Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2011 г. по делу № 3-10/2011

г. Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Плехановой Н.А.,
при секретаре Д.,
с участием
заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармании Е.Б.,
представителя Правительства Ивановской области - Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим абзаца 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 25.11.2009 № 325-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных", о признании недействующим абзаца 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 14.10.2010 № 364-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных", о признании недействующим абзаца 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 14.10.2010 № 365-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных",

установил:

Правительством Ивановской области приняты постановления:
- 25 ноября 2009 года № 325-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных";
- 14 октября 2010 года № 364-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных";
- 14 октября 2010 года № 365-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Постановление от 25.11.2009 № 325-п опубликовано в издании "Ивановская газета" № 218(4585), 28.11.2009. Последнее изменение в постановление опубликовано в издании "Ивановская газета", № 236(4843), 24.12.2010, "Собрание законодательства Ивановской области", 30.12.2010, № 50(519).
Постановление от 14.10.2010 № 364-п опубликовано в "Собрании законодательства Ивановской области" 26.10.2010 № 41(510). Последнее изменение в постановление опубликовано в издании "Ивановская газета", № 236(4843), 24.12.2010, "Собрание законодательства Ивановской области", 30.12.2010, № 50(519).
Постановление от 14.10.2010 № 365-п опубликовано в "Собрании законодательства Ивановской области" 26.10.2010 № 41(510). Последнее изменение в постановление опубликовано в издании "Ивановская газета", № 236(4843), 24.12.2010, "Собрание законодательства Ивановской области", 30.12.2010, № 50(519).
Пунктом 2 оспариваемого постановления от 25.11.2009 № 325-п установлено, что (абзац 1): предметом и целью создания автономного государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных" является оказание следующих государственных услуг Ивановской области и осуществление функций в сфере ветеринарии (абзац 2): государственный контроль и надзор за исполнением ветеринарного законодательства (текущий контроль на поднадзорных объектах, плановые и внеплановые проверки) (абзац 5).
Пунктом 2 оспариваемого постановления от 14.10.2010 № 364-п установлено, что (абзац 1): предметом и целью создания автономного государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" является оказание следующих государственных услуг Ивановской области и осуществление функций в сфере ветеринарии (абзац 2): государственный контроль и надзор за исполнением ветеринарного законодательства (текущий контроль на поднадзорных объектах, плановые и внеплановые проверки) (абзац 5).
Пунктом 2 оспариваемого постановления от 14.10.2010 № 365-п, установлено, что (абзац 1): предметом и целью создания автономного государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных" является оказание следующих государственных услуг Ивановской области и осуществление функций в сфере ветеринарии (абзац 2): государственный контроль и надзор за исполнением ветеринарного законодательства (текущий контроль на поднадзорных объектах, плановые и внеплановые проверки) (абзац 5).
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Ивановский областной суд с заявлениями о признании недействующим абзаца 5 пункта 2 указанных Постановлений.
Определением Ивановского областного суда от 10 марта 2011 года дела по заявлениям прокурора объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что оспариваемые положения абзаца 5 пункта 2 вышеуказанных постановлений противоречат ст. 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии", ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" поскольку осуществление государственного контроля и надзора за исполнением ветеринарного законодательства не может являться направлением деятельности автономных государственных учреждений. Возложение на автономные учреждения функции по осуществлению государственного контроля и надзора за исполнением ветеринарного законодательства противоречит целям создания учреждения данного типа, которое создается лишь в целях выполнения работ и оказания услуг, к которым государственный контроль и надзор за исполнением ветеринарного законодательства отнести нельзя.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармания Е.Б. заявление поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Ивановской области Г. с заявлением не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемые постановления не противоречат действующему законодательству. Часть 2 статьи 5 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии", пункт 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации позволяют наделять автономные государственные учреждения в сфере ветеринарии функциями ветеринарного надзора.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 72 Конституции Российской Федерации природоохранное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые на территории субъекта Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, действующим на территории РФ, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" система государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации включает в себя как уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и подведомственные им учреждения.
Статья 8 указанного Закона под государственным ветеринарным надзором понимает деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 данного Закона Российской Федерации, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что государственный ветеринарный надзор вправе осуществлять должностные лица как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии, так и подведомственных им учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы, в том случае, если указанные должностные лица наделены специальным статусом государственных ветеринарных инспекторов.
Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года № 706, в качестве органов государственного ветеринарного надзора определены органы управления, учреждения и организации государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе, управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций районов и городов, станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов, участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты.
Правом на осуществление государственного ветеринарного надзора наделены определенные должностные лица согласно установленного указанным Положением перечня (пункт 3 Положения), наделенные статусом государственных ветеринарных инспекторов.
Таким образом, действующее федеральное законодательство не предусматривает возможность наделения полномочиями по осуществлению государственного ветеринарного надзора автономных государственных учреждений.
Согласно ст. 3 Закона Ивановской области от 14 ноября 2005 года № 158-ОЗ "О ветеринарии" система государственной ветеринарной службы Ивановской области включает в себя уполномоченный орган исполнительной власти в сфере ветеринарии - управление ветеринарии Ивановской области и подведомственные управлению ветеринарии Ивановской области государственные учреждения ветеринарии Ивановской области.
Автономные государственные учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных", "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных", "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных" не относятся к подведомственным учреждениям органа исполнительной власти Ивановской области уполномоченного в сфере ветеринарии.
Доводы представителя Правительства Ивановской области об обратном противоречат вышеуказанным нормам законодательства и основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того, возложение на автономное учреждение функции по осуществлению государственного контроля и надзора за исполнением ветеринарного законодательства противоречит целям создания учреждения данного типа, предусмотренным Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", согласно которым автономное учреждение создается в целях выполнения работ и оказания услуг, к которым государственный контроль и надзор за исполнением ветеринарного законодательства не относится.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставивших государственные услуги.
Основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, поэтому государственный контроль (надзор) за исполнением ветеринарного законодательства, осуществляемый не по запросу, а в рамках реализации контрольно-надзорных полномочий, не может быть отнесен к услуге.
Следовательно, включение в перечень государственных услуг и функций, предоставляемых автономными государственными учреждениями Ивановской области, государственного контроля и надзора за исполнением ветеринарного законодательства противоречит требованиям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором нормы противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативные правовые акты недействующими в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявления Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим абзаца 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 25.11.2009 № 325-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных", о признании недействующим абзаца 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 14.10.2010 № 364-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных", о признании недействующим абзаца 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 14.10.2010 № 365-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 25.11.2009 № 325-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Ивановская городская станция по борьбе с болезнями животных".
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 14.10.2010 № 364-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Кинешемская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 5 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 14.10.2010 № 365-п "О создании автономного государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных" путем изменения типа существующего государственного учреждения Ивановской области "Приволжская районная станция по борьбе с болезнями животных".
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий
Н.А.ПЛЕХАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru