Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2010 г. по делу № А21-4161/2010

Резолютивная часть решения объявлена 04.10.10 г.
Полный текст решения изготовлен 08.10.10 г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Председательствующего Залужной Ю.Д.
судей Гурьевой И.Л., Сычевской С.Н.
При ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП Галустян П.А.
к Совету депутатов МО "Гвардейский район", третье лицо - Администрации МО "Гвардейский район"
о признании недействующими с момента вступления в силу п. 5, 16 приложения № 2 к решению № 28 от 07.07.2009 г.
при участии:
от истца: Быков А.И., доверенность от 24.05.10 г.
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: Домашенко Д.М., доверенность от 30.07.10 г.

установил:

Индивидуальный предприниматель Галустян Павел Александрович (далее предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействующими с момента вступления в силу пунктов 5, 16 приложения № 2 к решению Совета депутатов МО "Гвардейский район" № 28 от 07.07.2009 г., которым утверждены коэффициенты для исчисления арендной платы за землю на территории муниципального образования Гвардейский район по видам разрешенного использования земельных участков. В обоснование требований сослался на несоответствие оспариваемого в части правового акта положениям Конституции Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса РФ.
Определением от 02.08.2010 г. рассмотрение дела назначено в коллегиальном составе суда.
Определением от 09.08.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация МО "Гвардейский район".
В судебном заседании представитель предпринимателя заявленные требования поддержал в полном объеме, указав на то, что оспариваемое в части решение противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права предпринимателя, так как возлагает на него бремя расходов по арендным платежам в повышенном размере (в 28 раз по сравнению с арендной платой, установленной в 2008 году).
Ответчик в заседание не явился, извещен, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель Администрации с заявлением не согласен, в удовлетворении требований просил отказать, представил отзыв, из которого следует, что размер арендной платы по сравнению с 2008 годом увеличился не за счет коэффициентов, а иного порядка расчета арендной платы, где за основу расчета взята кадастровая стоимость земельного участка, которая для участка предпринимателя установлена в размере 24 620 499,75 рублей.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
11 июня 2008 года между Администрацией муниципального образования "Гвардейский район" и ИП Галустяном П.А. был заключен договор № 20080143 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно п. 1.1. которого ИП Галустяну П.А. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 39:02:01 00 13:0025, находящийся по адресу: г. Гвардейск, ул. П. Набойченко, в 25 м на север от жилого дома № 24 для использования в целях строительства платной автостоянки и мини-рынка.
21 июня 2008 года советом депутатов МО "Гвардейский район" было принято решение № 123 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за землю, условий и сроков ее внесения на территории муниципального образования "Гвардейский район".
Пунктом 1.6 данного Положения определено, что размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельного участка.
На 2009 год коэффициенты, определяемые по виду разрешенного использования земельных участков, установлены решением совета депутатов МО "Гвардейский район" № 28 от 07 июля 2009 года, а именно приложением № 2 к решению.
Пунктами 5, 16 приложения № 2 предусмотрено, что для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания оптовой и розничной торговли, рынков, кафе, ремонтных мастерских, парикмахерских, фотоателье, ритуальных услуг, игровых залов и проч. устанавливается коэффициент равный 0,02, а для участков, предназначенных для размещения автостоянок, АЗС и газонаполнительных станций автосервиса - 0,05.
Полагая, что установление коэффициентов для указанной категории земель в размере 0,02 и 0,05 является необоснованно завышенным, входит в противоречие с действующим законодательством, предприниматель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Судебная коллегия считает, что требования ИП Галустян П.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения
- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу,
- нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для принятия судом решения о признании акта органа местного самоуправления недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту, а также нарушения актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В ходе рассмотрения дела судебной коллегией не установлено несоответствия положений оспариваемого акта требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности на территории Калининградской области, Правительство Калининградской области приняло постановление от 29 января 2008 г. № 21 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Данным постановлением органам местного самоуправления рекомендовано установить коэффициент, определяемый по категориям земель и виду функционального использования земельного участка (Кз), где минимальная величина арендной платы за земельный участок не может быть ниже величины земельного налога, который может быть исчислен за такой земельный участок и за базовую ставку расчета годовой арендной платы принимается кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка.
Расчет размера арендной платы осуществляется по формуле:

Ап = Кс x Кз,

где:
Ап - годовая сумма арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка, определяемая на основании сведений государственного земельного кадастра;
Кз - коэффициент, определяемый по категориям земель и виду функционального использования земельного участка.
При этом коэффициент Кз устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с разработанными методиками.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлено 17 коэффициентов по видам функционального использования земельных участков.
При этом в п. 1.6, 1.7 решения под коэффициентом Кз фактически понимается ставка арендной платы за землю, руб./кв. м.
При установлении коэффициентов ответчиком учитывались следующие факторы:
- категория и виды функционального использования земельных участков;
- кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости;
- налоговая ставка в % (городские сельские поселения);
- коэффициент инфляции на очередной финансовый год;
- учет инвестиционной привлекательности земельных участков Гвардейского муниципального района для привлечения субъектов хозяйственной деятельности.
Анализ нормативных правовых актов, принятых на 2009 год органами местного самоуправления Калининградской области в сфере порядка установления арендной платы показал, что установленные оспариваемым решением коэффициенты аналогичны коэффициентам, утвержденным органами местного самоуправления других муниципальных образований Калининградской области и даже ниже их.
Так, в г. Калининграде, коэффициенты в отношении земельных участков, предназначенных для размещения автостоянок на 2009 год установлены в размере 1,9 процентов (постановление мэра г. Калининграда № 2725 от 28.11.07 г.), в Гурьевском городском округе - 0,05 (постановление № 2482 от 01.07.09 г.), в Светлогорском городском округе - 0,09 (решение № 90 от 29.12.08 г.), в Пионерском городском округе - 0,12 (решение № 18 от 17.02.09 г.).
Также в г. Калининграде, коэффициенты в отношении земельных участков, предназначенных для размещения торговых центров на 2009 год установлены в размере 1,6 процентов, в Гурьевском городском округе - 0,06, в Светлогорском городском округе - 0,015, в Пионерском городском округе - 0,02.
Установленные оспариваемым актом коэффициенты введены для расчета размера арендной платы впервые, соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных образованиях субъекта Калининградской области, поэтому довод предпринимателя, что за счет их установления произошло увеличение размера арендной платы в несколько раз, отклонен судом как несостоятельный.
Увеличение размера арендной платы по арендуемому предпринимателем земельному участку в 2009 году произошло в результате изменения порядка расчета арендной платы. В 2009 году в основу расчета арендной платы положена кадастровая стоимость земельного участка с учетом разрешенного использования, в то время как в 2008 году арендная плата исчислялась на основании базовой ставки годовой арендной платы.
Порядок расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, утвержденный оспариваемым решением, определен с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О.
Поэтому у суда отсутствуют основания для признания оспариваемых коэффициентов экономически необоснованными.
Судебной коллегией не усматривается также нарушений прав и законных интересов предпринимателя оспариваемым в части нормативным актом.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю Галустяну Павлу Александровичу отказать.
Признать п. 5, 16 приложения № 2 к решению Совета депутатов МО "Гвардейский район" № 28 от 28.07.2009 г. соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.


Председательствующий
Ю.Д. Залужная

Судьи
И.Л. Гурьева
С.Н. Сычевская





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru