Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. по делу № А66-4715/2010

С объявлением перерыва в порядке статьи 163 АПК РФ
Изготовлен мотивированный текст решения
Резолютивная часть решения объявлена 06.08.2010
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Рощиной С.Е.
судей Басовой О.А., Голубевой Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевой А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Т", г. Тверь,
к Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
третьи лица
Открытое акционерное общество "Т", г. Тверь
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, г. Тверь
при участии Прокуратуры Тверской области
о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 30.12.2009 № 351-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания" (в редакции Приказов Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.12.2009 № 360-нп, от 31.12.2009 № 369-нп, от 15.04.2010 № 110-нп) в части пунктов 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.2, 2.1.4.2, 2.1.5.2, 2.1.6.2, 2.1.7.1, 2.3.1.2, 2.3.2.2, 2.3.3.2 "услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи"
при участии представителей сторон:
от заявителя - К. доверенность, Л., генеральный директор,
от РЭК - П. доверенность № 02 от 22.01.2010, В. доверенность № 09 от 05.03.2010
от УФАС - Ш. доверенность № 24 от 07.07.2010,
ОАО "Т" - А. доверенность от 11.01.2010, Г. доверенность № 2 от 29.12.2009;
от Прокуратуры - Филиппова В.М., удостоверение

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Т", г. Тверь (далее - заявитель, общество, ООО "Т") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - ответчик, РЭК) от 30.12.2009 № 351-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Т" (в редакции Приказов Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.12.2009 № 360-нп, от 31.12.2009 № 369-нп, от 15.04.2010 № 110-нп) в части пунктов 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.2, 2.1.4.2, 2.1.5.2, 2.1.6.2, 2.1.7.1, 2.3.1.2, 2.3.2.2, 2.3.3.2 "услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи", как не соответствующих положениям статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ и пункту 57 Основ ценообразования (Уточнение в заседании 06.08.2010, после перерыва, протокол судебного заседания).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, г. Тверь, (далее - УФАС), Открытое акционерное общество "Т", г. Тверь (далее - ОАО "Т").
А также при участии Прокуратуры Тверской области, г. Тверь (далее - Прокуратура).
Общество считает необоснованным, что при установлении тарифа на электрическую энергию на 2010 год, поставляемую потребителям ОАО "Т", не выделены отдельно все его составляющие: услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи. Что нарушает его права, поскольку оно будет лишено возможности при покупке электроэнергии у ОАО "Т" исключить эту надбавку из тарифа и оплачивать стоимость электроэнергии без услуг по ее передаче, поскольку договор на передачу электроэнергии заключен им с ОАО "М". Возражений по экономической обоснованности тарифа не заявлено. Пояснил, что на рассмотрении суда находится дело № А66-2093/2010 о понуждении ОАО "Т" заключить договор купли-продажи (поставки) электроэнергии.
Комиссия по заявленным требованиям возражает, считает, что тариф установлен для всех потребителей ОАО "Т", экономически обоснован и принят в соответствии с действующим федеральным законодательством. Так же ссылается на то, что договор на поставку электроэнергии между ООО "Т" и ОАО "Тверская энергосбытовая компания" расторгнут в ноябре 2009 года по инициативе сторон, до утверждения тарифа на 2010 год (начала регулируемого периода). Права заявителя не считает нарушенными поскольку с указанного момента общество не является потребителем электроэнергии поставляемой ОАО "Т". Иных потребителей, оплачивающих услугу по передаче электроэнергии не поставщику (ОАО "Т"), ОАО "Т" не имеет. Следовательно, оснований для выделения этих услуг отдельной строкой в Приказе не имелось.
ОАО "Т" по требованиям возражает, поскольку тариф экономически обоснован и не противоречит действующему законодательству. Права общества не считает нарушенными, так как оно ни на сегодняшний день, ни на начало регулируемого периода не являлось потребителем поставляемой им электроэнергии. В случае заключения договора купли-продажи (поставки) электроэнергии разногласия могут быть урегулированы при определении цены поставки. По мнению ОАО обществом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Управление Федеральной антимонопольной службы по существу заявленных требований мнения не высказало, сослалось на то, что нарушений антимонопольного законодательства нет.
Прокуратура пояснила, что права заявителя не считает нарушенными, Основы ценообразования не распространяются на организации, не осуществляющие регулируемую деятельность; ООО "Т" к организациям, осуществляющим регулируемую деятельность не относится. Считает, что следует разрешить возникший спор в рамках гражданского законодательства, а не путем оспаривания нормативного акта. Письменных пояснений не представила.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует:
30.12.2009 Приказом РЭК Тверской области № 351-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания" утверждены тарифы на электрическую энергию и отражены в Приложении к нему (л.д. 14 - 18). Тарифы установлены для категории "прочие потребители". В оспариваемых пунктах Приказа РЭК услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи указаны одной суммой. Общество считает, ссылаясь на письмо ФТС от 04.05.2010 № ДС-3767/12 (л.д. 32 - 34), что все составляющие тарифа должны быть выделены отдельно, в том числе и "услуги по передаче".
Приказ (первоначально) опубликован в газете "Тверская жизнь" № 241 от 31.12.2009, изменения к нему также опубликованы.
Общество не согласно с установленным тарифом, поскольку в случае заключения договора купли-продажи (поставки) электроэнергии, потребитель осуществляет расчеты с гарантирующим поставщиком за потребленную электроэнергию по тарифу, который должен быть утвержден регулирующим органом в соответствии с приложением № 1 к Регламенту без учета услуг по передаче. По строке "услуги по передаче" ставится прочерк. Следовательно, тарифы должны быть утверждены РЭК на регулируемый период для всех групп потребителей в виде отдельных приложений по форме, установленной приложением 1 к Регламенту. По изложенным обстоятельствам Приказ в указанной части обжалуется им в судебном порядке.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению о необоснованности доводов и требований заявителя.
Статьи 41, 65 АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта, на орган, его вынесший. Одновременно каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 данного Закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
На основании статьи 4 указанного Закона при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, определения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Статьей 6 Закона определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам. При установлении тарифов они руководствуются основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона РФ № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" установлено, что потребители электроэнергии свободны в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.
Частью 4 той же статьи определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 107 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (далее - Правила), энергосбытовые организации, не являющиеся гарантирующими поставщиками и не осуществляющие поставку электрической энергии гражданам-потребителям, продают электрическую энергию потребителям по договорам, в выборе условий которых, в том числе по цене и объему, стороны свободны. ООО "Т" не является гарантирующим поставщиком и не осуществляет поставку электроэнергии гражданам - потребителям, поэтому в соответствии с указанным пунктом Правил, РЭК не устанавливает регулируемые, экономически обоснованные тарифы для потребителей электроэнергии приобретенной у ООО "Т". Заявитель не является участником оптового рынка электроэнергии и мощности, следовательно, поставка (приобретение) электрической энергии им осуществляется по договору купли-продажи, заключенному с гарантирующим поставщиком - ОАО "Т".
Отношения по передаче электрической энергии на сегодняшний день заявитель самостоятельно регулирует с ОАО "М" в лице филиала "Тверьэнерго" (договор № 8-с/01-05-07 от 01.05.2007).
Заявитель в соответствии с пунктом 8 Правил свободен при заключении договоров, обеспечивающих снабжение потребителей электрической энергией, в том числе в вопросах установления цен.
Ранее ООО "Т" приобретало электроэнергию на основании договора № 888 от 30.04.2007, заключенного с ОАО "Т". Однако договор расторгнут 01.11.2009 по инициативе сторон, до начала регулируемого периода - 2010 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, а не пункт 57 Постановления.

В пункте 57 Постановления Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", указано, что регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке; сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Следовательно, в том случае, если между ООО "Т" и ОАО "Т" будет заключен договор на поставку электроэнергии, в силу указанного выше пункта, в счете на оплату электроэнергии, платеж должен быть указан с разбивкой по его составляющим.
Тариф, установленный в Приказе РЭК от 30.12.2009 № 351-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Т" (в редакции на 15.04.2010 № 110-нп) в части пунктов 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.2, 2.1.4.2, 2.1.5.2, 2.1.6.2, 2.1.7.1, 2.3.1.2, 2.3.2.2, 2.3.3.2 "услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи", содержит все необходимые составляющие. Его экономическая обоснованность заявителем не оспаривается.
Не указание отдельной строкой в пунктах 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.2, 2.1.4.2, 2.1.5.2, 2.1.6.2, 2.1.7.1, 2.3.1.2, 2.3.2.2, 2.3.3.2 "услуги по передаче электроэнергии", не может являться основанием для признания в этой части Приказа незаконным.
Письмо Федеральной службы по тарифам от 04.05.2010 № ДС-3767/12 (л.д. 32 - 34), на которое в обоснование своих доводов ссылается заявитель, носит разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом.
Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование нарушения своих прав общество ссылается также на невозможность заключения договора купли-продажи электроэнергии с ОАО "Т", поскольку стоимость электроэнергии включает в себя стоимость услуг по ее передаче, тогда как договор на передачу электроэнергии уже заключен им с ОАО "М", что предполагает двойную оплату услуг по передаче электроэнергии в случае заключения договора купли-продажи.
Довод общества о нарушении его прав, суд не считает обоснованным в связи со следующим. ООО "Т" не осуществляет поставки электроэнергии потребителям - физическим лицам, следовательно, оно вправе регулировать отношения по цене поставленного товара (электроэнергии) с покупателями. Более того, как указано выше, не оспаривается сторонами и подтверждено документально общество на сегодняшний день не приобретает электроэнергию у ОАО "Т".
Суд довод общества о получении им ущерба в результате применения установленных РЭК тарифов, вследствие чего нарушаются его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, признает несостоятельным.
Кроме того, Приказом РЭК Тверской области от 15.04.2010 № 110-нп "О внесении изменений в Приказ РЭК Тверской области от 30.12.2009 № 351-нп (с изменениями от 31.12.2009 № 360-нп, от 31.12.2009 № 369-нп)" внесены изменения в Приказ № 351-нп, а именно в строки 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.2, 2.1.4.2, 2.1.5.2, 2.1.6.2, 2.1.7.1, 2.3.1.2, 2.3.2.2, 2.3.3.2 и в приложение к Приказу добавлено примечание. Указанные пункты называются "Услуги по передаче*, сбытовая надбавка, гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи (1)". В примечании "*" указано, что услуги по передаче учитываются только в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения".
Следовательно, при заключении договора купли-продажи (поставки) электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии учитываться в составе платежей не должны.
Более того, по мнению суда, обществом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку возникшие разногласия следует разрешить в рамках гражданского судопроизводства, а не оспаривания нормативного акта. Обществом уже подан иск в суд (дело № А66-2093/2010) с требованием о понуждении ОАО "Т" к заключению договора купли-продажи (поставки) электроэнергии.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, не нарушает прав заявителя, требования ООО "Т" не подлежат удовлетворению, расходы по госпошлине остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 191, 192, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 30.12.2009 № 351-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Т" (в редакции Приказов Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.12.2009 № 360-нп, от 31.12.2009 № 369-нп, от 15.04.2010 № 110-нп) в части пунктов 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.2, 2.1.4.2, 2.1.5.2, 2.1.6.2, 2.1.7.1, 2.3.1.2, 2.3.2.2, 2.3.3.2 "услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи", отказать.
Признать Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 30.12.2009 № 351-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Т" (в редакции Приказов Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.12.2009 № 360-нп, от 31.12.2009 № 369-нп, от 15.04.2010 № 110-нп) в части пунктов 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.2, 2.1.4.2, 2.1.5.2, 2.1.6.2, 2.1.7.1, 2.3.1.2, 2.3.2.2, 2.3.3.2 "услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи", соответствующим положениям Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ.
Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
С.Е.РОЩИНА

Судьи
О.А.БАСОВА
Л.Ю.ГОЛУБЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru