ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРСАНОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2012 г. № 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА
На основании Приказа управления образования и науки Тамбовской области от 04.05.2009 № 1167 "Об утверждении Положения об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области", в целях создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности администрация города постановляет:
1. Утвердить Положение
об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях города (приложение);
2. Управлению образования, по делам несовершеннолетних и защите их прав, и социальной защите населения администрации города (Т.А.Щербинина):
2.1. организовать информационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) по созданию классов интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях;
2.2. организовать методическое сопровождение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных учреждениях города.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города А.М.Мешкова.
Глава города
О.Р.Шапиро
Приложение
к Постановлению
администрации города Кирсанова
от 17.01.2012 № 31
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ГОРОДА
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации в условиях общеобразовательного учреждения (далее - Положение).
Положение разработано в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Законом
Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнением), Федеральным законом
от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнением), Федеральным законом
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнением), Федеральным законом
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнением), Типовым положением
об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 (с изменениями и дополнением), Типовым положением
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 (с изменениями и дополнением), письмом Минобразования России: от 4 сентября 1997 г. № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.
1.2. Основной целью интегрированного обучения является реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для успешной их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме интегрированного обучения в соответствии с рекомендацией областной психолого-медико-педагогической комиссии и с учетом степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
1.3. Интегрированное обучение может быть организовано: посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения;
посредством открытия класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.
1.4. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами, при наличии указания на это в заключении областной психолого-медико-педагогической комиссии, лечебно-профилактических учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социального обеспечения населения и др.
II. Организация интегрированного обучения в
общеобразовательном учреждении
2.1. Муниципальные органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению областной психолого-медико-педагогической комиссии.
Общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. В общеобразовательном учреждении при организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения.
2.3. Класс интегрированного обучения открывается на 1 сентября нового учебного года приказом муниципального органа управления образованием на основании соответствующей заявки общеобразовательного учреждения.
2.4. Заявка общеобразовательного учреждения должна содержать:
список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам для зачисления в класс интегрированного обучения;
копии протоколов областной психолого-медико-педагогической комиссии, заверенные руководителем общеобразовательного учреждения;
копии индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, заверенные руководителем общеобразовательного учреждения;
заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в класс интегрированного обучения.
2.5. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных в классы интегрированного обучения, обязательно проводятся коррекционно-развивающие занятия.
2.6. По выбору общеобразовательного учреждения коррекционно-развивающие занятия для детей, зачисленных в класс интегрированного обучения, могут проводиться общеобразовательным учреждением или по договорам со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания населения и др.
2.7. Наполняемость класса интегрированного обучения не должна превышать 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в нем должно быть не более 4 человек, имеющих однотипные нарушения здоровья.
2.8. Целесообразно обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включать в работу группы продленного дня (по показаниям). Рекомендуется организация двухразового питания и проведение необходимых оздоровительных мероприятий.
2.9. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
2.10. При организации интегрированного обучения общеобразовательное учреждение обязано:
внести изменения в устав в части открытия в общеобразовательном учреждении специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, классов интегрированного обучения;
разработать локальные акты общеобразовательного учреждения, регламентирующие деятельность по организации интегрированного обучения;
обеспечить условия для обучающихся, включенных в интегрированное обучение;
иметь индивидуальные рабочие программы, учебно-тематические планы для обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;
осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
выполнять рекомендации, содержащиеся в заключении областной психолого-медико-педагогической комиссии, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов), лечебно-профилактических учреждений, учреждений здравоохранения.
III. Организация образовательного процесса
3.1. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах организуется в соответствии с Типовым положением
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, другими нормативными правовыми документами, регламентирующими обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Образовательный процесс в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.
3.3. Образовательный процесс в классах интегрированного обучения осуществляется на основе учебных планов соответствующих типов образовательных учреждений с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений обучающихся.
3.4. При организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе интегрированного обучения целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану.
3.5. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программе обучения.
3.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения, требованиями действующего законодательства.
3.7. Перевод обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставление их на повторное обучение, должны решаться в порядке, установленном Законом
Российской Федерации "Об образовании".
3.8. государственная (итоговая) аттестация выпускников, обучавшихся по специальным (коррекционным) программам проводится в соответствии с действующим законодательством.
3.9. выпускники 9 класса, обучавшиеся по специальным (коррекционным) программам и успешно освоившие курс основной школы, получают документ государственного образца о получении основного общего образования.
3.10. Выпускники 11 класса, обучавшиеся по специальным (коррекционным) программам и успешно освоившие курс средней школы, получают документ государственного образца о получении среднего (полного) общего образования.
3.11. Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
3.12. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения предусматривает обязательное осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения.
Основными задачами психолого-медико-педагогического сопровождения являются:
осуществление мониторинга развития ребенка;
преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения;
обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
информирование родителей (законных представителей) относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.
IV. Кадровое обеспечение образовательного процесса
4.1. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, владеть методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для детей.
4.2. В штатное расписание общеобразовательного учреждения вводятся ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога либо заключаются договоры со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно- профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания населения и др.
V. Финансирование интегрированного обучения
5.1. Финансирование общеобразовательного учреждения, осуществлявшего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений, осуществлявших интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств местных бюджетов.
5.3. Размер доплат и надбавок учителям, осуществляющим коррекционную работу, устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с положением об оплате труда общеобразовательного учреждения.