчетов об исполнении в 2010 году ведомственных целевых программ и долгосрочной целевой программы города Тюмени, 21 заключение по проектам ведомственных целевых программ на 2011 - 2013 годы, также подготовлено 20 заключений на информацию о ходе реализации ведомственных целевых программ в течение 2011 года и 17 заключений на проекты ведомственных целевых программ города Тюмени с периодом реализации 2012 - 2014 годы.
На основании решения постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Тюменской городской Думы от 17.11.2010 № 258 "О плане работы Счетной палаты города Тюмени на 2011 год" в рамках выполнения экспертно-аналитических функций Счетной палатой города Тюмени изучен вопрос целевого и эффективного использования средств городского бюджета, направленных в 2010 году на разработку проектно-сметной документации на строительство детского сада по ул. Минская (д/с № 7 по ул. Минская, 90а, д/с № 43 по ул. Минская, 90). По результатам проведенного анализа в Тюменскую городскую Думу подготовлена и направлена информация.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.8 плана работы на 2011 год руководителям отраслевых (функциональных) подразделений Администрации города Тюмени направлены 8 аналитических (обзорных) записок по результатам проверок учреждений, получающих средства из бюджета города. Аналитические записки направлены по отраслям "Местное самоуправление", "Муниципальное хозяйство", "Здравоохранение", "Спорт и молодежная политика", "Культура", "Образование" и "Строительство" с целью доведения информации о выявляемых нарушениях на отдельных объектах проверок до сведения руководителей аналогичных учреждений (организаций) и недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе.
Заключения Счетной палаты обсуждались на заседаниях постоянных комиссий Тюменской городской Думы, а также учитывались при рассмотрении соответствующих муниципальных правовых актов.
В порядке исполнения текущих мероприятий Счетной палатой ведется постоянный мониторинг исполнения ранее направленных представлений и заключений. В течение отчетного периода результаты мониторинга неоднократно по запросу направлялись в адрес департамента финансов Тюменской области, Счетной палаты Тюменской области, а также в адрес Тюменской городской Думы.
В 2011 году продолжилась совместная работа Администрации города Тюмени и Счетной палаты города Тюмени, начатая в предыдущие годы. Представители Счетной палаты принимали активное участие в различных совместных совещательных органах по вопросам бюджета города и других актуальных проблем.
В соответствии с Положением о Счетной палате города Тюмени и утвержденным планом работы на 2011 год ежеквартально на рассмотрение постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Тюменской городской Думы направлялась информация о выполнении плана работы Счетной палаты города Тюмени, которая содержала основные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в отчетном периоде, а также предложения, направленные на устранение выявленных нарушений.
В целях реализации принципа гласности и руководствуясь статьей 25 Положения о Счетной палате города Тюмени, информация о проведенных контрольных мероприятиях регулярно публично представлялась на заседаниях постоянных комиссий Тюменской городской Думы, а также опубликовывалась в средствах массовой информации (в т.ч. размещалась на официальном сайте Счетной палаты города Тюмени в сети "Интернет" (http://sp.tyumen-city.ru)).
Следует отметить, что результаты отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также вопросы планирования своей деятельности, внутренней организации своей работы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты города Тюмени. Всего в 2011 году проведено 12 заседаний Коллегии. К основным и значимым вопросам, рассмотренным на них, следует отнести:
- "О заключении Счетной палаты на Отчет об исполнении бюджета города Тюмени за 2010 год";
- "О заключении Счетной палаты на проект решения Тюменской городской Думы "О бюджете города Тюмени на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
- "Об утверждении плана работы Счетной палаты города Тюмени на 2012 год";
- "О рассмотрении и утверждении стандартов финансового контроля".
Немаловажную роль при осуществлении Счетной палатой своих функций играет наличие нормативных и методических материалов по организации работы, потребность в разработке и внедрении которых обусловлена необходимостью стандартизации деятельности по отдельным направлениям, приведения к единообразию критериев оценки результатов контроля и повышению эффективности деятельности.
Учитывая требования Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, в 2011 году Счетная палата города Тюмени привела в соответствие свое Положение, а также иные нормативные документы, утвержденные Тюменской городской Думой. Все стандарты и методики, утвержденные Счетной палатой города Тюмени до введения в действие указанного Закона, пересматриваются. Также будут разрабатываться и утверждаться новые стандарты по направлениям деятельности и размещаться на официальном сайте Счетной палаты.
В 2011 году решением Коллегии Счетной палаты города Тюмени утверждены "Методические рекомендации по проведению контрольных проверок строительно-монтажных и ремонтных работ на объектах, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджета города Тюмени". Также утвержден стандарт финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия" в новой редакции, разработанный на основе стандарта Счетной палаты РФ и стандарта, утвержденного президиумом Ассоциации контрольно-счетных органов РФ.
Большую помощь в процессе доработки утвержденных и разработке новых стандартов и методических материалов оказывают типовые документы, утвержденные на уровне АКСОР и СМКСО РФ. В данной связи следует отметить, что среди важнейших направлений деятельности Счетной палаты в прошедшем 2011 году, помимо сотрудничества с Тюменской городской Думой и Администрацией города Тюмени, было укрепление сотрудничества с региональными и муниципальными контрольными органами. Счетная палата города продолжает свое членство в СМКСО РФ, являясь постоянным участником проводимых Союзом мероприятий федерального значения. В 2011 году Счетная палата города Тюмени активно вела работу по обмену опытом и методическими материалами с контрольно-счетными органами Волгограда, Чебоксар, Екатеринбурга, Нижневартовска, Сургута, Сочи, Тюменского района, давала свои предложения и рекомендации по разработке и внедрению стандартов и методических документов муниципального финансового контроля.
Для качественной организации проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий особое внимание в Счетной палате уделяется уровню квалификации своих специалистов. Аудиторы, возглавляющие отделы Счетной палаты, имеют квалификационные аттестаты, выданные центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов РФ, и ежегодно проходят повышение квалификации. В течение отчетного периода 6 сотрудников окончили курсы повышения квалификации.
В заключение следует отметить, что, по нашему мнению, проделанная в отчетном периоде совместная работа депутатов Тюменской городской Думы, Администрации города Тюмени и Счетной палаты способствовала реализации бюджетного процесса в городе Тюмени (в т.ч. в части эффективного и прозрачного использования средств бюджета). Расходы бюджета сохранили свою социальную направленность. Достаточно эффективно и результативно действует программно-целевой метод планирования расходов, который несомненно дает определенные ориентиры всем участникам бюджетного процесса.
Также среди положительных факторов, отмеченных Счетной палатой при проведении контрольной и экспертно-аналитической деятельности, следует выделить такие, как повышение уровня исполнительской дисциплины, который прежде всего выражался в исполнении рекомендаций, данных Счетной палатой, а также повышении качества подготовки документов и материалов, направляемых на заключение.
Однако следует заметить, что в ходе исполнения бюджетного процесса еще имеются резервы совершенствования. Объем выявленных нарушений и недостатков остается достаточно высоким и требует большого внимания и оперативного реагирования.
В целях повышения результативности и эффективности своей деятельности в будущем Счетная палата намерена уделять внимание качеству бюджетного планирования, контролю за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств и муниципального имущества, а также развивать сотрудничество с правоохранительными и судебными органами в целях квалификации выявленных нарушений и возмещения ущерба, нанесенного городской казне.
Последующее совершенствование методического обеспечения деятельности Счетной палаты, которое, прежде всего, определено развитием действующего законодательства, реализацией накопленного опыта контрольной работы и практики применения утвержденных стандартов и методик, имеет объективный характер, является неизбежным и будет продолжаться в 2012 году, при этом унификация требований будет основываться на системном подходе, изучении и обобщении опыта органов финансового контроля РФ.
Счетная палата будет всегда стремиться к тому, чтобы материалы проведенных проверок и экспертиз являлись для депутатов Тюменской городской Думы и Администрации города Тюмени одним из источников объективной информации о состоянии городских финансов, уровне бюджетной дисциплины, качестве бюджетного планирования и других аспектах, связанных с бюджетным процессом. При этом всегда следует учитывать, что система бюджетного контроля специфична и ее эффективность не всегда может измеряться чисто количественными показателями. Главное в контроле - неизбежность проверок, а следовательно и неотвратимость наказания за допущенные нарушения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru