Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу № А76-12688/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 4 октября 2011 года
Судья арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С., при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем судебного заседания Окуневой М.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" г. Тюмень
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
о признании незаконным Постановления по делу об административном правонарушении № 17А-03/11 от 07.06.11 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А., доверенность 74АА 0287895 от 28.12.10 г., паспорт
от ответчика: Л., доверенность № 88 от 01.09.11 г., удостоверение

установил:

открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" г. Тюмень (далее - общество; ОАО "УТСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании незаконным Постановления по делу об административном правонарушении № 17А-03/11 от 07.06.11 г.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме (т. 1 л.д. 3 - 9; т. 2 л.д. 15 - 18 т. 3 л.д. 17 - 24).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 54 - 57).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по г. Тюмени № 3 за ОГРН 1077203052772, о чем выдано свидетельство серии 72 № 001452688 (т. 1 л.д. 29).
Как следует из материалов дела, Челябинское УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы направило в адрес ОАО "УТСК" запрос от 05.10.2010 исх. № 8676/03 с целью осуществления контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В ответ на данный запрос в адрес Челябинского УФАС России поступило письмо от ОАО "УТСК" от 13.11.10 г. № 12787, из которого следует, что данный хозяйствующий субъект осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии на территории города Челябинска.
Отчетом по заключению договоров продажи тепловой энергии за 2010 год, перечнем жилищных организаций, подключенных непосредственно к сетям ОАО "УТСК", реестром договоров продажи тепловой энергии с абонентами частного сектора за 2010 год, копиями актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерно-технических сетей организации, подтверждается, что сети инженерно-технического обеспечения данного общества имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Таким образом, ОАО "УТСК" подпадает под категорию организаций, поименованных в части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Следовательно, до 1 июля 2010 года общество было обязано направить указанные предложения своим потребителям.
В качестве доказательств исполнения требования Закона об энергосбережении о направлении предложений об оснащении приборами учета собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов в срок до 01.07.2010, ОАО "УТСК" в ходе проверки представило:
- копию реестра отправленных уведомлений об оснащении приборами учета тепловой энергии собственникам жилых домов;
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес ТСЖ "Энергия" с приложением отправления по факсу 07.09.10 г. (т. 3 л.д. 14 - 16);
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес ТСЖ "Дом-Сервис" с приложением отправления по факсу 07.09.2010 (т. 3 л.д. 11 - 13);
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес ООО Фирма "Уют-Сервис" с приложением отправления по факсу 07.09.2010 (т. 3 л.д. 8 - 10);
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес ООО УК ЖКХ "Территория" с отметкой о вручении от 13.07.2010;
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес ООО УК "Альтернатива" с отметкой о вручении от 08.07,2010 (т. 3 л.д. 4);
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес ООО "АЖК" с отметкой о вручении от 23.07.2010 (т. 3 л.д. 7);
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес ООО "Святогор" с отметкой о вручении от 09.07.2010 (т. 3 л.д. 6);
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии в адрес НП "Южноуральский тракторостроитель" с отметкой о вручении от 09,07.2010 (т. 3 л.д. 5);
- копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии, размещенного на Интернет-сайте общества: www.fortum.ru (т. 3 л.д. 3).
Указанными документами подтверждается факт неисполнения ОАО "УТСК" требования о направлении предложений об оснащении приборами учета в срок до 01.07.2010.
По результатам рассмотрения письма ОАО "УТСК" за № 8676/03 от 05.10.10 г. Челябинским УФАС России в отношении ОАО "УТСК" было проведено административное расследование и возбуждено дело № 17А-03/11 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ, выразившемся в несоблюдении требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (т. 2 л.д. 50 - 51).
В рамках проведения административного расследования, Челябинским УФАС у ОАО "УТСК" определением № 671/03 от 31.01.11 г. были запрошены следующие сведения:
- документы, подтверждающие направление в адрес всех собственников жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственников помещений в многоквартирных домах, лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, лиц, представляющих интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, расположенных на территории города Челябинска, предложений об оснащении приборами учета используемого энергетического ресурса в срок до 01.07.2010;
- письменные пояснения по вопросу неисполнения требований Закона об энергоснабжении о направлении предложений об оснащении приборами учета используемого энергетического ресурса в срок до 01.07.2010;
- иная информация и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу (т. 2 л.д. 54).
В ответ на Определение ОАО "УТСК" представило письменные пояснения (письмо от 22.02.2011 вход - № 1891) (т. 2 д.д. 73 - 75) и документы: копию письма ООО УКЖКХ "Территория" (вх, № 4443 от 16.07.2010), копию акта разграничения балансовой принадлежности теплосетей к договору Т-4427, копию акта допуска в эксплуатацию ПУ, копии актов повторного допуска узла учета ТСЖ "Энергия", копии актов допуска (повторного допуска) в эксплуатацию НУ ООО фирма "Уют-сервис", копию акта повторной приемки узла учета т/э ТСЖ "Дом-Сервис", копию приемки узла учета т/э жилого дома по <...> ООО "АЖК", копии актов первичного допуска в эксплуатацию ГГУ ООО "Святогор", копии актов первичного допуска в эксплуатацию ПУ ООО УК "Альтернатива" (т. 2 л.д.
В своих пояснениях ОАО "УТСК" указало, что общество, оказывающее услуги по снабжению тепловой энергией в настоящее время проводит мероприятия для получения аккредитации в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, с целью осуществления деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета тепловой энергии.
25 марта 2011 года на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 15А-03/11 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России в отношении ОАО "УТСК" был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ (т. 2 л.д. 57 - 60). Протокол был составлен в присутствии законного представителя общества - С. (доверенность от 28.12.2010 N; 74АА 0287887).
Постановлением от 07.06.11 г. по делу № 17А-03/11, ОАО "УТСК" было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т. 2 л.д. 23 - 28).
Частью 6 ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
С 01.07.2010 на ОАО "УТСК" лежит обязанность по направлению предложений, указанных в части 10 статьи 3 Закона об энергосбережении, собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников. При этом, исходя из содержания данной нормы, выполнением установленной в ней обязанности является направление необходимой информации конкретным адресатам с указанием наименования потребителя - физического или юридического лица.
Из материалов дела следует, что ОАО "УТСК" действительно направило предложения, указанные в части 10 статьи 3 Закона об энергосбережении, собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, что подтверждается представленными в материалы дела копиями предложений и реестром отправленных уведомлений. Однако, указанные предложения были направлены после 01.07.10 г. (т. 3 л.д. 4 - 16).
На основании изложенного, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ имеет место быть.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Довод Управления о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица, о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.
Из материалов дела следует, что Постановление от 07.06.11 г. о привлечении заявителя к административной ответственности принято без участия законного представителя общества и при отсутствии сведений о его надлежащем извещении, о месте и времени рассмотрения дела.
В материалы дела ответчиком представлено определение от 28.03.11 г. о назначении времени и месте рассмотрения административного дела, возбужденного в отношении ОАО "УТСК" на 07.04.11 г. (т. 2 л.д. 35). Данное определение было получено обществом 04.04.11 г., что подтверждается представленными в материалы дела копиями уведомлений о вручении (т. 2 л.д. 36 - 37).
Определением от 12.04.11 г. срок рассмотрения дела был продлен до 09.05.11 г. (т. 2 л.д. 38). Данное определение было получено обществом 25.04.11 г., что подтверждается представленными в материалы дела копиями уведомлений о вручении (т. 2 л.д. 39 - 40).
Определением от 12.04.11 г. рассмотрение дела было отложено на 05.05.11 г. (т. 2 л.д. 41). Данное определение было получено обществом 25.04.11 г., что подтверждается представленными в материалы дела копиями уведомлений о вручении (т. 2 л.д. 42 - 43).
Определением от 05.05.11 г. рассмотрение дела было отложено на 07.06.11 г. (т. 2 л.д. 44). Данное определение было направлено в адрес общества 11.05.11 г., что подтверждается копией реестра отправления заказной корреспонденции (т. 2 л.д. 45).
Административным органом в качестве доказательств вручения данного определения была представлена распечатка с сайта "Почты России" из раздела "Отслеживание почтовых отправлений", из которой следует, что отправленное 11.05.11 г. письмо было получено обществом 17.05.11 г. (т. 2 л.д. 46; 48 - 49).
Каких-либо, доказательств вручения законному представителю ОАО "УТСК" или уполномоченному на получение почтовых корреспонденций лицу общества определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением не представлено.
К представленным административным органом в материалы дела письмам УФПС Челябинской области - Филиал ФГУП "Почта России" за № 74.14-28/Ю-136 от 20.09.11 г., о том, что заказное письмо № 45400043937548, направленное 11.05.11 г. по адресу: <...> в адрес ОАО "УТСК" было вручено 17.05.11 г. по доверенности делопроизводителю ОАО "УТСК" К. (т. 3 л.д. 25), а также УФПС Тюменской области - Филиал ФГУП "Почта России" за № 72.2.1-21/1221 от 26.08.11 г. о том, что заказное письмо № 45400043937692, направленное 11.05.11 г. по адресу: <...> в адрес ОАО "УТСК" было вручено 17.05.11 г. по доверенности № 35 от 01.05.11 г. секретарю Р. (т. 2 л.д. 122), суд относится критически, так как в данном случае административный орган уже на момент совершения определенных процессуальных действий и составления соответствующих процессуальных документов должен располагать документальными доказательствами извещения указанного лица, позволяющими однозначно и безусловно установить факт того, что данное лицо заблаговременно располагает соответствующей информацией (извещение под расписку, почтовое уведомление, свидетельствующее о заблаговременном вручении необходимого извещения).
Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, представленные управлением письма обществом получены не были, К. действительно работает в ОАО "УТСК" в должности делопроизводителя, а Р., является секретарем, однако никаких писем они не получали, обратного ответчиком не доказано.
То есть на момент вынесения Постановления от 07.06.2011 Управление не располагало сведениями о надлежащем извещении законного представителя заявителя о времени и месте рассмотрения дела.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении при отсутствии подтверждения надлежащего уведомления общества о месте и времени совершения таких процессуальных действий Управление существенно нарушило права лица, привлекаемого к ответственности.
Административный орган не представил в суд доказательств принятия им при производстве по делу об административном правонарушении всех необходимых мер для извещения общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Процессуальные нарушения, допущенные Управлением, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует. Установленное существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ нарушило право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" г. Тюмень - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление о наложении штрафа № 17А-03/11 от 17.06.2011 г., вынесенное в отношении Открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" г. Тюмень о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:
Г.С.ЩУКИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru