Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2012 г. по делу № А12-1688/2012

Резолютивная часть решения суда оглашена 02 апреля 2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скабелиной Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Волгоградэнергосбыт" к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, с участием МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети"
о признании недействительным предписания
при участии в заседании:
от заявителя - Х., дов. <...>
от ответчика - Б., дов. <...>; Р., дов. <...>
от МУПП "ВМЭС" - Щ., дов. <...>

установил:

ОАО "Волгоградэнергосбыт" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (далее Инспекция) о признании недействительным предписания от 25.11.2011 г. № 3103.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемое предписание противоречит положениям Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее МУПП "ВМЭС").
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, просит в их удовлетворении отказать, указав, что предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" предъявленные требования поддержало.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с поступившей жалобой граждан на основании распоряжения № 3103 от 18.11.2011 г. Инспекцией в период с 22 по 25 ноября 2011 г. проведена внеплановая проверки Общества на предмет соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Уведомление о проведении проверки направлено Обществу 18.11.2011 г. (л.д. 39 - 41).
Проверка проводилась по адресу: г. Волгоград, ул. Горловская, д. 27; ул. Сормовская, д. 2. В ходе проверки установлено следующее:
- по дому № 27 по ул. Горловская - измеренные значения параметров качества электроэнергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствуют предельно допустимым значениям, установленным ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.08.1998 г. № 338, и постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
- по дому № 21 по ул. Сормовская - измеренные значения параметров качества электроэнергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствует предельно допустимым значениям, установленным ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.08.1998 г. № 338, и постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"
Результаты проверки отражены в акте № 3103 от 25.11.2011 г. По результатам проверки обществу внесено предписание № 3103 от 25.11.2011 г., согласно которому в срок до 23.12.2011 г. Обществу предписано безотлагательно принять меры по установлению причин отклонения напряжения от действующих федеральных стандартов и принять меры по устранению этих причин и обеспечению нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим по ул. Горловская, д. 27 (л.д. 44, 55).
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд находит обоснованным довод заявителя о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Из чего следует, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается только тому лицу, которое допустило нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, установлено, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Коммунальными услугами надлежащего качества в соответствии с пунктом 3 Правил являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
- бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
- бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
При этом в соответствии с пунктом 10 приложения № 1 к Правилам к электроснабжению предъявляются следующие требования - постоянное соответствие напряжения, частоты действующим федеральным стандартам, отклонение напряжения, частоты от действующих федеральных стандартов не допускается.
Вместе с тем, как установлено пунктом 112 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Из материалов дела следует, что ОАО "Волгоградэнергосбыт" является поставщиком электрической энергии, которое при этом не имеет собственных электрических сетей. Сетевой организацией в данном случае является МУПП "ВМЭС", через сети которого поставляется электрическая энергия конкретным потребителям.
Указанные хозяйствующие субъекты взаимодействуют на основании договора на оказание услуг по передаче электрической энергии № 10-пэ/2009 от 30.04.2009 г., согласно которому передача электроэнергии осуществляется от точек приема электроэнергии в сеть Исполнителя до точек отпуска потребителям.
При этом в соответствии с п. 3.2.3. договора Исполнитель - МУПП "ВМЭС" обязан обеспечить качество передаваемой электроэнергии в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями (ГОСТ 13109-97), что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным ему уполномоченным органом.
Относительно претензий по качеству снабжения электроэнергией потребителей Заказчик - ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пятидневный срок направляет Исполнителю копии поступивших жалоб и заявлений потребителей, что установлено п. 3.1.3. договора. В свою очередь Исполнитель в соответствии с п. 3.2.8. договора обязан направлять Заказчику в семидневный срок ответы на поступившие жалобы и заявления потребителей по вопросам их качественного и надежного энергоснабжения.
Из чего следует, что в соответствии с действующим законодательством и заключенным между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и МУПП "ВМЭС" договором обязанность по качественному обеспечению потребителей услугами электроснабжения лежит как на поставщике, так и на сетевой организации.
Вместе с тем акт проверки № 3103 от 25.11.2011 г. содержит лишь информацию о несоответствии напряжения действующим федеральным стандартам и не содержит выводов о нарушении кем-либо требований действующего законодательства по вопросу поставки потребителям электрической энергии надлежащего качества, а также выводов, какие именно требования действующего законодательства в этой области были нарушены. Не содержит акт проверки и конкретных данных по качеству предоставляемой услуги.
В то же время из заключения, содержащегося в акте о нарушении показателей качества электрической энергии № 47/11 от 24.11.2011 г., составленного в ходе проверки, следует, что качество электроэнергии по установившемуся отклонению электрического напряжения не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97, виновной стороной в этом является сетевая организация МУПП "ВМЭС" (л.д. 30).
Таким образом, материалы проверки не содержат выводов о нарушении именно ОАО "Волгоградэнергосбыт" требований действующего законодательства при передаче потребителям, проживающим по ул. Горловская, д. 27, электрической энергии ненадлежащего качества.
Представители ответчика в судебном заседании также не дали конкретных объяснений, в чем именно выразилось нарушение заявителем указанных требований, как не смогли дать пояснений, какие меры заявитель должен предпринять для исполнения предписания. Суд полагает, что предписание в части установления причин отклонения напряжения от действующих федеральных стандартов и устранения этих причин, при том, что заявитель не обладает собственными сетями, фактически является неисполнимым.
В рамках действующего договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от 30.04.2009 г., заключенного с МУПП "ВМЭС", заявитель обращался в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о понуждении последнего исполнить условия договора по обеспечению качества передаваемой электрической энергии в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями (ГОСТ 13109-97). Основанием для обращения заявителя с указанным иском в арбитражный суд послужили многочисленные обращения потребителей о поставке электрической энергии ненадлежащего качества.
Решением арбитражного суда от 29.04.2011 г. по делу № А12-4547/2011 (дело обозревалось в судебном заседании) заявленные требования удовлетворены. Вместе с тем, постановлением апелляционного суда от 28.10.2011 г. решение суда отменено. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Волгоградэнергосбыт" избран неверный способ защиты нарушенного права, без учета того, что такое решение нельзя будет исполнить. При подаче энергии ненадлежащего качества лицо, чье право нарушено, вправе применить меры ответственности, предусмотренные законом или договором. Кассационный суд в постановлении от 02.02.2012 г. согласился с выводами суда апелляционной инстанции (л.д. 69 - 84).
В соответствии с п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при поставке электроэнергии ненадлежащего качества предусмотрено изменение размера платы за предоставленную услугу. Кроме того, в соответствии с нормами гражданского законодательства потребителю подлежат возмещение убытки, причиненные подачей электроэнергии ненадлежащего качества.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что в ходе проверки контролирующий орган не установил лицо, ответственное за подачу потребителям электрической энергии ненадлежащего качества. Следовательно, предписание внесено лицу, виновность которого в нарушении установленных федеральных стандартов качества поставляемой электроэнергии не установлена и не доказана.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод заявителя о не соответствии оспариваемого предписания положениям Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предписание нарушает права Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.37. НК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию в его пользу с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области от 25.11.2011 г. № 3103, вынесенное в адрес ОАО "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523), как не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Волгоградской области в пользу ОАО "Волгоградэнергосбыт" государственную пошлину по заявлению в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
Н.Н.СЕРЕДА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru