Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2010 г. по делу № А21-7732/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2010 г. Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2010 г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
председательствующего Гурьевой И.Л.
судей Гениной С.В., Сычевской С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ершовой Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кравчука Валерия Владимировича
к муниципальному образованию "Полесский муниципальный район", Полесскому окружному Совету депутатов
о признании недействующим в части решения Полесского окружного Совета депутатов Калининградской области от 31 января 2007 года № 277 "О введении на территории муниципального образования "Полесский городской округ" системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности",
при участии:
от заявителя: предприниматель Кравчук В.В. по свидетельству, паспорту,
от заинтересованных лиц:
Администрации муниципального образования "Полесский муниципальный район" - Андрейцева А.В. по доверенности от 23.03.2010 г.,
Полесского окружного Совета депутатов Калининградской области - Бормотов М.В. по доверенности от 13.12.2010 г.

установил:

индивидуальный предприниматель Кравчук Валерий Владимирович
обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, к Администрации муниципального образования "Полесский муниципальный район" о признании недействующим решения Полесского окружного Совета депутатов Калининградской области от 31 января 2007 года № 277 "О введении на территории муниципального образования "Полесский городской округ" системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" в части распространения действия данного решения на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года, как не соответствующее в этой части Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением суда от 27 октября 2010 года к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Полесский окружной Совет депутатов Калининградской области.
В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованные лица требования признали.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кравчук В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07 сентября 2006 года и осуществляет на территории Полесского муниципального района Калининградской области деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию организаций и предпринимателей. Предприниматель состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Калининградской области и применяет упрощенную систему налогообложения.
Оспариваемым решением Полесского окружного Совета депутатов, подписанного 31 января 2007 года главой муниципального образования, предусмотрено применение на территории муниципального образования "Полесский городской округ" (правопредшественник муниципального образования "Полесский муниципальный район") системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении, в том числе, услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров, что охватывается предпринимательской деятельностью индивидуального предпринимателя Кравчука В.В. Пунктом 5 указанного решения его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года.
Официальная публикация документа состоялась 17 февраля 2007 года в газете "Полесский вестник".
Согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
В соответствии с правилами п.п. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 5 НК РФ нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Как указано в пункте 1 статьи 6 НК РФ, нормативный акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, установленные Кодексом; изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей налогоплательщиков; вводит обязанности, не предусмотренные Кодексом; разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом; изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действия налогоплательщиков; изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Кодексе; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 этой статьи (пункт 2 статьи 6 НК РФ).
Поскольку оспариваемый нормативный акт ухудшает положение налогоплательщика, законодатель в силу прямого указания Кодекса был не вправе придавать оспариваемому нормативному акту обратную силу и распространить его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 года, то есть порядок вступления в силу принятого Советом акта законодательства о налогах и сборах был нарушен.
При таких обстоятельствах нормативный акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим как не соответствующий приведенным нормам НК РФ.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 1 резолютивной части определения от 12.07.2006 № 182-О, положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 Кодекса предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда акт признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
В пункте 3.2 мотивировочной части того же определения Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица.
Для проверки соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям закона и нарушения (отсутствия нарушения) положениями данного акта прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, требовалось рассмотрение дела по существу.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Принимая во внимание результат рассмотрения дела, в соответствии со статьей 110 АПК РФ с заинтересованных лиц в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере по 100 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. 167-170, 195 АПК РФ, суд

решил:

Требования индивидуального предпринимателя Кравчука В.В. удовлетворить.
Признать недействующим решение Полесского окружного Совета депутатов Калининградской области от 31 января 2007 года № 277 "О введении на территории муниципального образования "Полесский городской округ" системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" в части распространения действия данного решения на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года, как не соответствующее в названной части Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Полесского окружного Совета депутатов Калининградской области в пользу ИП Кравчука В.В. уплаченную государственную пошлину в размере 100 рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования "Полесский муниципальный район" в пользу ИП Кравчука В.В. уплаченную государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца.

Председательствующий
И.Л. Гурьева

Судьи
С.В. Генина
С.Н. Сычевская





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru