Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. по делу № 3-61/2010

Новосибирский областной суд в составе:
    председательствующего судьи     Решетниковой Т.М.
    при секретаре                   П.
с участием прокуроров отдела прокуратуры Новосибирской области Козловой М.В., Осинцевой А.И.
представителя Губернатора Новосибирской области О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление и.о. прокурора Новосибирской области об оспаривании пункта 21 Положения об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 г. № 131,

установил:

постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 г. № 131 утверждено Положение об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (л.д. 9-16).
Постановление Губернатора Новосибирской области № 131 было опубликовано в газете "Советская Сибирь" № 108 за 04 июня 2010 г. (л.д. 8).
Исполняющий обязанности прокурора Новосибирской области обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ о признании пункта 21 Положения об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, в части отнесения к основным функциям администрации рассмотрения протестов и требований прокуратуры Новосибирской области противоречащим статьям 1, 9.1, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и недействующим.
В обосновании доводов заявления указано, что администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, исходя из положений Закона Новосибирской области от 03.03.2004 г. № 168-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области", статьи 52 Устава Новосибирской области, является государственным органом, но не отнесена к исполнительным органам государственной власти области и не наделена полномочиями по принятию нормативных правовых актов.
Исходя из положений статьи 9.1, пунктов 1, 2 статьи 23, статей 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу; при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта
Протест прокурора приносится в Правительство Новосибирской области, Губернатору Новосибирской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти области, которые обязаны рассмотреть протест прокурора не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Протесты прокурора не приносятся в администрацию либо ее руководителю, поэтому администрация не может быть наделена полномочиями по рассмотрению данных протестов.
Пункт 21 Положения об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области создает условия для нарушения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
При рассмотрении дела прокуроры отдела прокуратуры Новосибирской области Козлова М.В. и Осинцева А.И. доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме.
Представитель Губернатора Новосибирской области О.В. просил в удовлетворении заявления отказать.
В суд было представлено письменное возражение по заявлению и.о. прокурора Новосибирской области, которое было оглашено при рассмотрении дела (л.д. 21-25).
В письменных возражениях указано, исходя из положений статьи 73 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" действующее законодательство Новосибирской области, а именно Устав Новосибирской области, Закон Новосибирской области от 03 марта 2004 г. № 168-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области", Постановление Губернатора Новосибирской области от 14.04.2010 г. № 132 "О Правительстве Новосибирской области", Постановление Губернатора Новосибирской области от 19.04.2010 г. № 133 "О распределении полномочий", Регламент Правительства Новосибирской области, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области от 26.04.2010 г. № 1-п, четко определяют какие именно органы какие полномочия осуществляют в случае поступления в исполнительный орган государственной власти Новосибирской области или должностным лицам Новосибирской области актов прокурорского реагирования, а также какие должностные лица вправе подписывать ответы по актам прокурорского реагирования.
Выслушав прокуроров отдела прокуратуры Новосибирской области Козлову М.В., Осинцеву А.И., представителя Губернатора Новосибирской области О.В., исследовав материалы дела, заслушав прения сторон, суд считает, что заявление и.о. прокурора Новосибирской области удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 г. N 131 утверждено Положение об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (л.д. 9-16).
Постановление № 131 было опубликовано в газете "Советская Сибирь" № 108 за 04 июня 2010 г. (л.д. 8).
Согласно пункта 1 Положения, администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (администрация) является государственным органом Новосибирской области, образованным для обеспечения деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, организации контроля за выполнением решений, принятых Губернатором Новосибирской области и Правительством Новосибирской области.
К основным задачам администрации относится обеспечение реализации полномочий Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, возложенных на них федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области; организационное, документационное, информационно-аналитическое, правовое обеспечение деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (пункты 7, 11 Положения).
Общее руководство администрацией осуществляет Губернатор Новосибирской области; администрацию возглавляет заместитель Губернатора Новосибирской области - руководитель администрации (пункты 73, 74 Положения).
Пункт 21 Положения к основным функциям администрации относит рассмотрение протестов, требований и представлений прокуратуры Новосибирской области и подготовку ответов по ним.
Статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяет, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. К полномочиям прокуратуры Российской Федерации в том числе относится надзор за исполнением законов исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов (абзац 2 пункта 2 статьи 1).
