Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 08 ноября 2011 г. № 51

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 8-01/361 по признакам нарушения Правительством Хабаровского края, Министерством имущественных отношений Хабаровского края, администрацией городского округа "Город Хабаровск", Министерством строительства Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей:
- Правительства Хабаровского края;
- Министерства строительства Хабаровского края;
- Министерства имущества Хабаровского края;
- ООО "К";
- Администрации городского округа "Город Хабаровск";
- ООО "В",

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО "К" на действия Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - Минимущество), Министерства строительства Хабаровского края (далее - Минстрой), администрации г. Хабаровска (далее - Администрация), связанные с предоставлением ООО "В" под капитальное строительство без проведения торгов земельных участков:
- общей площадью 8672 кв. м, расположенного в 20 м по направлению на восток от нежилого здания по <...> (далее - Земельный участок 1);
- общей площадью 9468 кв. м, расположенного по <...> (далее - Земельный участок 2).
Заявитель полагает, что распоряжения Правительства Хабаровского края от 14.01.2010 № 5-рп, от 09.03.2010 № 127-рп, от 02.09.2010 № 520-рп, от 22.11.2010 № 697-рп, которыми ООО "В" предварительно согласовано размещение объектов капитального строительства на Земельных участках 1, 2, а также договоры аренды данных земельных участков, заключенные на основании указанных распоряжений, не соответствуют статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. заявителем готовится документация по планировке территории, в пределах которой расположены указанные земельные участки, что исключает возможность предварительного согласования места размещения объекта при предоставлении ООО "В" Земельных участков 1, 2, а также свидетельствует о том, что кроме ООО "В" имеется второй претендент на право аренды указанным земельным участком - ООО "К".
Заявитель также полагает, что ему в нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" необоснованно отказано в удовлетворении заявлений на организацию работ по формированию земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта (выбор земельного участка), поданных в Минстрой в 2009, 2010 г.г.
В заседании Комиссии представители заявителя поддержали данные доводы в полном объеме.
В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.
1. Определением от 05.10.2011 Комиссией к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Правительство Хабаровского края, Минимущество, Администрация.
Согласно пояснению Правительства Хабаровского края (письмо от 24.10.2011 № 19641-9.3.34) распоряжения о предварительном согласовании размещения объектов и о предоставлении ООО "В" Земельных участков 1, 2 для строительства капитальных объектов приняты в порядке, установленном пунктами 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указанные земельные участки предоставлены по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Порядок проведения данной процедуры предусмотрен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и не предусматривает проведение торгов.
Проведение торгов предусмотрено при предоставлении земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пояснению Правительства Хабаровского края ссылки ООО "К" о необходимости применения к предоставлению ООО "В" Земельных участков 1, 2 пункта 11 статьи 30 ЗК РФ являются необоснованными.
Согласно названной норме права предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории).
По мнению Правительства Хабаровского края, ссылка заявителя, что готовящаяся им документация по планировке территории является градостроительной документацией, что исключает возможность предварительного согласования места размещения объекта при предоставлении ООО "В" Земельных участков 1, 2, является необоснованной по следующим основаниям.
Федеральным законодательством не предусмотрено, что к документации по планировке территории относится такая документация на стадии подготовки.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 23.12.2009 № Д 23-4360 градостроительной документацией считается документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории).
Правила подготовки и утверждения документации по планировке территории установлены статьями 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрдК РФ).
Документация в стадии подготовки является промежуточным, а не окончательным документом, который не является основанием для возникновения правовых последствий для правоприменителей. Такая документация не может учитываться при образовании земельных участков и их предоставлении, поскольку она имеется только у заявителя и не доступна для неопределенного круга лиц в отличие от утвержденного документации.
Утвержденная документация по планировке территории имеется у уполномоченных органов, а также, согласно пункту 16 статьи 45 ГрдК РФ публикуется и размещается на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".
Указанные выводы также подтверждаются судебной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 по делу № А 26-5203/2009).
Ни ЗК РФ, ни ГрдК РФ не установлен запрет на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденных генерального плана и правил землепользования и застройки, в отсутствие документации по планировке территории.
Администрацией в соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ при проведении выбора Земельных участков 1, 2 в средствах массовой информации 27.09.2009 и 17.08.2010 опубликованы извещения о возможном предоставлении земельных участков для строительства, в дальнейшем предоставленных ООО "В", однако заявителем заявки на указанные земельные участки после таких публикаций не подавались.
Минимуществом, Минстроем, Администрацией в материалы дела представлены пояснения, согласно которым действия ответчиков, связанные с предоставлением в пользование ООО "В" Земельных участков 1, 2 с предварительным согласованием места размещения объекта, являются правомерными. Позиция указанных ответчиков основана на тех же доводах, которые приведены в письменном пояснении Правительства Хабаровского края.
В заседании Комиссии представители ответчиков поддержали данные доводы в полном объеме.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 31 ЗК РФ урегулирован порядок выбора земельных участков для строительства. Так, согласно пункту 1 указанной статьи лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
При этом орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ). Впоследствии исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.



Порядком установлено, что решение об отказе заявителю в предоставлении земельного участка для строительства капитального объекта может быть принято только на основании результатов проведенных Администрацией либо Градостроительным советом Хабаровского края процедур по соответствующим обращениям Минстроя.
Учитывая, что Порядком установлен исчерпывающий перечень действий, которые обязан совершить Минстрой в случае поступления заявления юридического лица на предоставление под капитальное строительство земельного участка, действия Минстроя не предусмотренные указанным Порядком, в части отказа письмом от 14.05.2010 № 03.3-2993 заявителю, являются необоснованным препятствованием для получения ООО "К" в пользование земельного участка посредством предварительного согласования.
В данной связи, Комиссия приходит к выводу, что письмо Минстроя от 14.05.2010 № 03.3-2993, которым отказано ООО "К" в организации работ по выбору/формированию земельного участка для строительства капитального объекта, противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на необоснованное препятствование органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Кроме того, Комиссия считает мотивировку отказа ООО "К" в предоставлении земельного участка, указанную в письме от 14.05.2010 № 03.3-2993, необоснованной, т.к. земельное законодательство не содержит запретов на предоставление земельного участка посредством предварительного согласования при подготовке документации по планировке соответствующей территории.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 22, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Министерства строительства Хабаровского края, выразившиеся в отказе ООО "К" письмом от 14.05.2010 № 03.3-2993 "О рассмотрении заявления" в организации работ по выбору/формированию земельного участка для строительства капитального объекта, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Министерству строительства Хабаровского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела № 8-01/361 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.С.Федоренко

Члены Комиссии:
М.Г.Шафигуллина
И.В.Одзял





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 08 ноября 2011 г. № 23

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 22, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 08.11.2011 № _ по делу № 8-01/361 о нарушении Министерством строительства Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Министерству строительства Хабаровского края в срок до 20 ноября 2011 г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в отказе ООО "К" в организации работ по выбору/формированию земельных участков для строительства капитального объекта, с целью чего отозвать письмо от 14.05.2010 № 03.3-2993 "О рассмотрении заявления", адресованное ООО "К".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.С.Федоренко

Члены Комиссии:
М.Г.Шафигуллина
И.В.Одзял

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru