ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 января 2012 г. № 33-РП
В соответствии со статьей 31
Устава Камчатского край, Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, утвержденной Постановлением
Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П, и с целью создания благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития Северных территорий Камчатского края:
1. Утвердить Концепцию
устойчивого развития Северных территорий Камчатского края на 2012-2017 годы и на период до 2025 года согласно приложению № 1.
2. Утвердить План мероприятий
по реализации Концепции устойчивого развития Северных территорий Камчатского края на 2012-2017 годы и на период до 2025 года согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Камчатского края Броневич В.Т.
Губернатор
Камчатского края
В.И.ИЛЮХИН
Приложение № 1
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 30.01.2012 № 33-РП
КОНЦЕПЦИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2012-2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. Введение
Концепция устойчивого развития Северных территорий Камчатского края на 2012 - 2017 годы и на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой целостную систему взглядов, принципов и приоритетов экономического, социального, культурного, организационного характера, направленных на создание условий устойчивого развития Северных территорий Камчатского края, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Камчатском крае (далее - коренные малочисленные народы), и призвана стать основой для разработки и реализации нормативных правовых актов Камчатского края.
Концепция призвана определить основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Камчатского края при решении задач экономического, социального и культурного развития Северных территорий Камчатского края, а также цели, приоритетные задачи, механизмы реализации основных направлений государственной политики в области оказания мер государственной поддержки населению, в том числе коренным малочисленным народам.
Концепция разработана на основе положений Конституции
Российской Федерации, общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Федерального закона
от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", других федеральных законов и других нормативных актов Российской Федерации, Устава
Камчатского края, иных законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края.
2. Современное состояние Северных территорий Камчатского края
На территории Камчатского края проживают представители 149 национальностей. Для 5 этнических групп - коряков, чукчей, ительменов, эвенов, алеутов, относящихся к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков, Камчатский край является исторической родиной. К районам компактного проживания коренных малочисленных народов относится Корякский округ. Количество жителей, относящихся к коренным малочисленным народам, составляет 15 381 человек или 4,3% населения. Наиболее многочисленная народность - коряки - проживает в Корякском округе (96,9%), большая часть чукчей - в Пенжинском и Олюторском районах (98,1%), ительменов - в Тигильском районе (92,7%).
В соответствии с Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вся территория Камчатского края отнесена к территории традиционного природопользования и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов.
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока находились в поле зрения советского государства. В отношении этих народов проводилась особая политика, которая первоначально строилась с учетом самобытности этих народов и дореволюционного права, а в последующем все более унифицировалась и была сведена к опеке, которая фактически осуществлялась на основе отрицания ценностей северных народов.
В конце XX столетия было сформировано законодательство, направленное на развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, позволившее закрепить их правовое положение.
В настоящее время политика государственного протекционизма нашла свое отражение в законодательных актах, направленных на защиту прав коренных народов российской Арктики и обеспечение достойных условий их жизни, а также в федеральных целевых программах и т.д. Современный правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока отражен в Конституции Российской Федерации, которая гарантирует равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, изучать, развивать и пользоваться родными языками при общении, воспитании, обучении и творчестве.
После объединительного процесса двух субъектов - Корякского автономного округа и Камчатской области - органами государственной власти Камчатского края была сформирована правовая база, регулирующая защиту прав коренных малочисленных народов.
В 50-е годы XX столетия государственная поддержка охватывала практически все стороны жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. За этот период была создана экономическая основа системы производства и сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, у коренных народов появилась письменность, развивалась сфера образования и культуры. Вместе с тем, в эти годы были допущены серьезные ошибки, связанные с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, нарушением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением этих народов в 6oлее крупные населенные пункты.
Негативные процессы в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока крайне усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности, к существенному снижению уровня жизни.
Политика ускоренного промышленного освоения Севера и интенсивного включения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в единую общехозяйственную систему страны без учета их исторических, культурных и психоэмоциональных особенностей развития отрицательно повлияла на здоровье, течение демографических процессов и воспроизводство этого населения, привела к утрате многих элементов традиционной материальной и духовной культуры. В настоящее время положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока еще более осложняется объективной неприспособленностью их образа жизни и круга человеческих ценностей к рыночным отношениям.
Экономика Северных территорий Камчатского края имеет свои особенности, вызванные природно-климатическими условиями, удаленностью от центральных районов, сложной транспортной инфраструктурой и отраслевой (в основном, сырьевой) направленностью. Большое значение имеют региональные отличия, вызванные географическими и природно-климатическими особенностями.
Традиционными отраслями коренных малочисленных народов являются охотничий промысел, оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел, сбор дикоросов и народно-художественные промыслы.
│ │коренных │ │ │
│ │малочисленных народов │ │ │
├───┼──────────────────────┼───────────────────┼───────────────────────┤
│14.│Разработка │ 2012 │Министерство │
│ │предложений по│ │здравоохранения │
│ │совершенствованию │ │Камчатского края;│
│ │механизмов оказания │ │Министерство по делам│
│ │комплексной │ │Корякского округа и │
│ │медицинской помощи│ │территориям │
│ │лицам из числа│ │традиционного │
│ │коренных │ │проживания коренных│
│ │малочисленных │ │малочисленных народов│
│ │народов, проживающих│ │Севера │
│ │в Камчатском крае │ │ │
├───┼──────────────────────┼───────────────────┼───────────────────────┤
│15.│Реализация мер│ 2013-2017 и до │Министерство │
│ │оказания комплексной│ 2025 │здравоохранения │
│ │медицинской помощи│ │Камчатского края;│
│ │лицам из числа│ │Министерство по делам│
│ │коренных │ │Корякского округа и│
│ │малочисленных │ │территориям │
│ │народов, проживающих│ │традиционного │
│ │в Камчатском крае │ │проживания коренных│
│ │ │ │малочисленных народов│
│ │ │ │Севера │
├───┼──────────────────────┼───────────────────┼───────────────────────┤
│16.│Содействие │ 2012-2017 и до │Министерство культуры│
│ │популяризации │ 2025 │Камчатского края;│
│ │художественных │ │Министерство по делам│
│ │промыслов и народных│ │Корякского округа и│
│ │ремесел коренных│ │территориям │
│ │малочисленных │ │традиционного │
│ │народов, проживающих│ │проживания коренных│
│ │в Камчатском крае │ │малочисленных народов│
│ │ │ │Севера │
├───┼──────────────────────┼───────────────────┼───────────────────────┤
│17.│Проведение социально│ 2012-2017 и до │Министерство культуры│
│ │значимых мероприятий│ 2025 │Камчатского края:│
│ │этнокультурного │ │Министерство по делам│
│ │характера с участием│ │Корякского округа и│
│ │лиц из числа коренных│ │территориям │
│ │малочисленных │ │традиционного │
│ │народов, проживающих│ │проживания коренных│
│ │в Камчатском крае │ │малочисленных народов│
│ │ │ │Севера │
└───┴──────────────────────┴───────────────────┴───────────────────────┘