Статья 9.1 Федерального закона "О прокуратуре" определяет, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации; при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта, которое подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (статья 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статьи 73 Конституции Российской Федерации).
Устав Новосибирской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области определяет статус и предметы ведения Новосибирской области, устанавливает систему органов государственной власти Новосибирской области и их полномочия (преамбула).
Глава 3 Устава Новосибирской области (Губернатор Новосибирской области) определяет полномочия Губернатора Новосибирской области (статья 29); количество, полномочия первых заместителей и заместителей Губернатора Новосибирской области (статья 31).
Согласно части 1 статьи 27 Устава Новосибирской области Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области.
По вопросам требующим нормативного регулирования Губернатор Новосибирской области издает постановления (часть 3 статьи 29 Устава Новосибирской области).
Статус, структура и порядок формирования Правительства Новосибирской области установлены статьями 43 - 44 Устава Новосибирской области.
Правительство Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области (часть 1 статьи 43 Устава Новосибирской области).
Статья 52 Устава Новосибирской области определяет, что для обеспечения деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, организации контроля за выполнением решений, принятых Губернатором Новосибирской области и Правительством Новосибирской области, образуется администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области. Положение об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области утверждается Губернатором Новосибирской области.
Обеспечение деятельности Правительства Новосибирской области осуществляется администрацией Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (часть 10 статьи 4 Закона Новосибирской области от 03.03.2004 г. № 168-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области").
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 г. № 132 "О Правительстве Новосибирской области" сформировано Правительство Новосибирской области и определен его состав.
Правила организации деятельности Правительства Новосибирской области по реализации его полномочий установлены Регламентом Правительства Новосибирской области, утвержденным Постановлением Правительства Новосибирской области от 26 апреля 2010 г. № 1-п. Раздел XIII Регламента определяет порядок взаимодействия Правительства с органами прокуратуры.
Согласно пункта 101 Регламента направленные прокурором Новосибирской области протесты и требования на правовые акты Правительства, представления об устранении нарушений законодательства подлежат обязательному рассмотрению в течение сроков, установленных Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Поступившие протесты, требования или представления в день их поступления направляются Председателю Правительства, а в случае его отсутствия - заместителю Председателя Правительства, исполняющему его обязанности. Поручением Председателя Правительства определяются члены Правительства, руководители областных исполнительных органов государственной власти, ответственные за подготовку предложений (пункт 102 Регламента).
Ответ прокурору Новосибирской области подписывается Председателем Правительства, а в случае его отсутствия - временно исполняющий обязанности Председателя Правительства (пункт 103 Регламента).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд считает, что оспариваемый и.о. прокурора Новосибирской области пункт 21 Положения об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, в части отнесения к основным функциям администрации рассмотрение протестов и требований прокуратуры Новосибирской области не противоречит положениям статей 1, 9.1, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", так как ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" является актом регламентирующим порядок организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации и не устанавливает порядок работы иных органов, в том числе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных органов с протестами и требованиями прокуроров и их заместителей, поскольку установление в Федеральном законе "О прокуратуре в Российской Федерации" сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования и сообщение прокурору о результатах рассмотрения протеста, не определяет процедуру рассмотрения протестов и требований этими органами и должностными лицами, которая, исходя из положений ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вправе устанавливаться такими органами самостоятельно.
Суд считает, что исходя полномочий, установленных статьей 29 Устава Новосибирской области, Губернатор, как высшее должностное лицо Новосибирской области, осуществляющее общее руководство администрацией Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, с учетом специальных положений Регламента Правительства Новосибирской области устанавливающих порядок взаимодействия Правительства с органами прокуратуры (пункты 101 - 103), вправе отнести к функциям администрации, которая образована для обеспечения деятельности Губернатора и Правительства Новосибирской области, рассмотрение протестов и требований прокуратуры Новосибирской области, что не противоречит положениям ст. ст. 1, 9.1, 23 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления и.о. прокурора Новосибирской области об оспаривании п. 21 Положения об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 г. № 131.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья
РЕШЕТНИКОВА Т.М.

Решение вступило в законную силу 20 октября 2010 г.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru