Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 9 апреля 2012 г. № 18-21/16419

ОБ АДМИНИСТРИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В ТЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА

Во исполнение пункта 5 протокола заседания "круглого стола" по теме "Администрирование региональных и местных налогов: актуальные проблемы и пути их решения", проведенного в рамках расширенной коллегии УФНС России по Московской области <1> (от 17.02.2012 № 01-05/01-2), направляем прилагаемые рекомендации по вопросу администрирования земельного налога в случае изменения налоговой базы в течение налогового периода.
--------------------------------
<1> Далее - УФНС.

Территориальным налоговым органам УФНС необходимо организовать изучение и использование указанного документа, в т.ч. при проведении налоговых расчетов и формировании налоговых уведомлений, а также при выполнении камеральной проверки налоговых деклараций, касающихся налоговых обязательств по земельному налогу.

Заместитель руководителя
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
В.А. Морозов





Приложение
к письму УФНС России
по Московской области
от 9 апреля 2012 г. № 18-21/16419

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСУ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ
ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В ТЕЧЕНИЕ
НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА <1>

--------------------------------
<1> Настоящий документ имеет сугубо информационно-справочный характер, не содержит новых норм права и не является официальным (общеобязательным) разъяснением действующего законодательства.

1. Изменение налоговой базы (кадастровой стоимости) в случаях изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации <2> налогоплательщиками земельного налога <3> признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
--------------------------------
<2> Далее - Кодекс.
<3> Далее также - налог.

Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Исходя из указанных норм Кодекса в письмах Минфина России от 29.03.2010 № 03-05-06-02/26, от 18.08.2010 № 03-05-05-02/66, от 19.11.2010 № 03-05-06-02/116 разъяснялось, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земель вследствие исправления технических ошибок либо судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.
В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления налога в следующем налоговом периоде.
Территориальным налоговым органам УФНС необходимо организовать мониторинг правильного отражения в базе данных сведений о дате, по состоянию на которую для целей налогового администрирования должна использоваться новая кадастровая стоимость, определенная в связи с изменением указанных характеристик земельных участков.
2. Изменение налоговой базы (кадастровой стоимости) в случаях исправления ошибок, допущенных при ее определении и внесении в государственный кадастр недвижимости <4>.
--------------------------------
<4> Далее - ГКН.

В случае изменения значения кадастровой стоимости земельных участков в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении органами, осуществляющими ведение ГКН и государственный кадастровый учет недвижимого имущества <5>, и внесение в ГКН исправлений в сведениях о кадастровой стоимости обратным числом, в УФНС представляется решение ОКУ о внесении в кадастр указанных сведений, которое должно содержать дату, по состоянию на которую осуществлен новый расчет кадастровой стоимости (пункт 4.2 Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене между УФНС, Управлением Росреестра по Московской области и ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от 12.09.2011 № 01-19-19/26/01-12-7/11).
--------------------------------
<5> Далее указанные органы именуются - ОКУ. В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 с 15.09.2010 на территории Московской области полномочия ОКУ осуществляются филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области.

До технологического обеспечения автоматизированного предоставления указанной информации в рамках выгрузки из территориального информационного ресурса Росреестра (ТИРа) территориальным налоговым органам УФНС на основании вышеуказанных решений ОКУ (представляемых на бумажном носителе и оформленных исходя из разъяснений Роснедвижимости от 04.03.2008 № ВК/0877) необходимо осуществлять ввод в информационные ресурсы, используемые для администрирования налога, скорректированной информации о налоговой базе по состоянию на соответствующую дату нового расчета кадастровой стоимости.
Указанное не исключает направление в ОКУ запроса налогового органа о дополнительном разъяснении оснований для исправления ошибок, допущенных в расчете кадастровой стоимости, в случае возникновения необходимости проверки правильности определения налогоплательщиком налоговой базы, исходя из общих полномочий налоговых органов по запросу сведений в рамках мероприятий налогового контроля, предусмотренных Кодексом.
Применительно для рассматриваемого случая в письме Минфина России от 29.01.2009 № 03-05-06-02/05 также разъяснялось, что согласно нормам Кодекса налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода (в том числе в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Так, например, в 2009 г. возможно изменение налоговой базы по земельному налогу, определенной по состоянию на 1 января 2009 г., в случае если в силу судебного решения в 2009 г. были изменены результаты государственной кадастровой оценки земли, утвержденные по состоянию на 1 января 2009 г.
3. Изменение налоговой базы (кадастровой стоимости) в случаях утверждения нормативным правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации новых (актуализированных) результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. При этом кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Исходя из положений вышеназванного Определения Конституционного Суда нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания пункта 5 статьи 5 Кодекса действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно нормам Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
С учетом указанных положений, например, в письме Минфина России от 16.05.2011 № 03-05-04-02/45 содержится вывод о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденные распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ, официально опубликованным в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", № 27, 17.02.2010, № 30, 20.02.2010, № 31, 25.02.2010, должны применяться при исчислении земельного налога только начиная с расчетов за 2011 г.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru