Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2011 г. по делу № 22-11-11

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 18 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Капсудин Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; Муковозчик О.С., ведущий специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы рассмотрела дело № 22-11-11, возбужденное в отношении "К" <...> (далее - ККФЖС, Фонд), ОАО "А" (<...>) (далее - ОАО "А", Агентство), ООО "А" (<...>) (далее - ООО "А"), ЗАО "К" (<...>) (далее - ЗАО "К"), ООО "С" (<...>) (далее - ООО "С") и ИП Ш (...) (далее - ИП Ш.) по признакам нарушения пунктов 4, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции")
при участии в заседании Комиссии (до перерыва) представителей:
Фонда - <...>, по доверенности от 03.03.2010; <...>, по доверенности от 08.12.2010.
ОАО "А" - <...>, по доверенности от 27.04.2011 № 740.
ООО "А" - <...>, по доверенности от 01.03.2011
ООО "И" (далее - "ИнвестОценкаАудит") - <...>, согласно Уставу общества.
В отсутствии (до и после перерыва) индивидуального предпринимателя М. (<...>) (далее - ИП М.) (его представителя), ИП Ш. (его представителя), представителей: ЗАО "К", ООО "С", ООО "А" (<...>) (далее - ООО "А"), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела № 22-11-11

установила:

Настоящее дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 27.01.2011 № 42 по результатам проведенной Управлением внеплановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства Фондом (Приказ № 744 от 08.10.2010), основанием для проведения которой послужили заявление ООО "И" (исх. б/н от 20.09.2010, вх. № 13272 от 23.09.2010) и заявление ИП М. (исх. б/н от 10.09.2010, вх. № 13273 от 23.09.2010).
При анализе материалов, полученных в ходе проведения внеплановой проверки, Управлением было установлено, что между Фондом, ОАО "А" и оценочными компаниями: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. существуют соглашения, в результате реализации которых предоставлены необоснованные преимущества оценочным компаниям - ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. Оценочные организации, с которыми отсутствуют подобные соглашения (не включенные в список согласованных ОАО "А"), не могут, действуя в рамках законодательства Российской Федерации (Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - ФЗ "Об оценочной деятельности"), Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах") и являясь членами саморегулируемой оценочной организации, участвовать в конкурентной борьбе за потребителя услуги по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки.
Учитывая наличие в вышеназванных действиях признаков нарушения пунктов 4, 8 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" возбуждено настоящее дело.
Определением от 27 января 2011 года к рассмотрению дела в качестве ответчиков привлечены: ККФЖС, ОАО "А", ООО "А", ЗАО "К", ООО "С", ИП Ш., в качестве заинтересованных лиц ИП М., ООО "И", ООО "А".
Фонд с вменяемым нарушением не согласился. Отсутствие ограничивающих конкуренцию соглашений с ОАО "А" и оценочными компаниями: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш., которые создают препятствия доступу на товарный рынок услуг по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, Фонд обосновывает следующим:
- Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), введенных в действие приказом № 41-од от 18.04.2011 (далее - Стандарты), четко регламентируют порядок аккредитации оценочных компаний;
- решение об аккредитации той или иной оценочной компании принимает ОАО "А", Фонд, являясь региональным оператором ОАО "А", может лишь направить документы оценщиков в ОАО "А" для аккредитации, только после аккредитации в ОАО "А" Фонд заключал соглашения о сотрудничестве с оценочной компанией для того, чтобы наладить более эффективную работу между юридическими лицами;
- в Стандартах ОАО "А" четко указаны цели заключения подобного рода соглашений, а именно: 1) обеспечение высокого профессионального и организационного уровня работы юридических лиц, осуществляющих деятельность в области ипотечного жилищного кредитования; 2) развитие соответствующей инфраструктуры в области ипотечного жилищного кредитования и увеличение количества организаций, имеющих необходимую квалификацию персонала и использующие современные технологии построения бизнеса; 3) повышение качества услуг, получаемых ОАО "А" при взаимодействии с партнерами в области ипотечного жилищного кредитования;
- Стандартами ОАО "А" предусмотрены четкие требования к основным параметрам ипотечных сделок: 1) отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями, установленными Стандартами; 2) отчет об оценке составлен оценщиками, из числа указанных в списке согласованных оценщиков на сайте Агентства http://www.ahml.ru/ на дату составления отчета об оценке;
- при несоблюдении требований Стандартов ОАО "А" откажет Фонду в выкупе закладной, по причине ее нестандартности, либо, выкупив подобную закладную, присвоит ей III класс - "нестандартные закладные" и предложит ее к обратному выкупу, что приведет к негативным последствиям для Фонда;
- письмом за исх. № 27234-ЛВ от 27.11.2008 ОАО "А" указало на нецелесообразность увеличения количества оценщиков в связи с тем, что такое увеличение не позволит обеспечить согласованных оценщиков необходимым объемом работ по проведению оценки предмета ипотеки и снизит возможность по мониторингу качества предоставляемых оценочных услуг;
- письмами за исх. № 231 от 01.02.2010 в адрес ООО "И" и исх. № 1029 от 14.04.2010 в адрес ООО "А-О" Фонд излагал позицию (исх. № 27234 от 27.11.2008) ОАО "А" и разъяснил порядок аккредитации в ОАО "А" без участия Фонда;
- за весь период работы с 2004 года Фонд не отказал ни одному физическому лицу в предоставлении заемных (кредитных) денежных средств по причине предоставления последними отчетов об оценки составленных оценщиками, не согласованными с ОАО "А".
ОАО "А" также не согласилось с вменяемым нарушением. Отсутствие ограничивающих конкуренцию соглашений с Фондом и оценочными компаниями: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш., которые создают препятствия доступу на товарный рынок услуг по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, ОАО "А" обосновывает следующим:
- ОАО "А" в соответствии с требованиями Стандартов осуществляет отбор лиц, выполняющих различные функции в процессе приобретения и реализации прав требования по обязательствам, обеспеченным ипотекой жилых помещений, таких как: региональные операторы, поставщики, сервисные агенты, эксперты, агенты по взысканию и др., с которыми ОАО "А" заключает соответствующие договоры;
- некоторые из партнеров для выполнения своих обязательств в рамках взаимодействия с ОАО "А" самостоятельно привлекают организации, в услугах которых они заинтересованы, оценочные компании, как раз являются организациями, которые привлекаются партнерами для выполнения функций по оценке предмета ипотеки;
- требования, предъявляемые Стандартами к оценочным компаниям, корреспондируются с требованиями ФЗ "Об оценочной деятельности";
- согласно существующим соглашениям с партнерами ОАО "А", в том числе с Фондом, ОАО "А" не вправе навязывать заключение каких-либо соглашений своим партнерам или отказывать в заключении таковых; заключение каких-либо соглашений между ОАО "А" и оценочными компаниями ни Стандартами, ни какими-либо соглашениями с партнерами не предусмотрено;
- Фонд не обязан отчитываться перед ОАО "А" о заключении соглашений с субъектами инфраструктуры рынка ипотечного кредитования;
- ОАО "А" при взаимодействии с третьими лицами реализует политику, при которой Агентство открыто к сотрудничеству с любой организацией при условии соответствия ее требованиям Стандартов, которые направлены исключительно на защиту интересов Агентства при рефинансировании и сопровождении закладных.
ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. возражения по поводу вменяемого нарушения в адрес Красноярского УФАС России не представили.
При рассмотрении дела № 22-11-11 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
С 13 октября 2010 года по 13 ноября 2010 по адресу: <...> на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 744 от 8 октября 2010 года "О проведении внеплановой выездной проверки" (далее - Приказ № 744), инспекцией Красноярского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ККФЖС, целью и задачей которой являлась проверка фактов, указанных в ООО "И" (исх. б/н от 20.09.2010, вх. № 13272 от 23.09.2010) и ИП М. (исх. б/н от 10.09.2010, вх. № 13273 от 23.09.2010).
Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной администрацией Красноярского края, созданной в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного Постановлением № 10-П от 13.01.2000 администрацией Красноярского края.
Главной целью Фонда является проведение инвестиционной политики, стимулирующей развитие в Красноярском крае жилищного строительства.
Основными задачами ККФЖС являются: концентрация финансовых средств и прочих ресурсов, предназначенных для жилищного строительства, за счет различных источников; финансирование научно-технических разработок в области строительства; разработка и реализация программ, направленных на улучшение жилищных условий жителей края; развитие жилищного строительства на основе механизмов ипотечного кредитования; выдача займов, в том числе ипотечных; рефинансирование (покупка/продажа) закладных; развитие конкуренции в сфере жилищного строительства; разработка и реализация социально-экономических программ и мероприятий; участие в строительстве объектов социально-культурной инфраструктуры на территории края; организация и проведение выставок, ярмарок.
Согласно информации, представленной инспекции, Фонд оказывает следующие услуги: консультация по программам ипотечного кредитования, консультация по социальным краевым программам по улучшению жилищных условий граждан (администрированием которых занимается Фонд), прием и рассмотрение документов на оформление ипотечного кредита (займа), андеррайтинг заемщика, андеррайтинг жилого помещения (предмета ипотеки), подготовка и оформление документов к ипотечной сделке, выдача ипотечных займов, информационное сопровождение клиента, контроль за деятельностью всех участников ипотечной сделки, проверка документов после государственной регистрации права собственности и ипотеки, ввиду чего является хозяйствующим субъектом в соответствии с понятием, данным в ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции".
В рамках реализации уставных задач, между Фондом и ОАО "А", в частности, заключены: соглашение о взаимодействии по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования № 52/рс-24-03 от 28 октября 2003 года (далее - Соглашение № 52/рс-24-03), соглашение о сотрудничестве с Региональным оператором № 46 ОС-24-03 от 16 декабря 2003 (далее - Соглашение № 46 ОС-24-03), соглашение о сотрудничестве с поставщиком № ДИ-00095 от 19.09.2008 (далее - Соглашение № ДИ-00095); соглашение о сотрудничестве с поставщиком от 30.10.2008 № 11-08/640-ф (далее - Соглашение № 11-08/640-ф); договор от 01.12.2004 № 06-04/344 (далее - Договор № 06-04/344); договор оказания услуг от 08.12.2004; договор оказания услуг от 28.09.2009 № 07-09/855; договор оказания услуг от 22.10.2009 № 07-09/976.
ОАО "А" создано на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 в целях реализации федеральной целевой программы "Свой дом" и привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий. В соответствии с Уставом (новая редакция № 4), утвержденным решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО "А" (единственный акционер - Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом), распоряжением ОАО "А" № 662-р от 26.03.2007 основной целью деятельности ОАО "А" является формирование системы рефинансирования долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, разработка и внедрение стандартизации на различных уровнях и в различных сегментах ипотечного рынка, создание его инфраструктуры и стимулирования его роста и распространения во всех регионах России. В целях решения уставных задач ОАО "А" осуществляет деятельность по приобретению и реализации прав требования по обязательствам, обеспеченным ипотекой жилых помещений.
Официальными партнерами Агентства, находящимися в Красноярском крае, являются: Региональный оператор - Фонд; сервисные агенты: открытое акционерное общество "Е", общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "С" (далее - ООО "С"); поставщики: ООО "С", Кредитный потребительский кооператив граждан "Р" до 01.01.2011, Фонд; агенты по взысканию - Фонд.
Согласно пункту 1 Соглашения № 52/рс-24-03 предметом последнего является взаимодействие сторон в развитии системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на территории Красноярского края по следующим направлениям: становление системы ипотечного кредитования с учетом стандартов и процедур предоставления и обслуживания долгосрочных ипотечных кредитов (займов), утверждаемых ОАО "А", создание сторонами единой информационной системы, включающей соответствующие экономические, социальные и статистические данные, необходимые для выполнения условий соглашения, в том числе о спросе и предложениях на жилые помещения.
Подпунктом 2.2 пункта 2 Соглашения № 52/рс-24-03 предусмотрено, что Фонд принимает на себя следующие обязательства: 1) совместно с Советом администрации Красноярского края и ОАО "А" создать единую информационную систему, необходимую для разработки и реализации ипотечного кредитования, и обеспечивать ее обновление на регулярной основе, 2) осуществлять мониторинг за общим состоянием рынка жилья и факторами риска, включая экономические показатели, миграционные процессы населения, изменение социальной обстановки, а также другие показатели и процессы, на рынок жилья в Красноярском крае, 3) разработать и организовать систему кратко- и долгосрочного прогнозирования ситуации на рынке жилья в крае, 4) регулярно обмениваться с ОАО "А" информацией, 5) принимать меры по внедрению необходимых для развития системы ипотечного кредитования стандартов и методических рекомендаций, разрабатываемых ОАО "А", 6) в случае задержки поступления очередного ежемесячного платежа по закладным, переданным ОАО "А", утраты или повреждения объекта ипотеки либо наступления иных событий, способных повлиять на надлежащее исполнение заемщиком своих обязательств (далее - дефолт закладной) обеспечивать, в том числе за счет собственных средств, ежемесячные аннуитетные платежи в течение 6 (шести) месяцев с даты наступления дефолта закладной, 7) по требованию ОАО "А" осуществлять в течение 15 дней с даты получения от ОАО "А" "Требования об обратном приобретении закладных" замену или обратное приобретение переданных ОАО "А" дефолтных закладных, Региональный оператор вправе в любое время, в том числе в течение 6 месяцев, обратиться к ОАО "А" с требованием о продаже дефолтной закладной, 8) конкретный порядок взаимодействия ОАО "А" и Фонда определяется отдельным соглашением, заключаемым в рамках Соглашения № 52/рс-24-03.
ОАО "А", в соответствии с п. п. 2.3 п. 2 Соглашения № 52/рс-24-03, принимает на себя следующие обязательства: 1) выработать стандарты, процедуры и требования, предъявляемые к различным участникам процесса ипотечного кредитования, 2) содействовать разработке и формированию нормативно-правовой базы, способствующей становлению и развитию системы ипотечного кредитования на территории Красноярского края, 3) при заключении договоров (соглашений) в сфере ипотечного кредитования между ОАО "А", Фондом участниками региональной ипотечной программы и Советом администрации Красноярского края предоставить через Фонд участникам региональной программы, разработанные ОАО "А", необходимые инструктивные и методические материалы, отражающие стандарты, процедуры и требования, предъявляемые ко всему процессу ипотечного кредитования, 4) при условии соблюдения Соглашения № 52/рс-24-03, требований и стандартов ОАО "А" осуществлять на постоянной основе рефинансирование Фонда путем приобретения прав по удостоверяемым закладными денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой жилого помещения, в объеме, определяемом договором купли-продажи закладных, заключаемом между ОАО "А" и Фондом, 5) обеспечить организацию обучения персонала Фонда и других участников региональной ипотечной программы по программе ипотечного кредитования.
В соответствии с Соглашением № 46 ОС-24-03 Фонд и ОАО "А" осуществляют долгосрочное сотрудничество в целях создания и развития рынка долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, включая ипотечные кредиты (займы), на территории, входящей в состав субъекта Российской Федерации - города Красноярска с использованием, в том числе, предоставленной законодательством Российской Федерации возможности удостоверения закладной прав ее законного владельца на получение исполнения по обеспеченному ипотекой денежному обязательству и право залога на жилое помещение, обремененное ипотекой.
Соглашение № 46 ОС-24-03 предусматривает меры по осуществлению совместных действий ОАО "А" и Фонда по: внедрению надежных стандартов и процедур предоставления и обслуживания ипотечных кредитов; привлечению долгосрочных финансовых ресурсов в жилищную сферу, в том числе через механизм вторичного рынка ипотечных кредитов.
Порядок взаимодействия Фонда и ОАО "А" при осуществлении купли-продажи закладных, поставляемых Фондом и приобретаемых ОАО "А", с параметрами, соответствующими: 1) стандартам ОАО "А", действующим на дату заключения конкретного договора купли-продажи закладных с отсрочкой поставки; 2) специальным условиям рефинансирования, определяемым при заключении конкретной сделки купли-продажи закладных, а также порядка обратной передачи закладных от ОАО "А" к Фонду в случае выявления событий, указанных в стандартах ОАО "А", определен Соглашением № ДИ-00095.
В соответствии с п. п. 3.1.2 п. 3 Соглашения № ДИ-00095 при подготовке к заключению договора поставки Фонд обязан предоставить ОАО "А" информацию путем направления в адрес ОАО "А" письменного уведомления о регионах, в которых он планирует осуществлять деятельность в рамках Соглашения № ДИ-00095, о партнерах, требующих обязательного согласования с ОАО "А" в соответствии со стандартами ОАО "А", в конкретном регионе которых он планирует включить в свою инфраструктуру в целях дальнейшего сотрудничества в рамках вышеназванного соглашения.
Подпунктом 3.3 пункта 3 Соглашения № ДИ-00095 предусмотрено, что ОАО "А" обязано согласовывать список регионов и партнеров Фонда и изменения к нему путем подписания уведомления, либо направлять Фонду мотивированный отказ в согласовании такого списка.
Согласно п. п. 5.9.1 Соглашения № ДИ-00095 Фонд обязан не позднее, чем в третий рабочий день до запланированной в текущем графике даты поставки, направить в ОАО "А" одновременно следующие документы: а) предложение о приобретении закладных с одновременным присоединением сканированного подписанного документа; б) информацию по кредитному делу по каждому делу; в) копии документов из кредитных дел по закладным; в) копии сканированных заключений аккредитованных ОАО "А" экспертов о соответствии закладных требованиям стандартов и законодательству Российской Федерации. ОАО "А" вправе ввести обязательное наличие заключение эксперта на момент предложения к рефинансированию, указав это как специальное условие рефинансирования в договоре поставки.
Приложением № 6 к Соглашению № ДИ-00095 определен перечень документов по выкупаемым ОАО "А" закладным, передаваемых Фондом в депозитарий, в который в частности входит оригинал отчета об оценке рыночной стоимости предмета ипотеки, составленного независимым оценщиком.
В соответствии со стандартами процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), введенными в действие Приказом Генерального директора ОАО "А" № 41-од от 18 апреля 2008 года (с изменениями от 12 мая 2008 года № 46-од, 23 июля 2008 года № 62-од, 11 августа 2008 года № 93-од, 18 сентября 2008 года 110-од, 28 октября 2008 года 120-од, 28 октября 2008 года № 121-од, 3 декабря 2008 года № 141-од, 15 мая 2009 года № 80-од, 4 июня 2010 года № 103-од, 10 июня 2010 года № 113-од) (далее - Стандарты) под Оценщиком понимается физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, осуществляющее оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора, заключенного с юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и застраховавшее свою ответственность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Стандартов, а под Оценочной компанией - юридическое лицо, соответствующее условиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности Стандартов, и оказывающее услуги по оценке недвижимого имущества.
Пунктом 2.9 Стандартов оценщики подлежат обязательному согласованию с ОАО "А" в установленном порядке. Общими обязательными требованиями к Оценщику являются: членство в саморегулируемой организации оценщиков, включенной в единый государственный реестр, подтверждаемое свидетельством; наличие полиса (договора) добровольного страхования гражданской ответственности Оценщика; лимит минимальной суммы покрытия (ответственности) по одному страховому случаю - не менее 3 000 000 (три миллиона) рублей; отсутствие франшизы в полисе (договоре) страхования гражданской ответственности Оценщика; опыт проведения оценки объектов жилой недвижимости и земельных участков не менее шести месяцев. Наличие государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным требованием к Оценщику, осуществляющему оценочную деятельность самостоятельно.
Подпунктом 2.9.4 Стандартов предусмотрено, что обязательными требованиями к Оценочной компании являются: наличие в штате не менее двух Оценщиков; наличие полиса (договора) добровольного страхования гражданской ответственности Оценочной компании; лимит минимальной суммы покрытия (ответственности) по одному страховому случаю - не менее 3 000 000 (три миллиона) рублей; отсутствие франшизы в полисе (договоре) страхования гражданской ответственности Оценочной компании; осуществление деятельности в сфере оценки объектов жилой недвижимости и земельных участков не менее двух лет.
Согласно пункту 3.13 Стандартов стоимость предмета ипотеки подтверждается отчетом об оценке недвижимого имущества, удовлетворяющим следующим условиям: отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями, установленными настоящими Стандартами; отчет об оценке составлен Оценщиками, из числа указанных в списке согласованных оценщиков на сайте ОАО "А" на дату составления отчета об оценке; отчет об оценке подтверждает величину рыночной стоимости недвижимого имущества, обременяемого (обремененного) ипотекой, и содержит эти сведения на дату по состоянию не ранее, чем за шесть месяцев от даты проведения оценки до даты выдачи закладной первоначальному залогодержателю органом, осуществившим государственную регистрацию прав.
Стоимость предмета ипотеки должна подтверждаться отчетом об оценке, произведенной Оценщиком. Оценщик, отчет об оценке и порядок оценки предмета ипотеки должен соответствовать требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и Стандартов (п. 5.12 Стандартов).
20 января 2009 года в адрес Фонда для аккредитации, в качестве Оценщика обратилось (исх. № 209-АК) ООО "И".
ООО "И" 27.11.2007 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1072468018270. В соответствии с Уставом (новая редакция), утвержденным решением общего собрания участников № 1 от 29.12.2009, является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства. Целью создания ООО "И" является получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами, одним из предметом (видов) деятельности предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом № 10Т от 01.02.2010, имеет в штате пять оценщиков, в частности <...> (генеральный директор), имеющего диплом о профессиональной переподготовке <...> по программе "Оценка предприятия (бизнеса)" "К", являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "С" (регистрационный номер № <...>), <...> - диплом о профессиональной переподготовке серия <...> по программе "Оценка предприятия (бизнеса)" Красноярской государственной академии цветных металлов и золота, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "С" (регистрационный номер № <...>). Страховая ответственность ООО "И" застрахована открытым страховым акционерным обществом "Р" (страховой полис: № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.).
1 февраля 2010 года Фонд уведомил ООО "И" о том, что последний сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально, а также сообщил, что Фонд не осуществляет аккредитацию оценочных компаний, а работает с оценочными компаниями, аккредитованными в ОАО "А" и, что аккредитацию в ОАО "А" можно получить через официального партнера ОАО "А" в Красноярском крае в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
В марте 2010 года в адрес Фонда для аккредитации, в качестве Оценщика обратилось ООО "А". На названное обращение Фонд сообщил (исх. № 1029 от 14.04.2010), что последний сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально и, что аккредитацию в ОАО "А" можно получить через официального партнера ОАО "А" в Красноярском крае в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
ООО "А" 19.01.2005 зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1052465002171. В соответствии с Уставом (новая редакция), утвержденным протоколом № 3 общего собрания Участников от 20.07.2009, является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства. Целью создания ООО "А" является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли, а одним из предметом (видов) деятельности предоставление услуг в сфере оценочной деятельности, состоит в членстве некоммерческого партнерства "С" (свидетельство о членстве № <...> от 06.12.2005). Имеет в штате двух оценщиков: <...>, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "С" (регистрационный номер № <...>) <...>, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "С" (регистрационный номер № <...>). Страховая ответственность ООО "А" застрахована открытым страховым акционерным обществом "Россия" (страховой полис: № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.), а страховая ответственность оценщиков при осуществлении оценочной деятельности также застрахована открытым страховым акционерным обществом "Р" (страховые полисы: № <...>, № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.)
Из представленной ООО "А" информации (б/н от 05.04.2011, вх. № 5321 от 05.04.2011) следует, что в период 2010-2011 в адрес ООО "А" неоднократно обращались агентства недвижимости: ООО "А", ООО "Б", ООО "Р", ООО "Г", с предложением провести оценку квартир, приобретаемых клиентами вышеназванных агентств недвижимости по программам ОАО "А". На все обращение ООО "А" отвечало вынужденным отказом по причине того, что Фондом не принимаются отчеты неаккредитованных при ОАО "А" оценочных компаний. На самостоятельные обращения агентств недвижимости в Фонд о возможности предоставления отчета, изготовленного ООО "А", сотрудниками Фонда разъяснялось, что последний работает только с аккредитованными оценщиками ОАО "А", список которых приведен на официальном сайте Агентства.
8 сентября 2010 года в адрес Фонда для аккредитации, в качестве Оценщика обратилось (исх. № 4) ЗАО "К" (далее - ЗАО "К").
Рассмотрев обращение о сотрудничестве, Фонд сообщил (исх. № 2450) ЗАО "К", что в настоящее время последний сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально и, что аккредитацию в ОАО "А" можно получить через официального партнера ОАО "А" в Красноярском крае в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
ИП М. 23.07.2008 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 308246807900170, имеет диплом о профессиональной переподготовке <...> по программе "оценка стоимости предприятия "бизнеса") Института профессиональной оценки. Основным видом экономической деятельности ИП М. является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, дополнительным видом деятельности предоставление прочих услуг (выписка из ЕГРИП от 16.02.2011 № 1508В/2011), согласно свидетельству о членстве в саморегулируемой организации оценщиков включен в реестр членов некоммерческого партнерства "Н" 19.12.2007, регистрационный № 0006. Страховая ответственность ИП М. при осуществлении оценочной деятельности застрахована открытым страховым акционерным обществом "Р" (полис № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.).
Сведений, подтверждающих обращение ИП М. в адрес ОАО "А", Фонда для аккредитации, в качестве Оценщика в материалы дела не представлено.
Согласно списку, представленному инспекции Красноярского УФАС России в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования с Фондом работают следующие оценочные компании, аккредитованные ОАО "А" на территории Красноярского края: ООО "А" г. Красноярск, ЗАО "К" г. Красноярск, ООО "С" г. Назарово и ИП Ш. г. Лесосибирск.
ЗАО "К" 12.04.2004 зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1042401785645. В соответствии с Уставом, является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства. Целями создания ЗАО "К" является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли (п. 2.1 Устава), а предметом деятельности: концентрация финансовых средств и прочих ресурсов, предназначенных для жилищного строительства, за счет различных источников; развитие жилищного строительства за счет получаемых средств; выпуск ипотечных облигаций и других ценных бумаг; стимулирование внедрения на предприятиях Красноярского края новой техники, оборудования для производства строительных материалов, новых строительных и прочих технологий; развитие жилищного строительства за счет полученных ресурсов, в том числе на основе механизмов ипотечного кредитования; развитие жилищного строительства на основе механизмов ипотечного кредитования на территории Красноярского края; создание организационных структур для реализации ипотечных программ; выдача ипотечных займов и кредитов, выкуп и реализация закладных; развитие конкуренции в сфере жилищного строительства. Имеет в штате двух оценщиков: <...> (трудовой договор (срочный) № 66 от 01.10.2008), диплом о профессиональной переподготовке <...> по программе "Оценка предприятия (бизнеса)" "С", являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийская общественная организация "Р" (регистрационный номер № <...>), <...> (трудовой договор № 41 от 02.02.2007), свидетельство о повышении квалификации по программе "Оценочная деятельность" ФГОУ ВПО "С", являющуюся членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийская общественная организация "Р" (регистрационный номер № <...>). Страховая ответственность ЗАО "К" застрахована ОАО "В" (страховой полис: № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.), а страховая ответственность оценщиков при осуществлении оценочной деятельности также застрахована ОАО "В" (страховые полисы: № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.).
ООО "А" зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402670256. В соответствии с Уставом (новая редакция), утвержденным решением учредительного собрания от 30.01.2001 протокол № 2, является юридическим лицом. Целью создания ООО "А", является извлечение прибыли, а одним из видов деятельности проведение оценки недвижимого имущества. Имеет в штате двух оценщиков: <...> (трудовой договор от 01.07.2008), являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство саморегулируемая организация оценщиков "С" (регистрационный номер № <...>), <...> (Приказ о переводе работника на другую работу № 42 от 01.12.2005), являющуюся членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "С" (регистрационный номер № <...>). Страховая ответственность оценщиков ООО "А" застрахована ЗАО "Н" (договоры: № 104131898 от 13.05.2010 - страховая сумма 3 000 000 руб.; № 104132423 от 24.06.2010 - страховая сумма 3 000 000 руб.).
1 июня 2009 года между Фондом и ООО "А" заключено соглашение о сотрудничестве с оценочными компаниями (далее - Соглашение № 1 от 01.06.2009), в соответствии с которым общество обеспечивает проведение оценки стоимости имущества, предоставляемого в обеспечение ипотечных кредитов, с привлечением оценщиков, рекомендованных ООО "А" для работы по программе ОАО "А" и Регионального оператора (Фонда). Пунктами 5.1 - 5.3 Соглашения от 01.06.2009 предусмотрено, что последнее вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение одного года, если в течение 30 (тридцати) дней до истечения срока действия соглашения ни одна из сторон не уведомит другую о прекращении его действия, соглашение считается автоматически продленным на тот же срок на прежних условиях, а также, что каждая из сторон вправе досрочно прекратить исполнение обязанностей по соглашению, письменно уведомив об этом контрагентов не менее чем за 30 дней до предполагаемого момента прекращения исполнения обязательств по соглашению.
Сведений, подтверждающих расторжение Соглашения № 1 от 01.06.2009, ООО "А" представлено не было.
Вместе с тем, согласно информации, представленной ООО "А" (б/н от 04.05.2011, вх. № 7638 от 04.05.2011), какая-либо переписка последнего с Фондом и Агентством у ООО "А" отсутствует, поскольку никогда не велась.
ООО "С" зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1052456001575. В соответствии с Уставом (новая редакция), утвержденным решением единственного учредителя общества № 1 от 21.12.2009, является юридическим лицом. Основным видов деятельности ООО "С" является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, а одним из дополнительных видов деятельности - проведение оценки имущества. Имеет в штате трех оценщиков: <...>, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "Со" (регистрационный номер № <...>), <...>, являющуюся членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "Со" (регистрационный номер № <...>), <...>, являющуюся членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "С" (регистрационный номер № <...>). Страховая ответственность ООО "С" застрахована ОАО "В" (полис № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.), а страховая ответственность оценщиков: <...>, <...> застрахована, также ОАО "В" (полисы: № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.);... ОСАО "И" (полис № <...> - страховая сумма 3 000 000 руб.).
29 июня 2006 года ОАО "А" сообщило (исх. № 4209-НС) Фонду о том, что ООО "С" согласовано ОАО "А" в качестве оценщика Регионального оператора - Фонда для участия в программе ОАО "А" по долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию.
1 июня 2009 года между Фондом и ООО "С" заключено соглашение о сотрудничестве с оценочными компаниями (далее - Соглашение № 2 от 01.06.2009), в соответствии с которым общество обеспечивает проведение оценки стоимости имущества, предоставляемого в обеспечение ипотечных кредитов, с привлечением оценщиков, рекомендованных ООО "С" для работы по программе ОАО "А" и Регионального оператора (Фонда). Пунктами 5.1 - 5.3 Соглашения № 2 от 01.06.2009 предусмотрено, что последнее вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение одного года, если в течение 30 (тридцати) дней до истечения срока действия соглашения ни одна из сторон не уведомит другую о прекращении его действия, соглашение считается автоматически продленным на тот же срок на прежних условиях, а также, что каждая из сторон вправе досрочно прекратить исполнение обязанностей по соглашению, письменно уведомив об этом контрагентов не менее чем за 30 дней до предполагаемого момента прекращения исполнения обязательств по соглашению.


Сведений подтверждающих расторжение, Соглашения № 2 от 01.06.2009, ООО "С" представлено не было.
ИП Ш. 09.12.2004 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственном регистрационным номером 304244734400014. Основным видом экономической деятельности ИП Ш., является предоставление прочих услуг, дополнительными видами деятельности предоставление посреднических услуг при оценке жилого и нежилого имущества (выписка из ЕГРИП от 21.12.2010 № 696), согласно свидетельству о членстве в саморегулируемой организации оценщиков включен в реестр членов некоммерческого партнерства "К" 15.02.2010, регистрационный № 00155. Страховая ответственность ИП Ш. при осуществлении оценочной деятельности застрахована ОАО "АС" (полис № 87059/776/00569/0- страховая сумма 3 000 000 руб.).
24 октября 2007 года ОАО "А" сообщило (исх. № 16726-ЛВ) Фонду о том, что ИП Ш., на основании обращения Фонда (исх. № 1126 от 03.09.2007) "об аккредитации", согласован ОАО "А" в качестве оценщика Регионального оператора - Фонда для участия в программе ОАО "А" по долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию.
Исследовав материалы дела № 22-11-11 Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены ФЗ "Об оценочной деятельности".
В соответствии со статьей 12 ФЗ "Об оценочной деятельности" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обязательный характер величины стоимости объекта оценки, установленной независимым оценщиком, предусмотрен, в частности, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах").
Так, в соответствии частью 2 статьи 3 ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", требования по обеспеченным ипотекой обязательствам могут входить в состав ипотечного покрытия только в случае их соответствия, в частности, условию о том, что основная сумма долга по обеспеченному ипотекой обязательству по каждому договору или закладной не должна превышать семидесяти процентов определенной независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.
Таким образом, выдача займов, в том числе ипотечных, которые выдает в частности Фонд, возможно только после определения независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.
Согласно статье 15 ФЗ "Об оценочной деятельности" оценщик обязан: быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков; соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является; соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков (далее - правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков; сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки; представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков; представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным статьей 15.1 ФЗ "Об оценочной деятельности", а также сведения о любых изменениях этой информации; представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию; по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.
Статьей 15.1 ФЗ "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:
- иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 указанного Федерального закона;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
- сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
- предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24.7 указанного Федерального закона;
- не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации:
- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.
Как установлено выше, оценочные компании ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш., как и заинтересованные лица (ИП М., ООО "И", ООО "А"), отвечают требованиям, установленным ФЗ "Об оценочной деятельности".
Согласно статье 18 ФЗ "Об оценочной деятельности" государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).
Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков - в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.
Комиссия обращает особое внимание на то, что отчеты оценочных организаций, являющихся членами одной из саморегулируемых организаций и отвечающих требованиям, предусмотренным ФЗ "Об оценочной деятельности", регулирующим деятельность оценочных организаций, не могут быть не приняты Фондом и ОАО "А" только по причине отсутствия согласования вышеназванных организаций ОАО "А".
При этом требования, связанные с наличием согласования не предусмотрены действующим законодательством, а оценочные организации, согласованные ОАО "А", получают дополнительные преимущества, в связи с тем обстоятельством, что отчеты об оценке указанных оценочных компаний принимаются Фондом и ОАО "А" в безоговорочном порядке, в то время как отчеты об оценке, не согласованных оценочных компанией, согласно Стандартам, не принимаются вообще.
Комиссия отмечает, что положение о необходимости согласования оценочных компаний с ОАО "А", свидетельствует, что между Фондом, ОАО "А" и оценочными компаниями: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. существуют соглашения, в результате реализации которых предоставлены необоснованные преимущества оценочным компаниям - ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. Оценочные организации, с которыми отсутствуют подобные соглашения (не включенные в список согласованных ОАО "А"), не могут, действуя в рамках действующего законодательства Российской Федерации и являясь членами саморегулируемой оценочной организации, участвовать в конкурентной борьбе за потребителя услуги по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки.
Комиссия делает вывод о том, что согласование оценочных компаний с ОАО "А" носит формальный характер, поскольку сведения, подтверждающие фактическую проверку согласованного оценщика ОАО "А" представлено не было, как и критериев по которым последний считает возможным согласовать оценочную компанию, что свидетельствует о разделе товарного рынка по составу продавцов, Более того, из информации представленной ООО "А" (б/н от 04.05.2011, вх. № 7638 от 04.05.2011) следует, что между последним, как с Фондом, так и с Агентством отсутствует какая-либо переписка, данные обстоятельства, по мнению Комиссии, подтверждают сделанный выше вывод о формальности согласования и отсутствии критериев оценки партнера (оценочной компании) и, как следствие несостоятельность довода Фонда и ОАО "А", что согласование направлено на обеспечение высокого профессионального и организационного уровня работы юридических лиц, осуществляющих деятельность в области ипотечного жилищного кредитования и повышению качества услуг, получаемых ОАО "А" при взаимодействии с партнерами в области ипотечного жилищного кредитования.
Вместе с этим, Комиссия не может согласиться с доводом ОАО "А" о том, что согласование, прежде всего, направлено на снижение рисков, поскольку Агентством и Фондом предприняты иные меры по снижению рисков несения убытков, в том числе, Стандартами установлено, что обязательными требованиями к Оценочной компании является наличие полиса (договора) добровольного страхования гражданской ответственности Оценочной компании с лимитом минимальной суммы покрытия (ответственности) по одному страховому случаю - не менее 3 000 000 (три миллиона) рублей.
Предложение Фонда и ОАО "А" о проведении оценки стоимости имущества только согласованными оценочными компаниями заведомо исключает из процесса состязательности на рынке оценочных услуг те организации, которые не указаны в перечне компаний, указанных на сайте http://www.ahml.ru/, согласованных Агентством для участия в отношениях по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, что соответствует интересам каждого из Ответчиком и заранее известно каждому из них ввиду следующего. Фонд при выдаче займов, в частности ипотечных, а также рефинансировании (продаже) закладных ОАО "А", обязан в соответствии со Стандартами, что корреспондируется с ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", установить величину стоимости объекта оценки, которая определяется независимым оценщиком, что соответствует и интересам ОАО "А" при покупке закладных, а согласованные ОАО "А" оценочные компании, достигая с Фондом и ОАО "А" соглашения, получают льготные условия при осуществлении предпринимательской деятельности (оценка имущества), защищены от своих конкурентов, которые не в состоянии участвовать в конкурентной борьбе за потребителя услуги по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки
Кроме того, в соответствии с п. 2.9, 3.13 Стандартов, Фонд может отказать клиенту в принятии отчета об оценке, изготовленного оценочной организацией, не включенной в список согласованных ОАО "А", поскольку в дальнейшем закладная не будет выкуплена ОАО "А", что может в свою очередь привести к экономически или технологически необоснованному отказу Фонда от заключения договора ипотечного кредитования, при том, что такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией.
Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке В силу пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по составу продавцов, к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам; разделу товарного рынка по составу продавцов.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
По мнению Комиссии, согласие Фонда осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями пункта 2.9 и пункта 3.13 Стандартов, а также включение Агентством ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. в список согласованных оценщиков (опубликован на сайте Агентства http://www.ahml.ru/п.), тех организаций, чьи отчеты исключительно будут приниматься Фондом и ОАО "А", свидетельствует о достижении между Ответчиками антиконкурентного соглашения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссии пришла к выводу, что действия ОАО "А", Фонда и оценочных компаний: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. в части достижения соглашения, которое может привести к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателем при том, что такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также к созданию препятствий доступу на товарный рынок оказания услуг по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки и разделу вышеназванного рынка по составу продавцов.
В связи с тем, что на момент принятия решения достигнутое между ответчиками соглашение, которое может привести к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателем при том, что такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки и разделу вышеназванного рынка по составу продавцов, существует, Комиссия на основании подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции", считает необходимым выдать ОАО "А", Фонду обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Вместе с этим, учитывая то обстоятельство, что инициаторами достигнутого между ответчиками соглашения, являются ОАО "А" и Фонд, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи обязательного для исполнения предписания ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш.
Кроме всего, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 8, 11, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. Признать ОАО "А", Фонд и оценочные компании: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш. нарушившими пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "А", Фонду обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ОАО "А" и Фонду надлежит: исключить прием отчетов об оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, изготовленных только согласованными ОАО "А" оценочными организациями; принимать отчеты об оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, изготовленные оценочными организациями, отвечающими требованиям действующего законодательства Российской Федерации (ФЗ "Об оценочной деятельности", ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"), предъявляемым к последним.
3. Передать копии материалов дела № 22-11-11 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО "А", Фонда, и оценочных компаний: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" и ИП Ш., а также виновных должностных лиц ОАО "А", Фонда, и оценочных компаний: ООО "А", ЗАО "К", ООО "С" дел об административных правонарушениях, ответственность за совершения которых предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН

Члены Комиссии
О.С.МУКОВОЗЧИК
Е.В.КАПСУДИН





 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

 
ПРЕДПИСАНИЕ
от 31 мая 2011 г. по делу № 22-11-11

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; Муковозчик О.С., ведущий специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 31 мая 2011 года по делу № 22-11-11 о нарушении К <...> (далее - Фонд), ОАО "А" (<...>) (далее - ОАО "А"), ООО "А" (<...>), ЗАО "К" (<...>), ООО "С" (<...>) и ИП Ш. (<...>) пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

Фонду, ОАО "А" совершить действия, направленные на прекращение ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ОАО "А" и Фонду надлежит:
1. Исключить прием отчетов об оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, изготовленных только согласованными ОАО "А" оценочными организациями;
2. Принимать отчеты об оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, изготовленные оценочными организациями, отвечающими требованиям действующего законодательства Российской Федерации (Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"), предъявляемым к последним.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН

Члены Комиссии
О.С. МУКОВОЗЧИК
Е.В.КАПСУДИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru