Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2012 года

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
ОТ 31 АВГУСТА 2005 ГОДА № 824 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ
НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ"
В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРАЖДАНКИ Р.Г. МАРЕНИНОВОЙ

Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной,
с участием заявительницы Р.Г. Марениновой и ее представителя О.В. Полымова, представителя Екатеринбургской городской Думы Е.П. Веселкова, представителей Администрации города Екатеринбурга О.А. Кожевникова и О.В. Андреевой,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 Постановления Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 года № 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Р.Г. Марениновой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.О. Казанцева, объяснения представителей сторон, мнение приглашенного в судебное заседание М.Д. Жернакова - представителя Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Маренинова Раиса Григорьевна с запросом о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 Постановления Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 года № 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Постановление об утверждении учетной нормы площади жилого помещения).
Заявительница неоднократно обращалась к Главе города Екатеринбурга и в администрацию Ленинского района города Екатеринбурга с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей благоустроенного жилого помещения как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны. В удовлетворении заявлений ей было отказано на том основании, что ее обеспеченность жилой площадью более учетной нормы, следовательно, она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку на одного члена семьи заявительницы приходится четырнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения.
В пункте 3 Постановления об утверждении учетной нормы площади жилого помещения закреплено, что при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма необходимо руководствоваться учетной нормой, установленной пунктом 1 данного Постановления для малоимущих граждан и составляющей десять квадратных метров общей площади на одного человека.
По мнению заявительницы, она подлежит постановке на учет независимо от имущественного положения, следовательно, нормативные положения оспариваемого акта, регулирующие установление учетной нормы площади жилого помещения только для малоимущих граждан, нарушают ее права и не соответствуют Уставу Свердловской области.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставным Судом Свердловской области в данном деле являются нормативные положения пункта 3 Постановления Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 года № 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", устанавливающие, что при принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях следует руководствоваться учетной нормой площади жилого помещения, установленной данным Постановлением.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Конституция Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "л" части 1 статьи 72).
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с Жилищным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На органы местного самоуправления возлагается обязанность установить учетную норму площади жилого помещения (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, а также граждане, относящиеся к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории (часть 2 статьи 52). К представителям одной из таких категорий относится заявительница.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50). Из приведенного легального определения учетной нормы площади жилого помещения, под которой понимается минимальный размер площади жилого помещения, следует, что учетная норма, установленная органами местного самоуправления, является единой в данном муниципальном образовании для всех категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма, для отдельных категорий граждан могут быть установлены иные учетные нормы (часть 6 статьи 50), однако такое право не предоставлено органам местного самоуправления.
Для уяснения нормативного содержания пункта 3 Постановления об утверждении учетной нормы площади жилого помещения следует обратиться к пункту 1 данного Постановления, которым установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере десяти квадратных метров на одного человека.
В судебном заседании установлено, что определенная органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" учетная норма площади жилого помещения применяется для определения нуждаемости граждан в жилых помещениях не только в отношении малоимущих, но и для граждан, относящихся к иным категориям, определенным законодательством.
Поскольку орган местного самоуправления не может устанавливать иную учетную норму площади жилого помещения, следовательно, установленная в пункте 1 Постановления об утверждении учетной нормы площади жилого помещения учетная норма в размере десяти квадратных метров общей площади на одного человека подлежит применению не только в отношении малоимущих граждан, но и в отношении граждан, относящихся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям, если иные учетные нормы не установлены федеральным или региональным законодательством.
Таким образом, пункт 3 Постановления об утверждении учетной нормы площади жилого помещения не противоречит Уставу Свердловской области постольку, поскольку в соответствии с этим пунктом постановке на учет подлежат не только малоимущие граждане, но и граждане, относящиеся к иным категориям нуждающихся, и при этом учетная норма площади жилого помещения, установленная органами местного самоуправления, является единой на всей территории муниципального образования "город Екатеринбург" для всех категорий нуждающихся в жилых помещениях граждан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункт 3 Постановления Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 года № 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург" соответствующим Уставу Свердловской области постольку, поскольку в соответствии с этим пунктом постановке на учет подлежат не только малоимущие граждане, но и граждане, относящиеся к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории. При этом учетная норма площади жилого помещения, установленная органами местного самоуправления, является единой на всей территории муниципального образования "город Екатеринбург" для всех категорий нуждающихся в жилых помещениях граждан.
Уставно-правовой смысл указанных нормативных положений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области", "Вестнике Уставного Суда Свердловской области" и газете "Вечерний Екатеринбург".





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru