Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2010 г. № 3-7/2010

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре Д.А.В.
с участием представителя заявителя по доверенности О.У.М., представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности С.М.В., и представителя Министерства финансов Республики Тыва по доверенности К.Д-Б.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2010 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва № 1757 ВХ-2 от 25 декабря 2009 года "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в части,

установил:

В суд с указанным выше требованием обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, ссылаясь на то, что пунктом 2 части 2 статьи 1 Закона РТ утвержден общий объем расходов республиканского бюджета: на 2011 год - в сумме 13250520,4 тыс. рублей, на 2012 год - в сумме 13471200,2 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы на 2011 год в сумме 305944,1 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 526623,9 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом о бюджете устанавливаются общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета.
В нарушение указанной нормы, условно утвержденные расходы на 2011 год в размере 305944,1 тыс. рублей составляют 2,3% от общего объема расходов республиканского бюджета на 2011 год в сумме 13250520,4 тыс. рублей, что менее 2,5%; условно утвержденные расходы на 2012 год в размере 526623,9 тыс. рублей составляют 3,9% от общего объема расходов на 2012 год в сумме 13471200,2 тыс. рублей, что менее 5%.
Частью 2 статьи 4 Закона РТ установлен учет средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение республиканских бюджетных учреждений, на лицевых счетах, открытых им в Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва, в порядке, установленном Федеральным казначейством, или в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Учет средств бюджетных учреждений на лицевых счетах, открытых в кредитных организациях, противоречит следующим нормам бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов. Пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 Бюджетного кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством.
Статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса в Федеральном казначействе.
Частью 3 статьи 9 Закона РТ установлено предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями бюджетных кредитов, полученных из республиканского бюджета Республики Тыва в соответствии с Программой предоставления (использования, возврата) из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам муниципальных районов (городских округов) бюджетных кредитов согласно приложению 14 к Закону РТ.
Согласно абзацу 4 пункта 7 Программы предоставления (использования, возврата) из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам муниципальных районов (городских округов) бюджетных кредитов в текущем финансовом году (далее - Программа) сроки и процентная ставка по бюджетному кредиту, предоставленному для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения) устанавливаются в зависимости от источников финансирования бюджетного кредита, которые указываются в соглашении.
В соответствии с п. 8 Программы предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Министерством финансов Республики Тыва и уполномоченным органом муниципального образования. Министерство финансов Республики Тыва устанавливает требования к содержанию соглашения о предоставлении бюджетного кредита, отвечающие задачам рационального использования бюджетных средств и укрепления финансовой дисциплины. Соглашением о представлении бюджетного кредита должен быть предусмотрен график погашения бюджетного кредита.
Пунктом 9 Программы Министерства финансов Республики Тыва предписано осуществление учет полноты и своевременности возврата в бюджет бюджетных кредитов. Возврат бюджетного кредита осуществляется местным бюджетом в порядке и сроки, установленные соглашением о предоставлении бюджетного кредита. В случае, если бюджетный кредит не возвращен в сроки, установленные соглашением о предоставлении бюджетного кредита, финансовый орган: а) обеспечивает списание средств со счета бюджета соответствующего муниципального образования, включая начисленные проценты за пользование бюджетным кредитом, штрафы и пени, за счет доходов от уплаты федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местные бюджеты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) погашает сумму задолженности соответствующего муниципального образования по бюджетному кредиту за счет дотаций.
Согласно пункту 10 Программы в случае невозможности погашения бюджетного кредита в установленный соглашением о предоставлении бюджетного кредита срок местная администрация соответствующего муниципального образования должна не позднее чем за 14 дней до окончания срока погашения бюджетного кредита направить мотивированное обращение в адрес Министерства финансов Республики Тыва о реструктуризации долгового обязательства муниципального образования. Реструктуризация долгового обязательства муниципального образования может осуществляться в пределах одного финансового года, начиная со дня предоставления бюджетного кредита муниципальному образованию. Реструктуризация долгового обязательства оформляется дополнительным соглашением между Министерством финансов Республики Тыва и местной администрацией к ранее заключенному соглашению о предоставлении бюджетного кредита.
В соответствии с пунктом 12 Программы возврат бюджетного кредита в республиканский бюджет Республики Тыва осуществляется городским округом и муниципальным районом Республики Тыва в порядке и сроки, которые установлены соглашением, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил.
Изложенные нормы в части слов "соглашение" противоречат пункту 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Согласно пункту 4 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
Пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договор определен как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, гражданским законодательством установлены определенные требования к договору, в силу которых понятия "договор" и "соглашение" не являются равнозначными.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва от 25.12.2009 № 1757 ВХ-2 "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы противоречат федеральному бюджетному законодательству.
Представитель заявителя О.У.М. требование поддержала и просила об его удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва С.М.В., а также представитель Министерства финансов Республики Тыва К.Д.-Б.Г. заявление признали частично, пояснив, о том, что доводы заявителя о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2 части 2 статьи 1 оспариваемого Закона обоснованы.
Однако полагают, что ч. 2 статьи 4 Закона РТ не противоречит федеральному закону, поскольку ст. 156 Бюджетного кодекса РФ установлено, что кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.
Не входит в противоречие с федеральным законодательством и положения оспариваемого закона, предусматривающие заключение соглашения о предоставлении бюджетного кредита, поскольку понятия договор и соглашение имеют тождественный смысл. На это указывает нормы п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, в которых имеется указание на договоры (соглашения).
Представители Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на его рассмотрение не явились, об уважительности причин неявки в суд не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом о бюджете устанавливаются общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета.
В нарушении указанных выше положений Бюджетного кодекса РФ условно утвержденные пунктом 2 части 2 статьи 1 Закона РТ 1 № 1757 ВХ-2 от 25 декабря 2009 года "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" расходы на 2011 год в размере 305944,1 тыс. рублей составляют 2,3% от общего объема расходов республиканского бюджета на 2011 год в сумме 13250520,4 тыс. рублей, что менее 2,5%, а условно утвержденные расходы на 2012 год в размере 526623,9 тыс. рублей составляют 3,9% от общего объема расходов на 2012 год в сумме 13471200,2 тыс. рублей, что менее 5%.
Таким образом, п. 2 ч. 2 ст. 1 республиканского закона в части слов "в том числе условно утвержденные расходы на 2011 год в сумме 305944,1 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 526623,9 тыс. рублей" вошел в противоречие с п. 3 ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ.
Не соответствует федеральному законодательству и положение ч. 2 ст. 4 оспариваемого закона в части слов "и кредитных организаций".
Так, указанной выше нормой предусмотрена возможность учета средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение республиканских бюджетных учреждений, на лицевых счетах, открытых им в Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва, в порядке, установленном Федеральным казначейством, или в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов.
В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 Бюджетного кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством.
Статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса в Федеральном казначействе.
Возможность выполнения кредитными организациями функций Банка России предусмотрена пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде исключения в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Однако ч. 2 статьи 4 Закона РТ, устанавливающая возможность учета средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение республиканских бюджетных учреждений, на лицевых счетах, открытых им в кредитных организациях, не содержит условий предоставления такой возможности, ввиду чего противоречит приведенным выше положениям Бюджетного кодекса РФ.
По указанным выше мотивам доводы заявителя о противоречии федеральному законодательству п. 2 ч. 2 ст. 1 в части слов "в том числе условно утвержденные расходы на 2011 год в сумме 305944,1 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 526623,9 тыс. рублей и ч. 2 ст. 4 в части слов "и кредитных организациях" Закона Республики Тыва № 1757 ВХ-2 от 25 декабря 2009 года "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" суд находит обоснованными, а заявление в этой части подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 2 ч. 2 ст. 1 в части слов "в том числе условно утвержденные расходы на 2011 год в сумме 305944,1 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 526623,9 тыс. рублей" и ч. 2 ст. 4 в части слов "и кредитных организациях" Закона Республики Тыва № 1757 ВХ-2 от 25 декабря 2009 года "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Частью 3 статьи 9 Закона РТ установлено предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями бюджетных кредитов, полученных из республиканского бюджета Республики Тыва в соответствии с Программой предоставления (использования, возврата) из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам муниципальных районов (городских округов) бюджетных кредитов согласно приложению 14 к Закону РТ.
Первым заместителем прокурора Республики Тыва также поставлен вопрос о признании недействующими по причине несоответствия федеральному законодательству абзаца 4 п. 7, абзацев 1, 2, 3 п. 8, абзацев 2, 3 п. 9, абзацев 1, 3 п. 10 и п. 12 приложения 14 "Программа предоставления (использования, возврата) из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам муниципальных районов (городских округов) бюджетных кредитов в текущем финансовом году" в части слова "соглашение" в соответствующих падежах, поскольку оспариваемыми нормами установлено положение, в соответствии с которым предоставление бюджетного кредита оформляется в виде соглашения.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, а также на п. 4 указанной статьи, предусматривающего, что уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
Также первый заместитель прокурора Республики Тыва считает, что в силу положений ст. ст. 420 и 432 ГК РФ понятия "договор" и "соглашение" не являются равнозначными.
Между тем, ч. 1 ст. 420 ГК РФ определяет понятие договора как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, гражданским законодательством установлена тождественность правового смысла "договор" и "соглашение", ввиду чего суд находит, что установление положения, предусматривающего, что предоставление бюджетного кредита оформляется в виде соглашения, не противоречит федеральному законодательству. В силу изложенного заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва в части требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 4 п. 7, абзацев 1, 2, 3 п. 8, абзацев 2, 3 п. 9, абзацев 1, 3 п. 10 и п. 12 приложения 14 "Программа предоставления (использования, возврата) из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам муниципальных районов (городских округов) бюджетных кредитов в текущем финансовом году" в части слова "соглашение" в соответствующих падежах удовлетворению не подлежит.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва № 1757 ВХ-2 от 25 декабря 2009 года "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в части удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 2 ч. 2 ст. 1 в части слов "в том числе условно утвержденные расходы на 2011 год в сумме 305944,1 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 526623,9 тыс. рублей" и ч. 2 ст. 4 в части слов "и кредитных организациях" Закона Республики Тыва № 1757 ВХ-2 от 25 декабря 2009 года "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 23 апреля 2010 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru