Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. № 63-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РУСДЖАМ-УФА" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН "О БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
НА 2008 ГОД" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М.Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. Общество с ограниченной ответственностью "Русджам-Уфа" (далее - ООО "Русджам-Уфа") является коммерческой организацией с иностранными инвестициями. На основании пункта 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з "О налоге на имущество организаций" данное общество пользовалось льготой по уплате налога на имущество в течение трех лет со дня государственной регистрации 4 октября 2004 года.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 17 февраля 2006 года № 111-Р инвестиционному проекту "Строительство обществом с ограниченной ответственностью "Русджам-Уфа" стеклотарного завода в г. Уфе" присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Республики Башкортостан.
Законом Республики Башкортостан от 29 января 2009 года № 88-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" пункт 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з "О налоге на имущество организаций" дополнен абзацем вторым, согласно которому организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, реализующие приоритетный инвестиционный проект, освобождаются от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их государственной регистрации в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан. Частью 2 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что данная норма вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Заявитель по настоящему делу обратился в арбитражные суды с требованиями о признании незаконными действий налоговых органов, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный налог на имущество за 2009 год и авансовый платеж по налогу на имущество за первый квартал 2010 года, в удовлетворении которых ему отказано. Свой отказ суды мотивировали тем, что льгота по налогу является преимуществом, предоставляемым отдельным категориям налогоплательщиков. Поскольку "ООО Русджам-Уфа" было зарегистрировано в качестве юридического лица 4 октября 2004 года, пятилетний срок освобождения от налогообложения по налогу на имущество с учетом названных дополнений к Закону Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з "О налоге на имущество организаций" истек 3 октября 2009 года; кроме того, принятые дополнения распространяются на правоотношения, возникшие после 1 января 2009 года.
В жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан ООО "Русджам-Уфа" оспаривает конституционность части 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан", предусматривающей, что пункт 1 статьи 2 настоящего Закона вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Заявитель утверждает, что фактически пользовался налоговой льготой в течение трех лет с момента своей регистрации, а внесенные в законодательство изменения предоставляют ему право использовать льготу еще в течение двух лет - с 1 января 2009 года по 1 января 2011 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма в силу неопределенности смысла, придаваемого правоприменительной практикой, нарушая принцип равенства и справедливости налогообложения, лишает его права на освобождение от уплаты налога на имущество, установленного абзацем вторым пункта 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", поскольку допускается различное толкование этого законоположения при определении периода действия льготы, что противоречит статье 18 (в части непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина), статье 19 (в части равенства всех перед законом и судом), статье 20 (в части действия законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина) и статье 62 (в части обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы) Конституции Республики Башкортостан.
Таким образом, нарушение конституционных прав налогоплательщика ООО "Русджам-Уфа" связывает с имеющейся, по его мнению, неопределенностью в части придания обратной силы закону Республики Башкортостан о периоде использования льготы по уплате налога на имущество организаций, реализующих приоритетный инвестиционный проект.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, исследуя с учетом части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" возможность принятия запроса к рассмотрению, устанавливает, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Башкортостан оспариваемой заявителем нормы.
Изучив представленные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 62 Конституции Республики Башкортостан каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со статьей 72 (пункт "и" части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действие на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Согласно пункту 4 его статьи 1 законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных налогов в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12).
Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам. Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372).
В Республике Башкортостан налог на имущество организаций введен в действие Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з "О налоге на имущество организаций". Пунктом 11 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг), реализующие приоритетный инвестиционный проект, в течение пяти лет с момента их государственной регистрации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29 января 2009 года № 88-з).
3. Согласно пункту 5 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Установление и использование льгот по налогам и сборам регулируется федеральным законодателем, в частности, содержанием пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса, согласно которому льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, налоговая льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П, от 19 июня 2002 года № 11-П; Определение от 24 февраля 2011 года № 171-О-О).
В Определении от 4 февраля 2008 года № 29-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмагилова Фарита Миннуллиновича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О транспортном налоге" и пункта 6 решения Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан от 18 ноября 2005 года № 24 "Об установлении земельного налога" Конституционный Суд Республики Башкортостан также признал, что оценка целесообразности предоставления льгот той или иной категории налогоплательщиков, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан не входит. К аналогичному выводу пришел Конституционный Суд Республики Башкортостан и при вынесении Определения от 21 апреля 2010 года № 49-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Государственного унитарного предприятия по подрядному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Башкиравтодор" Республики Башкортостан на нарушение конституционных прав абзацем девятым части второй статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О транспортном налоге", указав, что установление налоговых льгот относится к дискреционным полномочиям законодателя, который, исходя из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики, социальных и иных причин, вправе в разное время и на различные периоды освобождать от транспортного налога отдельные категории налогоплательщиков.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Республики Башкортостан распространяются на виды налоговых льгот по налогу на имущество организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан и на порядок их исчисления.
4. Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающим действие закона о налогах и сборах во времени (пункт 1 статьи 5), акты законодательства Российской Федерации о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Кодекса. Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Данное правовое регулирование воспроизводит общий (основной) принцип действия закона во времени, согласно которому действие закона распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, то есть распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие.
В Постановлении от 30 января 2001 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ряда законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам органов государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от соответствующих органов определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как видно из содержания оспариваемой нормы, ею предусматривается специальная льгота для категории налогоплательщиков, реализующих приоритетный инвестиционный проект. Придав данной норме обратную силу, законодатель Республики Башкортостан ясно и недвусмысленно указал, что налоговая льгота используется налогоплательщиками в течение пяти лет с момента их государственной регистрации.
Государственная регистрация, как это следует из статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", является юридически значимым обстоятельством, подтверждающим создание юридического лица со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Поскольку по состоянию на 1 января 2009 года пятилетний срок, исчисляемый годами по правилам статей 191 и 192 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, установленный законоположением для заявителя не истек, ему была предоставлена возможность не уплачивать налог на имущество дополнительно в течение оставшегося календарного периода.
Следовательно, отсутствует неопределенность, касающаяся соответствия Конституции Республики Башкортостан оспариваемого положения Закона Республики Башкортостан.
Разрешение же вопроса о распространении действующего правового регулирования на организации, не использовавшие налоговую льготу в полном объеме ввиду того, что их государственная регистрация осуществлена ранее ее установления, и на этом основании продление периода действия налоговой льготы таким образом, чтобы в суммарном исчислении льготный период составлял пять лет, на чем фактически настаивает заявитель, повлекло бы оценку целесообразности действий законодателя Республики Башкортостан по регулированию им отношений в области налогообложения на имущество организаций, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Башкортостан, как они определены в статье 106 Конституции Республики Башкортостан и статье 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
С учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Республики Башкортостан законоположения, принятые в рамках дискреционных полномочий законодателя по установлению налоговых льгот, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, а жалоба ООО "Русджам-Уфа" не подлежит рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства, поскольку обращение в соответствии с требованиями пункта "б" части 1 статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" не является допустимым.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктом "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Русджам-Уфа", поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Республики Башкортостан признается допустимой.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru