Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 августа 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 50 от 22.07.2011 по признакам нарушения Муниципальным учреждением "Д" г. Оби Новосибирской области (далее МУ "Д") (<...>) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
заявителя - индивидуального предпринимателя Б. <...>;
заинтересованного лица: ООО "Р" Б.1 <...>;
представитель МУ "Д" на рассмотрение дела не явился, о времени и месте рассмотрения дела МУ "Д" уведомлено надлежащим образом,

установила:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя Б., который сообщил следующее.
В настоящее время обязанности по погребению в г. Оби возложены на МУ "Д". ИП Б. просит Новосибирское УФАС России проверить наличие договора между МУ "Д" и ООО "Р" об оказании ритуальных услуг, наличие договора по доставке трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы г. Новосибирска, поскольку не может осуществлять деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории г. Оби ввиду невозможности получения информации от МУ "Д" об организации по осуществлению и стоимости похоронных услуг.
В ходе рассмотрения обращения ИП Б. Новосибирским УФАС России установлено следующее.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Администрация г. Оби письмом от 06.07.2011 № 1974 сообщила Новосибирскому УФАС России, что специализированной муниципальной службы, оказывающей похоронные услуги на территории г. Оби, нет. Данный вид услуг на территории г. Оби оказывает ООО "Р". Порядок деятельности общественных кладбищ на территории г. Оби утвержден Решением Совета депутатов от 24.10.2009 № 487.
МУ "Д" в лице директора В. и ООО "Р" заключили договор от 01.01.2011 № 3. Согласно пункту 1.1 договора ООО "Р" осуществляет доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы г. Оби.
МУ "Д" в лице директора В. и ООО "Р" заключили договор от 01.01.2011 № 4. В соответствии с пунктом 1.1 договора МУ "Д" поручает, а ООО "Р" принимает на себя ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби. Согласно пунктам 2.2.2, 2.2.5 договора ООО "Р" обязуется содержать и эксплуатировать кладбище согласно "Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг", соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законом.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении МУ "Д" по признакам части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в заключении договоров от 01.01.2011 № 3, от 01.01.2011 № 4 с ООО "Р", которые наделяют ООО "Р" функциями и правами органа местного самоуправления, предоставляют ООО "Р" исключительное право оказания ритуальных услуг, что устраняет конкуренцию на рынке ритуальных услуг.
Объяснение по существу дела МУ "Д" не представило.
На заседании Комиссии ИП Б. подтвердил доводы, изложенные в заявлении.
На заседании Комиссии представитель ООО "Р" сообщила, что договоры, заключенные ООО "Р" с МУ "Д", не запрещают оказывать ритуальные услуги и не препятствуют осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам. Отвод земельных участков для захоронения на территории кладбища осуществляет смотритель кладбища, который является работником МУ "Д". ООО "Р" заключает договоры на оказание услуг и оказывает услуги только после получения разрешения на захоронение в МУ "Д" и отвод земельного участка представителем МУ "Д". ООО "Р" самостоятельно ведет регистрацию захоронений. В дальнейшем данные о захоронениях передаются в МУ "Д". Регистрация производится только тех захоронений, которые осуществляет непосредственно ООО "Р". ООО "Р" не является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим ритуальные услуги. Часть граждан обращается к другим коммерческим организациям, некоторые граждане самостоятельно осуществляют захоронения, не прибегая к услугам коммерческих организаций. Кроме оказания услуг по захоронению на территории кладбища ООО "Р" осуществляет уборку территории кладбища, поддерживает чистоту и порядок, собирает и вывозит мусор.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (статья 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения является вопросом местного значения поселения. С целью решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формировать и размещать муниципальный заказ (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Размещение муниципального заказа должно осуществляться в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов...".
Администрация г. Оби Новосибирской области письмом от 06.07.2011 № 1974 сообщает, что специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Оби нет. ООО "Р" оказывает ритуальные услуги в полном объеме (от оформления документов до захоронения включительно).
Порядок деятельности общественных кладбищ на территории г. Оби утвержден Решением Совета депутатов от 24.10.2009 № 487 (далее Порядок).
Согласно данному Порядку общественные кладбища на территории г. Оби являются муниципальной собственностью и находятся в оперативном управлении МУ "Д", предоставление участка земли для погребения умершего производится в МУ "Д" (пункты 1.2, 2.3, 2.8 Порядка).
Каждое захоронение регистрируется МУ "Д" в книге регистрации захоронений, семейное захоронение регистрируется в книге регистрации семейных захоронений. Книга регистрации захоронений, книга регистрации семейных захоронений являются документами строгой отчетности и хранятся вечно в архиве МУ "Д" (пункт 2.8 Порядка).
Согласно "Порядку деятельности общественных кладбищ на территории г. Оби", утвержденному Решением Совета депутатов г. Оби от 24.11.2009 № 487, полномочия по организации похоронного обслуживания на территории кладбища, благоустройства мест захоронения и санитарного состояния территории кладбища делегированы МУ "Д". В частности, МУ "Д" обязано обеспечить: соблюдение норм предоставления участков земли для погребения; работу общественных туалетов, освещение, систематическую уборку дорог общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения; оказание услуг по уходу за захоронением, установке (замене) надмогильных сооружений и уходу за ними; принятие надмогильных сооружений на сохранность, сохранность механизмов, инвентаря и принятых на сохранность надмогильных сооружений, вывоз мусора, благоустройство кладбищ, соблюдение требований пожарной безопасности, проведение мероприятий по озеленению кладбища и уходу за зелеными насаждениями общего пользования, своевременный ремонт сооружений кладбищ (пункт 5.1 Порядка).
МУ "Д" в лице директора В. и ООО "Р" заключили договор от 01.01.2011 № 3. Согласно пункту 1.1 договора ООО "Р" осуществляет доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы г. Оби.
МУ "Д" в лице директора В. и ООО "Р" заключили договор от 01.01.2011 № 4. В соответствии с пунктом 1.1 договора МУ "Д" поручает, а ООО "Р" принимает на себя ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби. Согласно пунктам 2.2.2, 2.2.5 договора ООО "Р" обязуется содержать и эксплуатировать кладбище согласно "Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг", соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения.
Президиум ВАС РФ Постановлением от 23.09.2008 № 12027/07 по делу № А33-9227/2006 установил, что наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создает преимущественные условия для деятельности хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, что противоречит нормам Закона "О погребении..." и Закона "О защите конкуренции".
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Решением Совета депутатов г. Оби от 24.10.2009 № 487 полномочия по решению вопросов местного значения по организации похоронного дела на территории г. Оби делегированы МУ "Д".
Финансовое осуществление деятельности МУ "Д" для решения вопросов местного значения по организации похоронного дела в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" должно осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования г. Оби.
Деятельность по организации похоронного дела МУ "Д" должно осуществлять самостоятельно. Для решения вопроса местного значения (содержание и эксплуатация кладбища, благоустройство мест захоронения и поддержание санитарного состояния на территории кладбища) МУ "Д" вправе привлекать иные организации путем размещения муниципального заказа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов...".


Размещение муниципального заказа по содержанию и эксплуатации кладбища, благоустройству мест захоронения и поддержанию санитарного состояния на территории кладбища администрация г. Оби и МУ "Д" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов...", не проводили.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законом.
МУ "Д", заключив договоры от 01.01.2011 № 4, от 01.01.2011 № 3 с ООО "Р", в соответствии с которыми ООО "Р" принимает на себя ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби, обязуется содержать и эксплуатировать кладбище согласно "Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг", соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения, осуществлять доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы г. Оби, наделило ООО "Р" функциями и правами органа местного самоуправления, предоставило ООО "Р" исключительное право на организацию похоронного обслуживания, что нарушает часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку устраняет конкуренцию на рынке ритуальных услуг г. Оби.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" г. Оби Новосибирской области нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в заключении договоров с ООО "Р" от 01.01.2011 № 3, от 01.01.2011 № 4, которые возлагают ответственность по организации похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби на ООО "Р", обязывают ООО "Р" осуществлять функции по содержанию и эксплуатации кладбища согласно "Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг", соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения, осуществлять доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы г. Оби, тем самым наделяют ООО "Р" функциями и правами органа местного самоуправления, предоставляют ООО "Р" исключительное право организации похоронного обслуживания, что нарушает часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку устраняет конкуренцию на рынке ритуальных услуг г. Оби.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" г. Оби Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 августа 2011 г. № 49

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 26.07.2006 имеет номер 135-ФЗ, а не 135.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12.08.2011 по делу № 50 от 22.07.2011 о нарушении муниципальным учреждением "Д" г. Оби Новосибирской области (<...>) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Муниципальному учреждению "Д" г. Оби Новосибирской области в срок до 01.09.2011 прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
2. С целью устранения нарушения антимонопольного законодательства муниципальному учреждению "Д" г. Оби Новосибирской области в срок до 01.09.2011 необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно исключить из договоров, заключенных МУ "Д" с ООО "Р", от 01.01.2011 № 4 пункты 1.1, 2.2.2, 2.2.5, от 01.01.2011 № 3 пункт 1.1, которые наделяют ООО "Р" функциями и правами органа местного самоуправления, предоставляют ООО "Р" исключительное право оказания ритуальных услуг.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 07.09.2011 с приложением подтверждающих документов.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru