Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2012 г. по делу № А33-8454/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 марта 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Ражкова Р.А., судей: Болуж Е.В., Фролова Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Крайник Ирины Альбертовны (ОГРН 304246135300067)
к Манскому районному Совету депутатов
о признании недействующим Решения от 17.02.2010 № 53-425р "О внесении изменений в Решение Манского районного Совета депутатов от 22.12.2009 № 51-409р "Об утверждении Положений об арендной плате за землю в Манском районе, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" в части установления значения коэффициента К1 вида разрешенного использования в размере 0,28 для земельных участков в деревне Кускун Манского района (приложение 2-1, графа 5/2),
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края (с. Шалинское, ул. Ленина, д. 28 "а")
с участием прокуратуры Красноярского края,
при участии:
от заявителя: Ларионова А.Г. на основании доверенности от 31.01.2012, паспорта;
от ответчика: Лукань С.Л. на основании доверенности от 20.02.2012, паспорта;
от прокуратуры: Моргуна О.В. на основании удостоверения № 128068;
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ховяковой О.В.,

установил:

индивидуальный предприниматель Крайник Ирина Альбертовна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Манскому районному Совету депутатов о признании недействующим Решения от 17.02.2010 № 53-425р "О внесении изменений в Решение Манского районного Совета депутатов от 22.12.2009 № 51-409р "Об утверждении Положений об арендной плате за землю в Манском районе, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" в части установления значения коэффициента К1 вида разрешенного использования в размере 0,28 для земельных участков в деревне Кускун Манского района (приложение 2-1, графа 5/2).
Заявление принято к производству суда. Определением от 27.06.2011 возбуждено производство по делу.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.09.2011 заявление индивидуального предпринимателя Крайник Ирины Альбертовны удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.12.2011 решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.09.2011 отменено. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
В соответствии с Распоряжением № КА-3/1 от 12.01.2011 Арбитражного суда Красноярского края дело передано на рассмотрение председательствующему судье Ражкову Р.А.
Определением от 16.01.2012 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края (с. Шалинское, ул. Ленина, д. 28 "а").
Представитель заявителя требование поддержал согласно заявлению, считает, что установленный оспариваемым Решением коэффициент (К1) 0,28 для земельного участка, занимаемого предпринимателем в д. Кускун Первоманского сельсовета Манского района, является экономически необоснованным.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве, в материалы дела представил Решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края № 15-158р от 30.11.2011, которым оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (уведомление о вручении № 66004963354381).
Представитель прокуратуры Красноярского края считает позицию заявителя обоснованной, установление коэффициента К1 в размере 0,28 экономически не обоснованным, просил требования заявителя удовлетворить.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель И.А. Крайник зарегистрирована в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304246135300067.
Между администрацией Манского района (арендодателем) и И.А. Крайник (арендатором) заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.11.2001 № 2105, согласно пунктам 1.1, 1.2 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 8 003 кв.м., расположенный в д. Кускун "Манская заимка" Манского района Красноярского края с кадастровым номером 24:24:0101006:0001 из земель запаса района для производственно-коммерческой деятельности сроком на 20 лет.
Пунктом 2.3.1 договора установлено, что на последующие годы величина арендной платы рассчитывается с учетом повышающего коэффициента, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 06.02.2002.
Дополнительным соглашением от 07.10.2009 № 32 к договору аренды от 17.11.2001 № 2105 стороны внесли изменения и дополнения, в соответствии с которыми:
- арендодатель представляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для производственно-коммерческой деятельности с кадастровым номером 24:24:0101003:3 площадью 8 003 кв.м., расположенный по адресу: Манский район, д. Кускун, в границах, указанных в кадастровом паспорте (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 12.02.2009 № 243У/09-34524. Данный участок используется для производственно-коммерческой деятельности (пункт 1.1);
- размер арендной платы за участок составляет 10 123,80 рублей в квартал (пункт 2.1).
Дополнение к договору зарегистрировано в установленном порядке 15.10.2009.
10.03.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Манского района направил И.А. Крайник уведомление о размере арендной платы за землю в 2011 году. Согласно данному уведомлению комитет известил арендатора, что на основании Решения Манского районного Совета депутатов от с 17.02.2010 № 53-425р "О внесении изменений в Решение Манского районного Совета депутатов от 22.12.2009 № 51-409р "Об утверждении Положений об арендной плате за землю в Манском районе, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" с 01.01.2011 изменилась арендная плата за пользование земельным участком, расположенном в д. Кускун, кадастровый номер 24:24:0101006:0001, площадью 8003 кв.м., последняя составляет 795 923,96 рублей в год (в квартал 198 980,99 рублей).
28.04.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Манского района направил И.А. Крайник претензию о погашении задолженности по арендной плате.
Манским районным Советом депутатов 22.12.2009 принято Решение № 51-409р "Об утверждении Положений об арендной плате за землю в Манском районе, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена". Решение опубликовано в информационном бюллетене "Ведомости Манского района" № 63 от 23.12.2009.
Решением Манского районного Совета депутатов 17.02.2010 № 53-425р "О внесении изменений в Решение Манского районного Совета депутатов от 22.12.2009 № 51-409р "Об утверждении Положений об арендной плате за землю в Манском районе, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" в указанное Решение внесены изменения; коэффициент К1 в д. Кускун Первомайского сельсовета для земельных участков ремонтных мастерских и мастерских ремонтного обслуживания; для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования; фотоателье, фотолабораторий; бань, парикмахерских, предприятий по прокату, объектов по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); игорных залов, игровых автоматов, игорных домов (казино), тотализаторов, организации лотерей (включая продажу лотерейных билетов установлен 0,28 (приложение 2-1). Решение Манского районного Совета депутатов опубликовано в информационном бюллетене "Ведомости Манского района" № 12 от 25.02.2010.
Полагая, что Решение Манского районного Совета депутатов от 17.02.2010 № 53-425р в части установления значения коэффициента К1 вида разрешенного использования в размере 0,28 для земельных участков в деревне Кускун Манского района (приложение 2-1, графа 5/2) не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает ее права и законные интересы, заявитель обратилась в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 191, 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и статьей 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления") решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Решение от 17.02.2010 № 53-425р "О внесении изменений в Решение Манского районного Совета депутатов от 22.12.2009 № 51-409р "Об утверждении Положений об арендной плате за землю в Манском районе, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Решение от 17.02.2010 № 53-425р) принято Манским районным Советом депутатов в пределах своих полномочий в установленном законом порядке.
Согласно статье 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Решение Манского районного Совета депутатов от 17.02.2010 № 53-425р опубликовано в информационном бюллетене "Ведомости Манского района" № 12 от 25.02.2010. Пунктом 2 Решения установлено, что оно вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года.
Пунктом 3 статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.


В силу части 3 указанной статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право, в частности, органов местного самоуправления устанавливать размер арендной платы (являющийся существенным условием договора аренды) в одностороннем порядке, провозглашает публичные начала правоотношений по аренде земли, находящейся в муниципальной собственности.
При этом пункт 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к принципам земельного законодательства относит сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки.
При этом для территорий, в отношении которых в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации осуществляется градостроительное зонирование, коэффициент К1 устанавливается применительно к определенному виду территориальной зоны.
Из анализа данных норм следует, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Решение от 17.02.2010 № 53-425р принято Манским районным Советом депутатов Красноярского края в пределах делегированных ему полномочий.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается размер коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельного участка используемого ею для производственно-коммерческой деятельности.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что размер, границы, цель использования указанного земельного участка в 2010 - 2011 годах не изменились; предприниматель на основании договора аренды (от 17.11.2001 № 2105 и дополнительного соглашения от 07.10.2009 № 32) пользуется предоставленным ей земельным участком, договор в установленном порядке не расторгнут и не признан недействительным.
Представитель Манского районного Совета депутатов в судебном заседании пояснил, что для территорий, в отношении которых в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации осуществляется градостроительное зонирование, коэффициент К1 устанавливается применительно к определенному виду территориальной зоны, для расчета арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается с учетом кадастровой стоимости участка и оценочной зоны: земли населенных пунктов.
Суд полагает что, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности выражается в том, что при определении размера арендной платы на земельный участок с коэффициентом К1, установленным оспариваемым Решением, размер арендной платы значительно повышается по сравнению с размерами арендной платы, подлежащими применению к заявителю по указанным заявителем основаниям. Так, годовой размер арендной платы, исчисленный в соответствии с оспариваемым Решением составляет 795 923,96 рублей; ранее размер арендной платы составлял 40 495,18 рублей. При этом, установленная в 2011 году арендная плата в размере 795 923,96 рублей, явно превышает 2% от кадастровой стоимости земельного участка (2 842 585,57 рублей).
Доводы ответчика суд об отсутствии нарушения прав И.А. Крайник суд считает несостоятельными.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О и от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П и от 30.07.2001 № 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В Постановлении Конституционного Суда России от 08.10.1997 № 13-П указано, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 3 Определения от 11.05.2004 № 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 № 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога понимает анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера коэффициента К1, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, при определении размера арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
В подготовленном администрацией района и представленном в Манский районный Совет депутатов экономическом обосновании коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и пояснительной записке указано, что в связи с определением кадастровой стоимости земель в поселениях Манского района, кадастровая стоимость участков увеличена в десятки раз; значение коэффициент К1 получено путем расчета (обратно пропорционально изменению кадастровой стоимости).
Изложенное свидетельствует о том, что утвержденный оспариваемым Решением коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка (К1), для расчета размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Манский районным Советом депутатов установлен произвольно, без необходимого экономического обоснования.
Экономическое обоснование дифференциации коэффициента К1 для вышеуказанного вида использования земельного участка на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков ответчиком не проводилось.
Следовательно, при принятии оспариваемого Решения нарушен принцип экономической обоснованности. Произвольное установление значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), ограничивает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку влечет необоснованный рост арендной платы.
Изложенное свидетельствует о том, что утвержденный оспариваемым Решением коэффициент (0,28), учитывающий вид разрешенного использования земельного участка (К1), для расчета размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Манским районным Советом депутатов установлен произвольно, без необходимого экономического обоснования.
Произвольное установление значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), ограничивает права заявителя как хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Таким образом, оспариваемые положения нормативного правового акта - Решения от 17.02.2010 № 53-425р в части установления значения коэффициента К1 вида разрешенного использования в размере 0,28 для земельных участков в деревне Кускун Манского района (приложение 2-1, графа 5/2) противоречат:
- части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления";
- пункту 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представителем ответчика в материалы дела представлено Решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края № 15-158р от 30.11.2011, которым оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу.
Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Информационное письмо от 13.08.2004 № 80) если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).
Однако, производство по делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть прекращено в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Из представленных в дело доказательств следует, что оспариваемое положение нормативного правового акта нарушает права и обязанности заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при указанных обстоятельствах производство по делу не может быть прекращено.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. по квитанции Россельхозбанка от 25.05.2011.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление индивидуального предпринимателя Крайник Ирины Альбертовны удовлетворить.
Признать не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим Решение Манского районного Совета депутатов от 17.02.2010 № 53-425р "О внесении изменений в Решение Манского районного Совета депутатов от 22.12.2009 № 51-409р "Об утверждении Положений об арендной плате за землю в Манском районе, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" в части установления значения коэффициента К1 вида разрешенного использования в размере 0,28 для земельных участков в деревне Кускун Манского района (приложение 2-1, графа 5/2).
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Манского районного Совета депутатов в пользу индивидуального предпринимателя Крайник Ирины Альбертовны 200 рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Р.А.РАЖКОВ

Судьи
Е.В.БОЛУЖ
Н.Н.ФРОЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru