Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 30 марта 2012 г. № 02-2353

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 марта 2012 г. № 412н

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. № 101 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 13 АПРЕЛЯ 2011 Г. № 200,
ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2011 Г. № 859, ОТ 31 ЯНВАРЯ 2012 Г. № 49)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 24 февраля 2011 г. № 101 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13 апреля 2011 г. № 200, от 12 декабря 2011 г. № 859, от 31 января 2012 г. № 49) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 31 января 2012 г. № 49 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены административные регламенты предоставления следующих государственных услуг:
- "Предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг сельским специалистам из числа пенсионеров, проработавших не менее десяти лет на территории Волгоградской области" (далее - Регламент № 1);
- "Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета" (далее - Регламент № 2);
- "Предоставление ежеквартальных адресных дотаций семьям с детьми-близнецами, проживающим на территории Волгоградской области" (далее - Регламент № 3);
- "Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям" (далее - Регламент № 4).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.02.2012 № 15-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 227-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 03.12.2011 № 383-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (в редакции от 24.12.2008 № 1001);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 19.08.2011 № 705);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 03.03.2005 № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" (в редакции от 16.12.2011 № 2274-ОД);
- Законом Волгоградской области от 04.03.2005 № 1019-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области" (в редакции от 03.11.2011 № 2243-ОД);
- Законом Волгоградской области от 14.02.2006 № 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы" (в редакции от 10.12.2010 № 2136-ОД);
- Законом Волгоградской области от 10.04.2007 № 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области" (в редакции от 27.02.2012 № 6-ОД);
- Законом Волгоградской области от 21.11.2008 № 1775-ОД "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области" (в редакции от 30.03.2011 № 2166-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.06.2006 № 725 "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области" (в редакции от 20.01.2011 № 13);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 29.03.2010 № 87-п "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячных пособий родителям и детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы, служебных обязанностей или умерших вследствие ранения, контузии, заболеваний, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, служебных обязанностей" (в редакции от 20.12.2010 № 702-п);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 29.03.2010 № 92-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа пенсионеров, вышедших на пенсию, проживающих и проработавших не менее десяти лет в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области" (в редакции от 20.12.2010 № 702-п).
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.


Следовательно, исследуемый Приказ принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области определено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Правительство Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Министерство социальной защиты населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Частью 1 статьи 12 названного областного Закона установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона в силу и не предусмотренные настоящим Законом, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.06.2006 № 725, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области (далее именуется - Управление) является органом исполнительной власти Волгоградской области, обеспечивающим реализацию государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной и демографической политики на территории Волгоградской области.
Абзацем 21 пункта 3.4 Положения установлено, что начальник Управления издает приказы и распоряжения в пределах компетенции Управления, обязательные для исполнения работниками Управления и подведомственных учреждений.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с пунктом 5.9 Регламента № 1 при обращении (жалобе) заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения (жалобы) не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения. В случаях принятия решения о проведении проверки и направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления или иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения (жалобы) документов и материалов срок работы по обращению (жалобе) может быть продлен не более чем на 15 дней.
Уведомление о продлении срока рассмотрения обращения (жалобы) направляется заявителю в течение рабочего дня с момента принятия данного решения.
Вместе с тем частью 6 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иных сроков рассмотрения жалобы, поступившей в орган, предоставляющий государственную услугу, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Аналогичные несоответствия действующему федеральному законодательству выявлены в Регламентах № 2, 3 и 4.
Кроме того, в тексте исследуемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 5.6 Регламента № 1 заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или учреждения, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Вместе с тем частью 5 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
В силу указанного выше предлагаем скорректировать положения Регламента № 1, устанавливающие требованиям к содержанию жалоб заявителей, с учетом требований Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Аналогичные изменения предлагаем внести в соответствующие пункты Регламентов № 2, 3 и 4.
2. Согласно пункту 5.7 Регламента № 1 по результатам рассмотрения обращения (жалобы) должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник принимает решение об удовлетворении требований гражданина и о признании неправомерным обжалуемого решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении обращения (жалобы).
Ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения (жалобы), направляется должностным лицом, ответственным или уполномоченным работником заявителю в письменной форме по почтовому адресу или по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Вместе с тем частью 8 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В силу указанного выше предлагаем уточнить содержание пункта 5.7 Регламента № 1 в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Аналогичные изменения предлагаем внести в соответствующие пункты Регламентов № 2, 3 и 4.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 9 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, а не часть 10 статьи 11.2.

3. В соответствии с частью 10 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Однако названное положение отсутствует в тексте Регламентов, утвержденных исследуемым нормативным правовым актом.
С целью устранения пробела в правовом регулировании предлагаем внести в текст исследуемого Приказа изменения в части указания на необходимость направления материалов в органы прокуратуры в обозначенном выше случае.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 14 апреля 2010 г. № 66.
Приказы Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2010 г. № 834, от 13 апреля 2011 г. № 200, от 12 декабря 2011 г. № 859, от 31 января 2012 г. № 49, которыми внесены изменения в анализируемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 января 2011 г. № 8, от 20 апреля 2011 г. № 70, от 21 декабря 2011 г. № 240, от 08 февраля 2012 г. № 22.
Вывод: приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 24 февраля 2011 г. № 101 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13 апреля 2011 г. № 200, от 12 декабря 2011 г. № 859, от 31 января 2012 г. № 49) не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления субъектом Российской Федерации иных сроков рассмотрения жалобы, поступившей в орган, предоставляющий государственную услугу, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Временно исполняющий
обязанности
начальника Управления
И.В.МАНТУЛА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru