Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БИЙСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2012 г. № 925

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БИЙСКА"

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 № 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности", в целях обеспечения эффективного осуществления инспекционно-контрольной деятельности МКУ "Управление образования Администрации города Бийска" постановляю:
1. Утвердить Положение об инспекционной деятельности МКУ "Управление образования Администрации города Бийска" (Приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города Дюбенкову М.В.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Муниципальный вестник".

Глава Администрации города
Н.М.НОНКО





Приложение
к Постановлению
Администрации города
от 17 апреля 2012 г. № 925

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКУ "УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БИЙСКА"

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает нормативное регулирование деятельности МКУ "Управление образования Администрации города Бийска" (далее - Управление) в части осуществления им инспекционных функций и определяет принципы взаимодействия с муниципальными образовательными учреждениями (далее - образовательные учреждения, учреждения).
2. Под инспектированием понимается проведение Управлением проверок, наблюдений, обследований (далее - инспекционных проверок), осуществляемых в порядке инспекционного контроля в пределах своей компетенции за соблюдением учреждениями и их руководителями положений, норм и правил, установленных законодательством в области образования, и иными нормативными правовыми актами; инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.
3. Целями инспектирования являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации и Алтайского края в сфере образования;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Управления и образовательных учреждений;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- соблюдение социальных гарантий реализации прав граждан на образование;
- сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов, нормативов всеми субъектами муниципальной системы образования;
- совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования) в соответствии с положением об Управлении;
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития муниципальной системы образования и/или ее составляющих.
4. Управление, осуществляя инспектирование, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Алтайского края, постановлениями и распоряжениями Администрации Алтайского края, Уставом муниципального образования город Бийск, решениями Думы города Бийска, постановлениями и распоряжениями главы Администрации города и другими нормативными правовыми актами, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, решениями начальника Управления о проведении проверки и настоящим Положением.

II. Основные задачи инспектирования

5. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования;


- выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие Управлением в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
- выявление несоответствия установленных в муниципальном задании показателей качества и объема предоставляемых муниципальных услуг фактическому исполнению;
- анализ причин, лежащих в основе выявленных нарушений, и подготовка предложений по предупреждению нарушений;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений и их руководителей;
- инструктирование руководителей образовательных учреждений по вопросам применения действующих в области образования норм и правил, предоставление рекомендаций по корректировке или отмене принятых руководителями образовательных учреждений управленческих решений;
- изучение состояния муниципальной системы образования и/или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций, по распространению управленческого опыта;
- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации, Алтайского края и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.

III. Организационные виды, формы и методы инспектирования

6. Организационной формой инспектирования является инспекционный контроль. Инспектирование сопровождается инструктированием: обучением должностных лиц по вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
7. Инспекционным контролем является проверка результатов деятельности образовательных учреждений и их руководителей, цель которой - выявление фактов исполнения либо неисполнения требований действующего в области образования федерального законодательства, законодательства Алтайского края, муниципальных нормативных правовых актов, принятых Думой города Бийска либо Администрацией города Бийска и ее структурными подразделениями, распоряжений, приказов, указаний и иных ненормативных правовых актов Управления образования, а также изучение последствий реализации принятых указанными органами решений нормативного правового характера.
8. Методами осуществления инспекционного контроля являются: обследование, проверка документации образовательных учреждений, выявление фактического состояния проверяемых образовательных учреждений, экспертиза, ревизия финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ (по согласованию с руководителями образовательных учреждений), анкетирование, иные методы, способствующие достижению цели контроля.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений осуществляется Управлением в пределах его компетенции.
9. Видами инспекционного контроля являются плановые, внеплановые (оперативные), аудиторские проверки, мониторинг.
Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование проверок образовательных учреждений.
Внеплановые (оперативные) проверки проводятся на основании поступивших в Управление обращений (заявлений, жалоб) граждан и юридических лиц, содержащих сведения о нарушениях образовательным учреждением действующего законодательства в области образования. Целью данного вида инспекционного контроля является проверка указанных в заявлениях сведений и урегулирование конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Аудиторские проверки проводятся с целью изучения законности и обоснованности принятых управленческих решений и не сопровождаются принятием мер административного воздействия к руководителям проверяемого образовательного учреждения. Аудиторская проверка может сопровождаться консультированием работников образовательного учреждения по вопросам аудиторской проверки.
Мониторинг проводится с целью наблюдения за нормируемой деятельностью образовательных учреждений и позволяет осуществлять сбор и обработку необходимой информации для эффективного решения задач управления качеством образования.
10. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование:
- образовательных учреждений:
- тематические проверки (одно направление деятельности),
- комплексные проверки (два и более направления деятельности);
- должностных лиц:
- тематические проверки,
- комплексные проверки.

IV. Основные правила инспектирования

11. Управление проводит инспекционные проверки силами своих специалистов, обладающих необходимой квалификацией, должностные обязанности которых включают инспекционные функции.
К участию в инспектировании в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе объединенные во временные экспертные группы (комиссии).
12. Управление вправе обратиться в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, научные и методические учреждения за помощью в организации проведения инспекционных проверок. Помощь может быть предоставлена в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных работ, консультировании, в иной форме.
13. Управление может в установленном порядке делегировать руководителям образовательных учреждений право осуществлять инспектирование по вопросам урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
14. Периодичность и виды инспекционного контроля за результатами деятельности образовательных учреждений и их руководителей определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении.
Определение количества и тем инспекционных проверок находится в исключительной компетенции начальника Управления.
Плановые (тематические, комплексные) проверки инспектируемых учреждений проводятся не более 3 раз в учебный год.
Тематическая и комплексная проверка проводится в срок не более 10 рабочих дней.
15. План-график плановых инспекционных проверок составляется ежегодно и доводится до сведения руководителей образовательных учреждений не позднее 14 дней до начала календарного года, в котором планируется проведение инспекционных проверок.
16. Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке. Внеплановое (оперативное) инспектирование возможно без предупреждения.
17. Задание начальника Управления о проведении инспектирования с целью проверки состояния дел по вопросу (вопросам), по которому готовится управленческое решение, а также задание на осуществление проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций, должно быть оформлено в виде аналитических справок и актов.
18. Основанием для проведения плановой инспекционной проверки является план-график проведения инспекционных проверок Управления, для проведения внеплановой (оперативной) инспекционной проверки - обращение физических лиц и юридических лиц в органы управления образованием по поводу нарушений в области образования, для проверки состояния дел в целях выработки управленческих решений - задание руководителя Управления или Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
19. Для осуществления инспектирования формируется комиссия (группа специалистов), издается приказ о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план-задание. План-задание устанавливает особенности данной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки справки (итогового документа) по отдельным разделам деятельности муниципального образовательного учреждения или должностного лица.
20. Специалисты, направленные для проведения инспекционной проверки, должны иметь при себе или заранее представить в инспектируемое учреждение приказ о проведении проверки.
21. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
22. При выявлении в ходе инспектирования нарушений законодательства в деятельности учреждения по вопросам, не входящим в компетенцию Управления, а также, если принятие решения по обнаруженным нарушениям не отнесено к его компетенции, руководитель Управления обязан в срок не позднее 10 рабочих дней уведомить о выявленных нарушениях Администрацию города Бийска, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи или иные компетентные органы.
23. В ходе инспектирования и после его окончания специалисты, осуществляющие инспектирование, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательных учреждений по вопросам, относящимся к предмету инспекционной проверки.
24. Результаты инспектирования доводятся до сведения руководителя проверенного учреждения или иного уполномоченного должностного лица указанного учреждения.
25. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников образовательного учреждения проводятся в соответствии с установленными нормами и правилами.

V. Компетенция и полномочия Управления
при проведении инспектирования

26. В целях координации деятельности и во избежание дублирования при организации проверок подведомственных образовательных учреждений начальник Управления вправе получать информацию о планах по организации контроля деятельности учреждений и должностных лиц других служб и ведомств, расположенных на территории муниципального образования город Бийск.
27. Управление в порядке инспекционного контроля вправе осуществлять инспектирование результатов деятельности образовательных учреждений и их руководителей по вопросам:
- исполнения норм и правил, установленных в области образования законодательством Российской Федерации, Алтайского края и иными нормативными правовыми актами;
- оценки результатов деятельности образовательных учреждений, направленной на осуществление государственной политики в области образования;
- реализации права граждан на получение установленного Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" обязательного основного общего образования;
- обеспечения гражданам, проживающим на территории города Бийска, возможности выбора форм получения образования, типа и вида общеобразовательного учреждения;
- реализации ведомственных целевых программ;
- представления и достоверности показателей о соответствии федеральным стандартам условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- результатов деятельности руководителей муниципальных образовательных учреждений по вопросам:
- осуществления контроля за соблюдением федеральных государственных образовательных стандартов, установленного порядка промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и Устава учреждения;
- соблюдения санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования образовательных учреждений;
- совершенствования программно-методического обеспечения учебного процесса;
- реализации дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального поощрения обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
- осуществления повышения квалификации педагогических работников;
- других вопросов в рамках компетенции Управления.
28. В случае передачи Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи отдельных государственных полномочий Управление при получении вправе проводить инспекционные проверки краевых образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования город Бийск, включая проверки:
- реализации в полном объеме указанными учреждениями общеобразовательных программ;
- организации указанными учреждениями воспитательной работы, досуговой деятельности, социальной защиты обучающихся, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
29. Управление как учредитель проверяемых образовательных учреждений вправе осуществлять инспектирование результатов деятельности образовательных учреждений по вопросам:
- сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения (зданий, помещений, сооружений и др. имущества);
- соблюдения образовательным учреждением условий договора аренды, безвозмездного пользования и т.п. зданий, помещений, сооружений и др. имущества, которым пользуется указанное учреждение;
- законности использования образовательным учреждением финансовых средств, выделяемых ему учредителем и/или полученных из других источников;
- организации в образовательном учреждении общественного питания и медицинского обслуживания в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников учреждений;
- соблюдения образовательным учреждением требований, установленных его Уставом, другими учредительными документами, а также договором, заключенным между учредителем и учреждением.

VI. Результаты инспектирования

30. Результаты инспектирования оформляются в форме акта, аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу (далее - итоговый материал).
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии документов, удостоверяющих изложенные в итоговом материале факты и подтверждающих правильность выводов, сделанных инспекционной комиссией.
31. Итоговый материал оформляется на месте инспектирования. В случаях, когда требуется углубленная обработка и анализ собранной информации, результаты инспектирования доводятся до сведения руководителя проверяемого образовательного учреждения в течение 2 недель со дня окончания инспектирования. Руководитель проверяемого учреждения или иное лицо, уполномоченное действовать от имени этого учреждения, после ознакомления с результатами инспектирования визирует итоговый материал инспектирования. В случае несогласия с результатами инспектирования (в целом или по отдельным фактам и выводам) руководитель проверяемого учреждения либо иное уполномоченное лицо вправе в письменной форме указать о своем несогласии с результатами инспектирования.
В случае, если не имеется возможности получить визу руководителя проверяемого учреждения или иного лица, уполномоченного действовать от имени этого учреждения, председатель инспекционной комиссии делает соответствующую запись, либо инспекционная комиссия оформляет соответствующий акт.
32. В зависимости от формы, целей, задач проведенной инспекционной проверки и с учетом выявленных при ее проведении результатов могут проводиться педагогические советы, рабочие совещания с педагогическим коллективом проверенного образовательного учреждения, совещания руководителей образовательных учреждений; замечания и предложения инспекционной комиссии могут быть записаны в "Книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц" (при наличии последней в образовательном учреждении).
33. По результатам инспекционной проверки начальник Управления вправе принять решение:
- об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта;
- о направлении письма или материалов инспектирования в органы, уполномоченные принимать решения по указанным в них вопросам;
- о проведении повторной инспекционной проверки с привлечением определенных специалистов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя учреждения, в котором была проведена инспекционная проверка;
- иное решение в пределах своей компетенции.
34. В случае выявления в ходе инспектирования грубых нарушений законодательства в области образования и/или грубых нарушений устава проверяемого учреждения Управление вправе направить соответствующую информацию в Администрацию города Бийска, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи и другие органы, уполномоченные принимать решения по соответствующим вопросам.
35. Результаты инспекционной проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, сообщаются заявителям в установленный действующим законодательством срок.
36. Результаты тематической проверки ряда учреждений могут быть оформлены одним документом.
37. Руководитель учреждения, в котором была проведена инспекционная проверка, после ознакомления с результатами инспектирования принимает соответствующее решение и направляет в Управление план мероприятий по устранению выявленных в ходе инспекционной проверки нарушений либо справку по итогам проведенных мероприятий по устранению указанных нарушений.

Управляющий делами
И.К.ЮДИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru