Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. по делу № 3-19/11

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н., с участием прокурора Тарасовой И.Г., Пантюхиной Е.Л. при секретаре Дудайти А.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании
в г. Якутске 14 июня 2011 года
Дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 726-З № 337-1У "О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях".

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 726-З № 337-1У "О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" на том основании, что оспариваемые нормы Закона РС(Я) приняты с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, поскольку установление административной ответственности отнесено к ведению Российской Федерации.
В судебном заседании прокуроры Тарасова И.Г. и Пантюхина Е.Л. поддержали заявление, указывая на то, что оспариваемые нормы урегулированы федеральным законом, не отнесены к ведению субъектов Российской Федерации. По этим основаниям прокуроры просят оспариваемые нормы в полном объеме признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иванов В.Н. с заявлением прокурора не согласен в части ст. 2.3, ст. 3.3, ст. 3.7, ст. 6.9 ч. 2, ст. 6.11, ст. 6.21, 6.23, ст. 7.2, ст. 7.3, ст. 9.9, ст. 11.2, ст. 12.5 Закона РС(Я) "Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" и пояснил, что данные нормы не урегулированы на федеральном уровне, что вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этой части просит отказать в удовлетворении заявления, и представил отзыв. В остальной части с заявлением о признании недействующими согласен, пояснил, что с учетом требований прокурора, оспариваемые нормы будут признаны утратившими силу.
Представитель Правительства РС(Я) Захарова О.И. и представитель Окружной администрации г. Якутска Попов Н.Н. дали аналогичные пояснения и представили отзыв.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 72 ч. 1 п. "к" Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1.1 и 1.3 -1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2009 за 726-З № 337-1У года был принят "Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях", было опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости" 11.11.2009.
"Кодекс РС(Я) об административных нарушениях" как указано в преамбуле, устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), муниципальными нормативными правовыми актами, а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 2.3 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка.
Содержание прав и законных интересов несовершеннолетних детей, способы их защиты урегулированы главой 11 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 СК РФ законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, не урегулированным Кодексом.
В данном случае регулирование прав и законных интересов детей к ведению субъектов Российской Федерации прямо не отнесено, поскольку определено Семейным кодексом РФ. Таким образом, ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка может быть установлена исключительно на федеральном уровне. Кроме того, законодательный орган не уточнил, за какие нарушения прав и законных интересов ребенка установлена ответственность. При этом представитель Иванов В.Н. пояснил, что принят Закон РС(Я) в 1994 году "О правах ребенка", в котором был установлен перечень прав и законных интересов ребенка на территории РС(Я), поэтому субъект РФ имеет право установить ответственность за его нарушение. Однако, наложение административного наказания требует ясности, за какие конкретные нарушения лицо подвергается наказанию. В связи с тем, что содержание диспозиции не отвечает требованиям ясности и определенности правового регулирования, данная норма противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующей.
Статья 2.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность за предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ.
Вопрос противодействия незаконному обороту наркотических средств в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности урегулирован Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, находится в ведении Российской Федерации.
Поскольку вопрос оборота наркотических средств и психотропных веществ урегулирован на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ не наделены полномочиями по установлению административной ответственности за совершение правонарушений в данной сфере. Следовательно, оспариваемая норма должна быть признана недействующей.
Статьей 3.2. Кодекса установлена административная ответственность за нарушение запрета деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Республики Саха (Якутия), установленного Законом Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2007 года 449-З № 913-III "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Республики Саха (Якутия)".
Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлены основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе ограничения этой деятельности. Субъекту Российской Федерации не предоставлено право, устанавливать административную ответственность за нарушение запрета деятельности по организации и проведению азартных игр, потому норма данной статьи подлежит признанию недействующей.
Статьей 3.7 Кодекса установлена административная ответственность за устройство фейерверков негосударственными организациями в запрещенных для этого местах, или в неустановленное время, или без получения письменного разрешения уполномоченного органа местного самоуправления, а равно использование неисправного или не аттестованного оборудования для устройства фейерверков либо несертифицированных фейерверочных изделий.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 № 1082 "Об утверждении технического регламента о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий" и постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий" установлены требования безопасности, подлежащие соблюдению в процессе эксплуатации пиротехнической продукции, обязательные требования о сертификации данной продукции.
Таким образом, вопрос обязательной сертификации разрешенных мест и условий использования пиротехнических изделий, в том числе фейерверков, урегулирован на федеральном уровне, в этой связи, ответственность за их нарушение может быть установлено исключительно федеральным законодателем.
Регулирование порядка использования фейерверочных изделий или оборудования для устройства фейерверков к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено, оспариваемая норма подлежит признанию недействующим.
Статьей 4.1 Кодекса установлена административная ответственность за порчу или повреждение зеленых_насаждений (деревьев, кустарников, цветников, газонов) и статья 4.3 Кодекса, в котором предусмотрена ответственность за уничтожение, повреждение или захламление в лесном фонде искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев, осушительных канав, дренажных систем шлюзов, просек, дорог, используемых для целей лесного хозяйства.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности закреплены в главе 7 указанного Закона. Вопросы контроля в области охраны окружающей среды регулируются главой 11.
Требования по сохранности зеленых насаждений установлены Правилом и нормой технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.
Кроме того, в главе 8 КоАП РФ содержится норма об административной ответственности за несоблюдение экологических требований.
Таким образом, данный вопрос отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти, на уровне субъекта Российской Федерации ответственность в указанной сфере установлена быть не может. Оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
По аналогичным основаниям противоречат федеральному законодательству:
статья 6.1 Кодекса, в которой установлена ответственность за нарушение правил землепользования и застройки, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, а равно захламление земельных участков.
статья 6.2 Кодекса, в которой предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством требований по использованию и охране земель при осуществлении распоряжения землей, в том числе при предоставлении земельных участков или их передаче в субаренду для размещения объектов торговли, стоянок автомобильного транспорта, складирования и других целей, а также при изменении целевого назначения земельных участков.
Статья 6.6 Кодекса, где предусмотрена ответственность за самовольное перемещение межевых знаков границ земельных участков.
Статья 6.7 Кодекса, где предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование осуществления участниками земельных отношений прав на земельные участки
Статья 6.8 Кодекса, согласно которой за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель наступает административная ответственность.
В целом вопросы охраны земель и использования земельных участков урегулированы главами 2 и 6 Земельного кодекса РФ.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений предусмотрены ст. 10 ЗК РФ. Отдельные полномочия субъектов РФ в сфере охраны и использования земель предусмотрены нормами ЗК РФ.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Таким образом, вопрос захламления земель регулируется нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно статье 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление же требований по использованию и охране земель при осуществлении распоряжения землей к полномочиям субъектов РФ не отнесено.
Ответственность за данные нарушения установлена КоАП Российской Федерации.
Из диспозиции статьи 6.7 Кодекса следует, что административная ответственность наступает за установление препятствий к осуществлению гражданских прав, вытекающих из земельных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирование договорных и иных обязательств, а также других имущественных и личных неимущественных отношений, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников регулируется гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом (далее - суд). Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 названного Кодекса.
В соответствии ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Ответственность за данное нарушение наступает по ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовная ответственность по ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Норма 6.8 Кодекса принята с превышением полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации в сфере установления административной ответственности, поскольку вопрос возврата временно занимаемых земельных участков определен федеральным законодателем в Гражданском и Земельном кодексах РФ.
В частности, земельный участок может находиться на праве аренды, субаренды и в безвозмездном срочном пользовании, и по истечении срока, оговоренного в указанных договорах, подлежит возврату.
За использование земельного участка при прекращении оснований использования земельного участка установлена административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). Таким образом, оспариваемая норма принята с превышением полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, подлежит признанию недействующей.
По аналогичным основаниям федеральному законодательству противоречат нормы Кодекса, устанавливающие административную ответственность за оставление бытовых отходов и иного мусора вне мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для их сбора (статья 6.14); за самовольный сброс, складирование или сжигание мусора (статья 6.15); ненадлежащее содержание и загрязнение территорий, прилегающих к временным объектам и объектам недвижимого имущества (статья 6.16); невыполнение работ по уборке снега, снежно-ледяных образований (статья 6.17); загрязнение территорий общего пользования и территорий, относящихся к водоохранным зонам, связанное с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств (статья 6.18).
Между тем, правовые основы обращения с отходами определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 5 Федерального закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения с отходами, а также в области охраны окружающей среды, в т.ч. государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование и установление требований в области охраны окружающей среды отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанных сферах отношений ограничены принятием законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Следовательно, субъектам Российской Федерации не предоставлено право урегулирования данного вопроса, в связи с этим данная норма подлежит признанию недействующей.
Статьями 6.11, 6.12, 6.13, 6.26 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение порядка содержания и эксплуатации инженерных коммуникаций и сооружений; за подтопление зданий, сооружений; несанкционированное закрытие или открытие запорно-регулирующих устройств на трубопроводах горячей, холодной воды, канализации и газопроводах; за повреждение инженерных коммуникаций и сооружений.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, которыми предусмотрено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, а также внутридомовая система отопления, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены).
Вопросы связанные с организацией по обслуживанию жилищного фонда регулируется нормой федерального законодательства. За нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, правил его содержание предусмотрена административная ответственность по КоАП Российской Федерации.
В связи с этим оспариваемые нормы противоречат ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, в которой предусмотрено, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации.
По аналогичному основанию противоречат федеральному законодательству нормы Кодекса, устанавливающие административную ответственность за нарушение требований по эксплуатации зданий в районах вечной мерзлоты (статья 6.24), нарушение архитектурного облика зданий и сооружений (статья 6.25), нарушение норм и правил подготовки и проведения земляных, дорожных и иных строительных работ (статья 6.27), непринятие в установленные сроки мер по восстановлению покрытий проезжей части улиц, дорог, тротуаров, других мест (статья 6.28), нарушение технологии асфальтобетонных работ при ремонте дорожного покрытия (статья 6.30), осуществление строительства объекта капитального строительства без проектной документации (статья 6.34).
Правоотношения в указанных сферах регулируются градостроительным законодательством, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004..
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, ст. 58 ГК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В соответствии со ст. 9.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
В связи с тем, что оспариваемые нормы приняты с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, подлежат признанию недействующими.
Статьей 6.29 Кодекса установлена административная ответственность за самовольную установку ограждений или перекрытие ими проезжей части дорог, отсутствие ограждений или перекрытий в местах разрытий или иных опасных местах.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 данного Федерального закона, законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090. Согласно п. 1.5. "Правил дорожного движения" запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Нарушения данных требований влечет административную ответственность по КоАП Российской Федерации, потому не могут быть предметом законодательного регулирования субъектом Российской Федерации, подлежит признанию недействующей.
Статьи 6.31, 6.32 Кодекса республики, которыми установлена административная ответственность за превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков срока строительства объекта капитального строительства, предусмотренного разрешением на строительство, срока консервации объекта капитального строительства.
Норма данных статей содержит административную ответственность за невыполнение в срок договорных обязательств. Договорные обязательства между сторонами регулируются Гражданским кодексом РФ.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, а по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Установив административную ответственность за превышение срока строительства объекта капитального строительства, Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) вышло за пределы своих полномочий.
Таким образом, указанное полномочие находится в ведении Российской Федерации, следовательно, вопрос об ответственности за нарушение оспариваемых норм не может быть предметом регулирования законодательного акта субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими.
Статья 7.2 Кодекса установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка совершения сделок с имуществом, в том числе крупных сделок и сделок с заинтересованностью, в государственном унитарном предприятии, государственном учреждении Республики Саха (Якутия), муниципальном унитарном предприятии, муниципальном учреждении (ч. 1); за нарушение порядка предоставления информации, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) (ч. 2); за нарушение порядка участия государственного унитарного предприятия, государственного учреждения РС(Я), муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения в деятельности иных юридических лиц (ч. 3); а также за действия, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, повлекшие уничтожение, повреждение либо утрату имущества, находящегося в государственной собственности РС(Я) или муниципальной собственности. (ч. 4)
Гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Полномочия субъектов Российской Федерации по созданию государственных унитарных предприятий и государственных учреждений определены пунктом 3 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которыми, органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Требования к совершению сделок государственными и муниципальными унитарными предприятиями, порядок участия предприятий в деятельности иных юридических лиц и ответственность урегулированы Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Порядок совершения вышеназванных действий государственными и муниципальными учреждениями установлен Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Ответственность за нарушение порядка управления государственных унитарных предприятий наступает по Административному, Трудовому, Уголовному кодексу Российской Федерации. Субъекту РФ не дано право устанавливать ответственность за данное нарушение, потому оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
По аналогичным основаниям противоречит федеральному законодательству статья 7.3 Кодекса, которой установлена административная ответственность за распоряжение имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) или местного самоуправления.
Из диспозиции статьи следует, что ответственность наступает за нарушение установленного порядка распоряжением государственным и муниципальным имуществом.
В соответствии с требованием Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяется гражданским законодательством.
Поскольку гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в ведении Российской Федерации, такие ограничения не могут быть установлены на региональном уровне, а следовательно не может быть установлена и административная ответственность за их нарушение, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
Статья 8 Кодекса предусматривает административную ответственность за переустройство (перепланировку, переоборудование) объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) или муниципальной собственности, без оформления разрешительных документов на переустройство (перепланировку, переоборудование) объекта нежилого фонда, а также возведение пристроек без постановки на учет и оформление прав владения.
Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе учета изменений характеристик объекта капитального строительства в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) урегулирован постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 и Градостроительным кодексом РФ (изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения).
Таким образом, вопросы в отношении жилого фонда урегулированы на федеральном уровне, в связи с чем ответственность за нарушение установленных правил и норм в рассматриваемой сфере также может быть установлена исключительно федеральным законодательством. При таких обстоятельствах, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
Статьи 9.3, 9.4, 9.7. Кодекса, устанавливают административную ответственность за провоз опасных веществ, и предметов либо запрещенного к провозу багажа, проезд в пачкающей одежде, провоз загрязняющих предметов и вещей в автомобильном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа.
Запрет на перевозку багажом и в составе ручной клади зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и других) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, а также вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров установлен п. 62 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.
Ответственность за нарушение указанных запретов, установленных нормативным актом федерального уровня, предусмотрена статьями 11.19, 12.23 КоАП РФ. Таким образом, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей
Статьи 11.2 Кодекса республики за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Диспозиции статьи 11.2 Кодекса республики соответствует диспозиции статей 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в этой связи в противоречие с федеральным законодательством не вступает.
Вместе с тем, за аналогичное правонарушение статьей 15.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от сорока до ста тысяч рублей. Таким образом, за совершение одного и того же правонарушения ответственность дифференцирована в зависимости от органа, рассматривающего дело об административном правонарушении. Указанное влечет нарушение предусмотренного статьей 1.4. КоАП РФ принципа равенства лиц, совершивших правонарушение, перед законом, поэтому в части размера штрафа противоречит установленному федеральным законом. Таким образом, оспариваемая норма в части размера штрафа подлежит признанию недействующей
Подлежат к приведению в соответствие с федеральным законодательством статьи 14.2, 14.3, 14.4, 15.2 Кодекса республики в части определения органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом рассмотренных оспариваемых норм.
Кроме того, пунктом 4 ст. 14.3 Кодекса республики предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.1, 11.2, 11.3 настоящего Кодекса, рассматривает орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственный надзор в области обеспечения проведения единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики. При этом в отношении получателей средств бюджета какого уровня рассматриваются дела об административных правонарушениях, рассматриваемыми составами правонарушений не конкретизировано. Согласно с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, образующих составы нецелевого использования бюджетных средств, нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В этой связи, п. 4 ст. 14.3 Кодекса подлежит приведению в соответствие федеральному законодательству путем конкретизации - в отношении получателей средств бюджета какого уровня дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 11.1 - 11.3 Кодекса республики, рассматриваются органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственный надзор в области обеспечения проведения единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики.
Статья 3.3 Кодекса предусматривает административную ответственность за публичную демонстрацию аудиовизуального произведения вопреки указанной в прокатном удостоверении возрастной категории зрительской аудитории, а также без указания на афише или в программе передач возрастной категории зрительской аудитории, а равно допуск к просмотру аудиовизуального произведения лиц, для которых установлены возрастные ограничения на просмотр.
Правовые нормы, ограничивающие распространение информации, способной нанести вред здоровью и психическому развитию граждан Российской Федерации (особенно детей), содержатся в следующих законах: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" и Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Между тем, в соответствии со ст. 3 Закона от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
В соответствии со ст. 5 ч. 2 настоящего Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей.
В соответствии со ст. 14 п. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с п. 1 ст. 14 настоящего Закона до достижения им возраста 18 лет.
Указанными нормативными актами установлена возрастная классификация аудиовизуальных произведений, предусмотрена обязательность размещения сведений о возрастной классификации в прокатных удостоверениях, в кассовых залах и на фасадной рекламе киновидеозрелищных предприятий. Но при этом ответственность за нарушение данных требований федеральным законом не урегулирована.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять мероприятия по обеспечению охраны здоровья детей и молодежи, содействия их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, по этим основаниям, оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
Статьей 6.9 ч. 2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за установку контейнеров, гаражей, строительной и дорожной техники, складских помещений, бытовок и иных подобных быстровозводимых объектов без соответствующего разрешения.
Как следует из диспозиции данной нормы, вопрос касается нестационарных объектов, которые представляют собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Таким образом, муниципальными нормативными правовыми актами может быть установлен порядок, предусматривающий получение разрешения на установку нестационарного объекта. Установление административной ответственности не связывает правоотношение с земельным участком. Поскольку земельный участок может быть признан объектом земельных отношений в том случае, если он сформирован, его границы описаны и поставлен на кадастровый учет, место размещения нестационарного объекта определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно. Потому оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
Статья 6.21 Кодекса предусматривает административную ответственность за отсутствие указателей с названиями улиц и номерами домов, их повреждение или уничтожение.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и относится к компетенции поселений. И ответственность за данное нарушение субъектом Российской Федерации установлена правильно.
Пояснение прокурора о том, что отсутствие указателей с названиями улиц, номеров, а равно их уничтожение или повреждение охватывается понятием содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил его содержание и ремонта, порчу жилых домов не состоятельно, поскольку это различные понятия и регулируются разными нормами.
Статьей 6.23 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение утвержденной органами местного самоуправления документации по планировке территории, подготовленной на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, в части установленных мест размещения рекламных конструкций.
Из содержания данной нормы следует, что в соответствие с документацией по планировке территории, орган местного самоуправления определяет места размещения рекламы, за нарушение которого законодательный орган установил административную ответственность. Данный вопрос относится к вопросам местного значения, поскольку в соответствии ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация благоустройства поселений. В оспариваемой норме вопрос касается только в отношении за нарушение мест размещения, а не о самом содержании рекламы. В связи с этим данная норма не противоречит к федеральному законодательству. В соответствии ст. 14 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 органы местного самоуправления выдают разрешение на установку рекламы с указанием места размещения. Однако за его нарушение, федеральным органом ответственность не регулирована. В своем заявлении прокурор ссылается на ст. 14.3 КоАП РФ, которая регулирует другие отношения, связанное с рекламой. Потому доводы прокурора в этой части несостоятельны.
Статьей 9.9 Кодекса, которой установлена ответственность за проезд, стоянку транспортных средств на детских площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями.
При этом предмет правонарушения составляет стоянку транспортных средств на детских площадках, газонах и участки с зелеными насаждениями.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", которым к ведению Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и единого порядка дорожного движения на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2 названного Закона дорогой считается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Из этого следует, что места общего пользования как детская площадка, газоны, участки с зелеными насаждениями не отнесены в понятие дороги, которые регулируется Правилами дорожного движения.
В соответствии ст. 1.3 КоАП РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в частности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что данная норма не противоречит федеральному законодательству, поскольку вопросы установления правил проезда и стоянки транспортных средств на территории общего пользования, занятых детской площадкой, газоном и зелеными насаждениями, не относится к ведению Российской Федерации.
Статьей 12.5 Кодекса установлена административная ответственность за размещение памятников без соответствующих разрешений.
Как следует из наименования главы 12 Кодекса объектом правонарушений, включенных в названную главу, являются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения, их территории и зоны охраны. Административная ответственность установлена за размещение памятников регионального и местного (муниципального) значения без разрешения органа исполнительной власти и органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 9.2, 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что административная ответственность установлена по вопросам, не имеющим федерального значения и не находящимся в исключительном ведении РФ, а в находящимся в ведении субъекта Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 2. ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 5 ст. 76).
Таким образом, признанные судом оспариваемые нормы республиканского закона противоречащими федеральному законодательству подлежат признанию недействующими с момента вступления в законную силу решения суда. Заявление первого заместителя прокурора РС(Я) в части ст. 3.3, 6.9 ч. 2, 6.21, 6.23, 9.9, 12.5 Закона РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подлежит отказу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил

Заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.
Признать недействующими ст. ст. 2.3, 2.4, 3.2, 3.7, 4.1, 4.3, 6.1, 6.2, 6.6, 6.7, 6.8, ч. 2 ст. 6.11, 6.12, 6.13, 6.14, 6.15, 6.16, 6.17, 6.18, 6.24, 6.25, 6.26, 6.27, 6.28, 6.29, 6.30, 6.31, 6.32, 6.34, 7.2, 7.3, 8, 9.3, 9.4, 9.7, 11.2 (в части размера), 14.2, 14.3, 14.4, 15.2 (в части определения органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях с учетом оспариваемых норм) Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 726-З № 337-IV "О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях".
В удовлетворении заявления в части ст. ст. 3.3, 6.9 ч. 2, 6.21, 6.23, 9.9, 12.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 726-З № 337-IV "О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в средствах массовой информации по вступлению в законную силу.
Взыскать с Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Верховный суд Российской Федерации.

Председательствующий
М.Н.СЕМЕНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru