Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2010 г. по делу № А27-7563/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2010 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Власова В.В., судей Тимошенко Л.С. и Драпезо В.Я. при ведении протокола секретарем судебного заседания К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Санаторий "Томь-Усинский", г. Мыски
к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово 3-е лицо: закрытое акционерное общество "Тепловые сети", г. Мыски об оспаривании нормативного правового акта - Постановления от 29.12.2009 № 229 при участии:
от заявителя: Л. - представитель по доверенности (копия в деле), паспорт; от РЭК Кемеровской области: П. - консультант нормативно-правового отдела по доверенности (копия в деле), паспорт;
от 3-го лица: н/я (ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителя); от прокуратуры: н/я;

установил:

Закрытое акционерное общество "Санаторий "Томь-Усинский", г.Мыски (далее - заявитель, ЗАО "Санаторий "Томь-Усинский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово (далее - РЭК КО) № 229 от 29.12.2009 г.
Определением суда от 31.05.2010 г. заявление принято к производству, дело назначено к разбирательству в предварительном судебном заседании на 19.07.2010 г. Этим же определением к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ было привлечено третье лицо - ЗАО "Тепловые сети", г. Мыски, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора. Определением суда от 19.07.2010 предварительное судебное заседание откладывалось в порядке ст. 158 АПК РФ до 06.08.2010. Определением суда от 06.08.2010 дело назначалось к разбирательству в судебном заседании на 06.09.2010. Определением суда от 06.09.2010 производство по делу было приостановлено в порядке п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта по делу № А27-3947/2010. Уведомлением суда от 21.09.2010 был назначен вопрос о возобновлении производства по настоящему делу на 12.10.2010 на 15 час. 00 мин.
Надлежаще извещенное в порядке ст. 123 АПК РФ третье лицо в судебное заседание не явилось, до начала рассмотрения дела по существу направило в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть спор по существу в отсутствие его представителя, против возобновления производства по делу не возражает. Кроме того, направило в суд дополнительный отзыв на заявление с учетом постановления кассационной инстанции, в котором возражает против требований заявителя. Дополнительный отзыв приобщен судом к материалам дела.
Надлежаще извещенная в порядке ст. 123 АПК РФ прокуратура в судебное заседание представителя не направила, возражений против возобновления производства по настоящему делу, а также возражений против рассмотрения дела в отсутствие ее представителя не заявила.
Определением суда от 12.10.2010 производство по делу в порядке ст. 146 АПК РФ возобновлено, назначено к разбирательству на 12.10.2010 на 15 час. 10 мин.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица и прокуратуры, по материалам, имеющимся в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в возражениях на отзыв, представленном в настоящем судебном заседании и приобщенном к материалам дела.
Считает, что Постановление РЭК КО № 229 от 29.12.2009 г. не соответствует действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 104, так как в Постановлении применен не допустимый метод снижения тарифов для отдельных потребителей за счет повышения тарифов для других потребителей, то есть "перекрестного субсидирования". Данный метод нарушает ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ.
Представитель РЭК КО против требований заявителя возражал, пояснив, что постановления РЭК полностью соответствует действующему законодательству, а метод "перекрестного субсидирования" был применен правомерно.
Рассмотрев материалы дел, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 29 декабря 2009 № 229 (далее - постановление № 229) "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски)", в соответствии с которым установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "Тепловые сети", согласно Приложению № 1 к постановлению в размере: для бюджетных потребителей одноставочный 507,89 руб./Ткал без НДС, для иных потребителей одноставочный 1078,79 руб./Гкал без НДС.
Согласно п. 2 Постановления РЭК КО № 229 от 29.12.2009 г. тарифы действуют с 01.01.2010 г.
В соответствии с приложением № 1 к Постановлению РЭК Кемеровской области от 26.12.2009 № 229 были утверждены тарифы на тепловую энергию ЗАО "Тепловые сети" г. Мыски для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии. Для группы "бюджетные потребители" установлен одноставочный тариф за тепловую энергию в горячей воде в размере 507,89 руб./Гкал, для группы "иные потребители" в размере 1078,79 руб./Гкал.
Постановление РЭК КО № 229 от 29.12.2009 г. опубликовано в Информационном бюллетене Региональной энергетической комиссии № 12 (87) декабрь ч. 4 2009 г.
Считая, что Постановление РЭК КО № 229 от 29.12.2009 г. не соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 г.), Правилам государственного регулирования и применения тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109, ЗАО "Санаторий Томь-Усинский" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав доводы представителей сторон, суд признал требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Согласно статье 4 Федерального закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Статьей 6 Федерального закона № 41-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отнесено право устанавливать тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных(минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно Положению о региональной энергетической комиссии Кемеровской области комиссия является органом исполнительной власти Кемеровской области и в соответствии со схемой управления Кемеровской областью относится к специальным органам государственной власти Кемеровской области.
Основными задачами комиссии является государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 15 Основ ценообразования установлено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
При установлении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую ЗАО "Тепловые сети", РЭК применила метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 59 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам, включая степень использования максимальной тепловой нагрузки, в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической и тепловой энергии и применению указанных критериев.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ № 20-э/2 издан 06.08.2004, а не 06.08.2005.

Пунктом 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2005 № 20-э/2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются регулирующим органом отдельно по потребителям, получающим тепловую энергию с теплоносителями - горячая вода и пар, с дифференциацией последнего по давлению.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по видам теплоносителей: горячая вода, отборный пар давлением от 1,2 до 2,5 кг/кв. см, от 2,5 до 7,0 кг/кв. см, от 7,0 до 13,0 кг/кв. см, свыше 13,0 кг/кв. см, острый и редуцированный пар.
Согласно пункту 29.5 Методических указаний по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне. Тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.
Применение иной дифференциации тарифов на тепловую энергию законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не предусмотрено.
В пункте 28 Методических указаний было предусмотрено в целях реализации бюджетной политики указывать отдельной строкой потребителей тепловой энергии, финансируемых за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.12.2009 № 469-э/8 данный абзац был исключен.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые сети" были утверждены на основании заключения РЭК от 29.12.2009 по материалам ЗАО "Тепловые сети" для формирования необходимой валовой выручки, принимаемой для расчета и утверждения тарифов на тепловую энергию с 1 января 2010 года.
Из заключения, а также из пояснений к расчету экономически обоснованных тарифов следует, что тариф на тепловую энергию в горячей воде по группе "бюджетные потребители" на 2010 рассчитан путем индексации тарифа на 2009 год: 425,1 х 1,176 (117, 6% максимальная величина роста тарифов на 2010) = 499,9 руб./Гкал.
Для группы "иные потребители" расчет тарифа произведен остаточным принципом с ростом тарифа к 2009 на 56,5%.
В соответствии с пунктом 14 Правил в случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.
"Бюджетные" и "иные потребители" обеспечиваются передачей тепловой энергии по одним и тем же сетям.
Применение при установлении тарифов одновременно метода индексации и метода экономически обоснованных затрат в зависимости от правового статуса потребителя противоречит Основам ценообразования и Методическим указаниям.
Тем самым нарушен принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, установленный статьями 2, 4 Федерального закона № 41-ФЗ.
Тарифы на тепловую энергию в горячей воде для групп "бюджетные потребители" и "иные потребители" взаимосвязаны и обусловлены.
Установление методом индексации тарифа на тепловую энергию в горячей воде для бюджетных потребителей в размере 507,89 руб./Гкал нарушает права и законные интересы "иных потребителей", поскольку приводит к необоснованному завышению тарифа для данной группы.
В нарушении ст. 2 Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. в оспариваемом Постановление РЭК КО № 229 от 29.12.2009 г. применен недопустимый принцип "перекрестного субсидирования" - установлен льготный тариф для бюджетных потребителей в размере 507,89 руб./Гкал, который значительно ниже установленного тарифа для иных потребителей в размере 1078,79 руб./Гкал.
В оспариваемом Постановлении РЭК КО № 229 от 29.12.2009 г. тариф на тепловую энергию для тарифной группы "Бюджетные" в размере 507,89 руб./Гкал является пониженным (льготным), при этом в нарушение пункта 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов отсутствует решение регулирующего органа с указанием потребителей (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, что так же подтверждает использование Региональной энергетической комиссии Кемеровской области при установлении тарифов метода "перекрестного субсидирования", недопустимого ст. 2 Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. Несоблюдение Региональной энергетической комиссии Кемеровской области вышеназванных требований Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правил государственного регулирования и применения тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации при принятии Постановлении РЭК КО № 229 от 29.12.2009 г. является основанием для признания оспариваемого постановления несоответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы ЗАО санаторий "Томь-Усинский" в экономической и предпринимательской деятельности.
Суд не принимает довод РЭК КО о том, что приложение № 4 "Тарифы на Тепловую энергию для потребителей ОАО "Кузбассэнерго" (г. Мыски) на 2010" к Постановлению РЭК КО № 230 от 29.12.2009 не признано не соответствующим Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую м тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-Э/2.
Тарифы для конечных потребителей г. Мыски были сформированы исходя из тарифа на производство на Томь-Усинский ГРЭС и тарифа на передачу тепловой энергии по сетям ЗАО "Тепловые сети", г. Мыски.
Разница в уровне тарифов для бюджетных и иных потребителей, установленных оспариваемым Постановлением РЭК, обусловлена тем, что тарифы на тепловую энергию, указанные в Приложении № 4 Постановления РЭК № 230 от 29.12.2009, являются покупным тарифами для ЗАО "Тепловые сети", для которого установлен единый тариф (для бюджетных и для иных потребителей) - 301,69 руб., в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Тепловые сети" г. Мыски осуществляет деятельность по передаче и поставке (продаже) тепловой энергии в горячей воде потребителям и включено в реестр энергоснабжаюших организаций Кемеровской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, с присвоением регистрационного номера - 4.159.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ и ст. 6 Закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" цена по договору купли-продажи тепловой энергии подлежит государственному регулированию. При регулировании тарифов в силу пунктов 15 и 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 г. применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат) при использовании которого организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования.
В представленном РЭК КО Экспертном заключении для формирования необходимой валовой выручки, принимаемой для расчета и утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии и конечных тарифов на тепловую энергию с 01.01.2010 г. рассчитана сумма необходимой валовой выручки в размере 301 руб. 69 коп. (с НДС) и для бюджетных и для иных потребителей. В Таблице 2 рекомендованы для утверждения тарифы в размере для бюджетных потребителей 507,89 руб. (без НДС) и для иных потребителей 1078,79 руб. (без НДС), при этом никакого расчета и обоснования данных сумм нет. Ссылка РЭК КО на тариф, утвержденный Постановлением № 230 от 29.12.2009 г., не обоснованна, так как данный тариф утвержден на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке Кемеровской области и к абонентам ЗАО "Тепловые сети" отношения не имеет. Таким образом, в нарушение Основ ценообразования в отношении тарифа, установленного оспариваемым Постановлением, в части стоимости, превышающей 301 руб. 69 коп. отсутствует обоснование и расчет формирования необходимой валовой выручки организации.
Кроме того, в Постановлением № 230 от 29.12.2009 г. также допущено нарушение законодательства, в частности ст. 2 Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 г., допущено незаконное повышение тарифов для других потребителей, и используется тот же принцип расчета, который признан недействительным Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.07.2010 г. по делу А27-3947/2010, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.09.2010 г.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований, в соответствии со статьей ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителями при подаче заявления, подлежит возмещению заинтересованным лицом.
Руководствуясь статьями ПО, 167, 170, 176, 180, 181, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленное требование удовлетворить.
Признать Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29.12.2009 № 229 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски)" недействующим, как не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую м тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-Э/2.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в пользу Закрытого акционерного общества "Санаторий "Томь-Усинский", г. Мыски 2000 рублей судебных расходов, в виде уплаченной государственной пошлины, понесенных согласно платежного поручения № 331 от 24.05.2010.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
В.В.ВЛАСОВ

Судьи
Л.С.ТИМОШЕНКО
В.Я.ДРАПЕЗО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru