ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2008 г. по делу № 3-39/2008
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Калмыкова В.Ю.
при секретаре Просверниной С.С.
с участием прокурора Демидова Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юнусовой Гузяль Габбасовны, Решетниковой Татьяны Вячеславовны, Евдокимова Владимира Алексеевича, Стерхова Владимира Витальевича о признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона
Удмуртской Республики № 63-РЗ от 27 ноября 2002 года "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (в ред. Законов УР от 01.07.2003 № 22-РЗ, от 16.10.2003 № 36-РЗ, от 30.06.2004 № 28-РЗ, от 02.12.2004 № 78-РЗ, от 28.11.2005 № 59-РЗ, от 28.11.2006 № 53-РЗ)
установил:
Юнусова Г.Г., Решетникова Т.В., Евдокимов В.А. и Стерхов В.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании Закона
Удмуртской Республики № 63-РЗ от 27 ноября 2002 года "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (в ред. Законов УР от 01.07.2003 № 22-РЗ, от 16.10.2003 № 36-РЗ, от 30.06.2004 № 28-РЗ, от 02.12.2004 № 78-РЗ, от 28.11.2005 № 59-РЗ, от 28.11.2006 № 53-РЗ) в части исключающей установление дифференцированных налоговых ставок
с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Требование мотивировано тем, что заявители являются плательщиками транспортного налога. На них в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы легковые автомобили. Пунктом 3 ст. 361
Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств. Оспариваемый Закон
Удмуртской Республики (абз. 1 ст. 2)
, установив налогообложение без учета срока полезного использования транспортных средств (в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств) в этой части вступил в противоречие с указанной нормой
федерального закона и отменил право заявителей на дифференцирование налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств.
В судебном заседании Юнусова Г.Г., Решетникова Т.В., Евдокимов В.А. и Стерхов В.В. заявленное требование поддержали, указав, что они просят исключить из абз. 1 ст. 2
Закона Удмуртской Республики № 63-РЗ от 27 ноября 2002 года "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (с последующими изменениями и дополнениями) фразу "без учета срока полезного использования транспортных средств". Это, по мнению заявителей, позволит им уплачивать транспортный налог только за тот период времени (летний), когда они используют свои транспортные средства, что приведет к уменьшению налогового бремени заявителей.
Представитель Государственного Совета Удмуртской Республики Филиппов Е.Б. возражал против заявленных требований, пояснив, что Закон
Удмуртской Республики № 63-РЗ от 27 ноября 2002 года "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (с последующими изменениями и дополнениями) принят уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики, с соблюдением установленной процедуры, в соответствии с Налоговым кодексом
РФ, и не нарушает права заявителей.
Аналогичная позиция по данному вопросу указана в письменном объяснении представителя Президента Удмуртской Республики.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемый нормативный правовой акт
соответствуют требованиям закона, имеющего большую юридическую силу и не нарушает прав заявителей, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует, что законодательный (представительный) орган государственной власти Удмуртской Республики - Государственный Совет Удмуртской Республики 19 ноября 2002 года на двадцать седьмой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики второго созыва по результатам рассмотрения соответствующего законопроекта в двух чтениях при наличии положительного заключения на данный законопроект Президента Удмуртской Республики принял Закон
Удмуртской Республики "О транспортном налоге в Удмуртской Республике".
27 ноября 2002 года Закон
подписан Президентом Удмуртской Республики, официально опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" от 28.11.2002 N№ 169 - 170 и вступил в силу с 1 января 2003 года.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Основанием принятия Закона
Удмуртской Республики "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" явился Федеральный закон
от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которым с 1 января 2003 года были отменены налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и введен транспортный налог (глава 28
Налогового кодекса РФ "Транспортный налог").
Согласно статье 14
Налогового кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом, который в соответствии со статьями 12
, 356
Налогового кодекса РФ устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ; вводя данный налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом
РФ, порядок и сроки его уплаты.
Законом
Удмуртской Республики введен в действие с 1 января 2003 года на территории Удмуртской Республики транспортный налог, определены ставки
этого налога в установленных Налоговым кодексом
РФ пределах, порядок и сроки
уплаты налога, льготы
по его уплате.
Следовательно, оспариваемый Закон
принят в соответствии с Налоговым кодексом
РФ и регулирует вопросы налогового законодательства, отнесенные к предмету ведения субъектов РФ.
Абзацем 1 статьи 2
Закона Удмуртской Республики "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (в ред. Закона УР от 28.11.2005 № 59-РЗ) установлено, что налогообложение производится в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358
Налогового кодекса Российской Федерации, без учета срока полезного использования транспортного средства.
Согласно пункту 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Налоговому кодексу
Российской Федерации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 6
Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков; изменяет определенное Налоговым кодексом
Российской Федерации содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом
Российской Федерации; запрещает действия налогоплательщиков, разрешенные Налоговым кодексом
; запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные Налоговым кодексом
Российской Федерации; разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом
Российской Федерации; изменяет установленные Налоговым кодексом
Российской Федерации основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом
Российской Федерации; изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе
Российской Федерации, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Налоговом кодексе
Российской Федерации; иным образом противоречат общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса
.
Из сравнительного анализа оспариваемых положений Закона
Удмуртской Республики "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" и норм Налогового кодекса
Российской Федерации, регулирующей правовые основы транспортного налога, следует что таких оснований нет.
Юнусова Г.Г., Решетникова Т.В., Евдокимов В.А. и Стерхов В.В. в соответствии с положениями ст. 357
Налогового кодекса РФ являются налогоплательщиками транспортного налога - на них в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358
НК РФ и относящиеся к категории легковые автомобили.
В силу статьи 358
Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359
Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 статьи 361
НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте
.
При этом пунктом 3 ст. 361
НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Из буквального прочтения указанной нормы
Налогового кодекса РФ следует, что установление дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом срока полезного использования транспортных средств является правом и полномочием законодательного органа субъекта РФ. При этом субъект РФ вправе по своему усмотрению учитывать или не учитывать срок полезного использования транспортных средств при установлении налоговых ставок транспортного налога.
В связи с этим положение абзаца первого статьи 2
Закона Удмуртской Республики, в соответствии с которым налогообложение производится без учета срока полезного использования транспортного средства, не противоречит Налоговому кодексу
РФ.
Довод заявителей о том, что прямое указание в Законе
Удмуртской Республики о налогообложении без учета срока полезного использования транспортного средства отменяет право налогоплательщиков на уплату налога по правилам п. 3 ст. 361
НК РФ, является несостоятельным.
В данном случае законодатель уточнил, что дифференцированная налоговая ставка с учетом срока полезного использования транспортного средства в Удмуртской Республики не установлена.
Учитывая, что ставка
транспортного налога в Удмуртской Республике установлена без учета срока полезного использования транспортного средства, то у законодательного органа власти Удмуртской Республики отсутствовала обязанность дать определение понятию полезного использования транспортного средства. Следовательно, и в этой части доводы заявителей являются необоснованными.
Кроме того, оспариваемое положение Закона
, в том понимании, которое ему придают заявители, не нарушает их прав, поскольку исключение из Закона
указания на налогообложение без учета срока полезного использования транспортного средства, не позволит налоговым органам исчислять налоговую ставку с учетом этих правил. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений (дополнений) в Закон
Удмуртской Республики "О транспортном налоге в Удмуртской Республике".
Как указывалось выше это право
, а не обязанность законодательного органа государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Закон
, нормы которого оспариваются, принят органом, имеющим в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации право издавать подобного рода акты; порядок издания Закона
соблюден; права налогоплательщиков не ограничены, содержание обязанностей налогоплательщиков не изменено; объект налогообложения, соответствует пункту 1 статьи 358
данного Федерального закона; налоговая база определяется исходя из требований части 1 статьи 359
Налогового кодекса Российской Федерации, то есть, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; дифференциация налоговой ставки
проведена в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства (для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. в размере 8 рублей, а свыше 100 л.с. до 150 л.с. в размере 20 рублей), при этом размер налоговой ставки
увеличен в пределах допустимых пунктом 2 статьи 361
Налогового кодекса Российской Федерации размеров ставок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания противоречащими федеральному законодательству оспариваемых норм
.
Согласно части 1 статьи 253
ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194
- 198
, 199
, 253
ГПК РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
Отказать в удовлетворении заявления Юнусовой Гузяль Габбасовны, Решетниковой Татьяны Вячеславовны, Евдокимова Владимира Алексеевича, Стерхова Владимира Витальевича о признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона
Удмуртской Республики № 63-РЗ от 27 ноября 2002 года "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (в ред. Законов УР от 01.07.2003 № 22-РЗ, от 16.10.2003 № 36-РЗ, от 30.06.2004 № 28-РЗ, от 02.12.2004 № 78-РЗ, от 28.11.2005 № 59-РЗ, от 28.11.2006 № 53-РЗ).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Кассационные жалоба, представление подаются через суд принявший решение.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2008 года.
Судья
КАЛМЫКОВ В.Ю.