Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. по делу № А29-8950/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 20 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233, ИНН 1101462123) в лице Государственного учреждения Республики Коми "Летское лесничество", с. Летка Прилузского района
к Открытому акционерному обществу "МАЙСКЛЕС" (ОГРН 1024301272544, ИНН 4318000056), п. Безбожник Кировской области
о взыскании ущерба в размере 2 075 055 руб. 10 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель К. - по доверенности № 11 от 11.01.2011 года
от ответчика: представитель Р. - по доверенности № 323 от 31.10.2011 года, представитель П. - по доверенности № 321 от 31.10.2011 года,

установил:

Комитет лесов Республики Коми обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "МАЙСКЛЕС" (далее по тексту - ООО "МАЙСКЛЕС") о взыскании ущерба в размере 2 075 055 руб. 10 коп.
Представитель истца в судебном заседании просил удовлетворить исковое заявление.
Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились; пояснили, что, по их мнению, в выделе 25 квартала 8 Летского участкового лесничества с учетом документов, выданных ОАО "МАЙСКЛЕС", отсутствует водоохранная зона.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В материалы дела представлен договор аренды лесного участка от 15.08.2007 года № 1, заключенный между Комитетом лесов Республики Коми ("Арендодатель") и ООО "МАЙСКЛЕС" ("Арендатор"), на основании которого "Арендодатель", действуя в соответствии со ст. 72 и ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результате лесного конкурса по передаче в аренду лесных участков № 28-01 от 17.12.2004 года и руководствуясь ст. 4 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", договора аренды № 28 от 14.02.2005 года передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а "Арендатор" принимает лесной участок на 47 лет.
Лесной участок площадью 116 142 га, предоставленный в аренду по данному договору, имеет местоположение: Республика Коми, Прилузский район, ГУ Летский лесхоз, в частности квартала 1 - 30 Летского лесничества.
Согласно разделу 8 договора 15.08.2007 года № 1, срок действия данного договора составляет 47 лет.
Срок окончания договора - 31.03.2054 года.
Договор вступает в силу с момента государственной регистрации.
Как следует из искового заявления, в июле 2010 года было проведено освидетельствование в квартале 25 делянки 8 Летского участкового лесничества методом аналитико-измерительного дешифрования материалов крупномасштабной аэрофотосъемки при проведении дистанционного мониторинга мест рубок, в результате которого были выявлены нарушения лесохозяйственных требований, а именно, незаконная рубка в водоохранной зоне.
На основании данных космоснимков Комитетом лесов Республики Коми создана комиссия, которой было произведено натуральное обследование д. 8, кв. 25 Летского участкового лесничества, в результате которого установлена незаконная вырубка в водоохранной зоне. Площадь нарушения составила 3 га, в подтверждение чего истцом представлен акт о лесонарушении от 23.11.2010 года, подписанный представителем ответчика с возражениями.
Претензионным письмо от 03.12.2010 года № 711 истец предложил ответчику добровольно перечислить 2 075 055 руб. 10 коп. ущерба, рассчитанного на основании данных, указанных в акте от 23.11.2010 года, в течение тридцати дней с момента получения претензии.
В соответствии статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и возмещают вред причиненный лесам, вследствие нарушения лесного законодательства.
При этом лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке, в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Размер вреда, причиненного лесам, должен определяться на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 года № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", в котором предусмотрены методика и таксы для исчисления размера ущерба.
Однако, при исследовании материалов дела судом обнаружено, что ни в договоре аренды лесного участка от 15.08.2007 года № 1, ни в технологической карте разработки лесосеки в квартале 25 делянке № 8 Летского участкового лесничества, ни в таксационном описании в части квартала 25 Летского участкового лесничества, ни в картографическом материале в части данного квартала не отмечена водоохранная зона, а также какие-либо обязательства ответчика в отношении данной водоохранной зоны.
Кроме того, в акте натурального обследования при проверке дистанционного мониторинга от 22.11.2010 года № 2/2, подписанным представителями Комитета лесов Республики Коми отмечено, что в квартале 25 делянки 8 Летского участкового лесничества арендаторами при отводе данного лесного участка не была выделена водоохранная зона, защитные леса (водоохранная зона) в картографических материалах не выделена.
Согласно п. 52 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 года № 184, организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Кроме того, порядок проведения и оформления результатов дистанционного космического мониторинга в целях их дальнейшего применения для определения размера вреда, причиненного лесным насаждениям, нормативно не урегулирован, в связи с чем применять материалы мониторинга возможно только после проведения проверки мест рубок в установленном порядке, что также следует из абзаца 4 пункта 13 Положения о порядке приемки выполненных работ по использованию лесов, согласно которому представители лесничества, производящие приемку, должны иметь материалы аналитико-измерительного дешифрирования крупномасштабных аэрофотоснимков.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об извещении ответчика о дате и времени проведения наземной проверки делянки 8 квартала 25 Летского участкового лесничества в целях определения объема лесонарушения, выявленного при рассмотрении материалов космического мониторинга.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: факт причинения вреда и его размер, противоправность и вину причинителя вреда; причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.
С учетом пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истец доказательства наличия вины ответчика в причинении вреда не представил, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика ущерба.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Между тем, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Комитет лесов Республики Коми с учетом Постановления Правительства Республики Коми от 26.07.2007 года № 157, является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью государственных учреждений Республики Коми.
Принимая во внимание перечисленное, государственная пошлина в федеральный бюджет не подлежит взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176, 180 - 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Отказать в удовлетворении иска.
2. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru