АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2010 г. по делу № А21-4161/2010
Резолютивная часть решения объявлена 04.10.10 г.
Полный текст решения изготовлен 08.10.10 г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Председательствующего Залужной Ю.Д.
судей Гурьевой И.Л., Сычевской С.Н.
При ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП Галустян П.А.
к Совету депутатов МО "Гвардейский район", третье лицо - Администрации МО "Гвардейский район"
о признании недействующими с момента вступления в силу п. 5
, 16
приложения № 2 к решению № 28 от 07.07.2009 г.
при участии:
от истца: Быков А.И., доверенность от 24.05.10 г.
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: Домашенко Д.М., доверенность от 30.07.10 г.
установил:
Индивидуальный предприниматель Галустян Павел Александрович (далее предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействующими с момента вступления в силу пунктов 5
, 16
приложения № 2 к решению Совета депутатов МО "Гвардейский район" № 28 от 07.07.2009 г., которым утверждены коэффициенты для исчисления арендной платы за землю на территории муниципального образования Гвардейский район по видам разрешенного использования земельных участков. В обоснование требований сослался на несоответствие оспариваемого в части правового акта
положениям Конституции
Российской Федерации, статьи 65
Земельного кодекса РФ.
Определением от 02.08.2010 г. рассмотрение дела назначено в коллегиальном составе суда.
Определением от 09.08.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация МО "Гвардейский район".
В судебном заседании представитель предпринимателя заявленные требования поддержал в полном объеме, указав на то, что оспариваемое в части решение противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права предпринимателя, так как возлагает на него бремя расходов по арендным платежам в повышенном размере (в 28 раз по сравнению с арендной платой, установленной в 2008 году).
Ответчик в заседание не явился, извещен, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 156
АПК РФ.
Представитель Администрации с заявлением не согласен, в удовлетворении требований просил отказать, представил отзыв, из которого следует, что размер арендной платы по сравнению с 2008 годом увеличился не за счет коэффициентов, а иного порядка расчета арендной платы, где за основу расчета взята кадастровая стоимость земельного участка, которая для участка предпринимателя установлена в размере 24 620 499,75 рублей.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
11 июня 2008 года между Администрацией муниципального образования "Гвардейский район" и ИП Галустяном П.А. был заключен договор № 20080143 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно п. 1.1. которого ИП Галустяну П.А. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 39:02:01 00 13:0025, находящийся по адресу: г. Гвардейск, ул. П. Набойченко, в 25 м на север от жилого дома № 24 для использования в целях строительства платной автостоянки и мини-рынка.
21 июня 2008 года советом депутатов МО "Гвардейский район" было принято решение
№ 123 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за землю, условий и сроков ее внесения на территории муниципального образования "Гвардейский район".
Пунктом 1.6
данного Положения определено, что размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельного участка.
На 2009 год коэффициенты, определяемые по виду разрешенного использования земельных участков, установлены решением
совета депутатов МО "Гвардейский район" № 28 от 07 июля 2009 года, а именно приложением № 2
к решению.
Пунктами 5
, 16
приложения № 2 предусмотрено, что для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания оптовой и розничной торговли, рынков, кафе, ремонтных мастерских, парикмахерских, фотоателье, ритуальных услуг, игровых залов и проч. устанавливается коэффициент равный 0,02, а для участков, предназначенных для размещения автостоянок, АЗС и газонаполнительных станций автосервиса - 0,05.
Полагая, что установление коэффициентов для указанной категории земель в размере 0,02 и 0,05 является необоснованно завышенным, входит в противоречие с действующим законодательством, предприниматель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Судебная коллегия считает, что требования ИП Галустян П.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения
- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу,
- нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для принятия судом решения о признании акта органа местного самоуправления недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту, а также нарушения актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В ходе рассмотрения дела судебной коллегией не установлено несоответствия положений оспариваемого акта требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65
Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3
Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3
Федерального закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности на территории Калининградской области, Правительство Калининградской области приняло постановление
от 29 января 2008 г. № 21 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Данным постановлением органам местного самоуправления рекомендовано установить коэффициент, определяемый по категориям земель и виду функционального использования земельного участка (Кз), где минимальная величина арендной платы за земельный участок не может быть ниже величины земельного налога, который может быть исчислен за такой земельный участок и за базовую ставку расчета годовой арендной платы принимается кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка.
Расчет размера арендной платы осуществляется по формуле:
Ап = Кс x Кз,
где:
Ап - годовая сумма арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка, определяемая на основании сведений государственного земельного кадастра;
Кз - коэффициент, определяемый по категориям земель и виду функционального использования земельного участка.
При этом коэффициент Кз устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с разработанными методиками.
Оспариваемым нормативным правовым актом
установлено 17 коэффициентов по видам функционального использования земельных участков.
При этом в п. 1.6
, 1.7
решения под коэффициентом Кз фактически понимается ставка арендной платы за землю, руб./кв. м.
При установлении коэффициентов ответчиком учитывались следующие факторы:
- категория и виды функционального использования земельных участков;
- кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости;
- налоговая ставка в % (городские сельские поселения);
- коэффициент инфляции на очередной финансовый год;
- учет инвестиционной привлекательности земельных участков Гвардейского муниципального района для привлечения субъектов хозяйственной деятельности.
Анализ нормативных правовых актов, принятых на 2009 год органами местного самоуправления Калининградской области в сфере порядка установления арендной платы показал, что установленные оспариваемым решением коэффициенты аналогичны коэффициентам, утвержденным органами местного самоуправления других муниципальных образований Калининградской области и даже ниже их.
Так, в г. Калининграде, коэффициенты в отношении земельных участков, предназначенных для размещения автостоянок на 2009 год установлены в размере 1,9 процентов (постановление
мэра г. Калининграда № 2725 от 28.11.07 г.), в Гурьевском городском округе - 0,05 (постановление
№ 2482 от 01.07.09 г.), в Светлогорском городском округе - 0,09 (решение
№ 90 от 29.12.08 г.), в Пионерском городском округе - 0,12 (решение
№ 18 от 17.02.09 г.).
Также в г. Калининграде, коэффициенты в отношении земельных участков, предназначенных для размещения торговых центров на 2009 год установлены в размере 1,6 процентов, в Гурьевском городском округе - 0,06, в Светлогорском городском округе - 0,015, в Пионерском городском округе - 0,02.
Установленные оспариваемым актом коэффициенты введены для расчета размера арендной платы впервые, соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных образованиях субъекта Калининградской области, поэтому довод предпринимателя, что за счет их установления произошло увеличение размера арендной платы в несколько раз, отклонен судом как несостоятельный.
Увеличение размера арендной платы по арендуемому предпринимателем земельному участку в 2009 году произошло в результате изменения порядка расчета арендной платы. В 2009 году в основу расчета арендной платы положена кадастровая стоимость земельного участка с учетом разрешенного использования, в то время как в 2008 году арендная плата исчислялась на основании базовой ставки годовой арендной платы.
Порядок расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, утвержденный оспариваемым решением, определен с учетом правовой позиции, изложенной в определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О.
Поэтому у суда отсутствуют основания для признания оспариваемых коэффициентов
экономически необоснованными.
Судебной коллегией не усматривается также нарушений прав и законных интересов предпринимателя оспариваемым в части нормативным актом
.
Руководствуясь статьями 167
-170
, 195
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю Галустяну Павлу Александровичу отказать.
Признать п. 5
, 16
приложения № 2 к решению Совета депутатов МО "Гвардейский район" № 28 от 28.07.2009 г. соответствующими Конституции
Российской Федерации, Земельному кодексу
Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий
Ю.Д. Залужная
Судьи
И.Л. Гурьева
С.Н. Сычевская