Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2012 г. по делу № 33-1090/2012

Судья Лебедев Д.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лазорина Б.П.
судей: Кузьмичева В.А., Мироновой Н.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода о признании недействительным решения комиссии по обеспечению жильем граждан, о возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение,
по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 18 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Кузьмичева В.А., объяснения представителя Министерства социальной политики Нижегородской области М.С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, А. и его представителя Г.Т.И., считающих решение оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с названными исковыми требованиями к Министерству социальной политики Нижегородской области и администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты "к" и "л" пункта 4 Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 году, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 № 160.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему отказано во включении в Сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жильем, поскольку им не представлен один из документов, предусмотренный пунктами "к" и "л" "Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 году", а именно, им не предоставлена ни справка о сдаче жилья по последнему месту службы, ни обязательство о сдаче жилого помещения (справки КЭЧ).
Истец в судебное заседание не явился, его представитель Г.Т.И. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности М.С.А. исковые требования не признал.
Представитель администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода по доверенности К.Е.В. исковые требования не признала, указав, что администрация Нижегородского района г. Н.Новгорода является не надлежащим ответчиком по делу.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 18 октября 2011 года исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным решение комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области от 29.04.2011 г. № 82 в части 1.2: "отказать во включении в сводный список следующим гражданам:... А."; Министерство социальной политики Нижегородской области обязано предоставить истцу в собственность жилое помещение как гражданину в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих и ФЗ от 18.11.2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" и обеспечении жильем некоторых категорий граждан по Нижегородской области от 29.04.2011 г.
В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности - Г.Э.А. поставлен вопрос об отмене решения суда в полном объеме как постановленного с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства по делу, установил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с позицией суда первой инстанции нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (в том числе, указанных в статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).
Гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Порядок выпуска и реализации сертификатов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Согласно п. 44 данных Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:...
ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается (п. 44.1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы осуществляется на основании Закона Нижегородской области от 07.02.2011 № 14-З "О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области", Постановления Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 № 160 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 году".
Согласно указанному Порядку, для включения в списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3).
К заявлению прилагаются, в том числе:
к) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья (для граждан, сдавших жилое помещение по последнему месту военной службы (службы)) либо справка о необеспеченности жильем в период прохождения военной службы. В случае, если жилое помещение, принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации, после увольнения гражданина с военной службы передано в муниципальный жилищный фонд, граждане представляют справку органа местного самоуправления об освобождении жилого помещения гражданином и членами его семьи;
л) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность по форме согласно приложению 2 к Порядку в 2 экземплярах (для граждан, проживающих в жилом помещении, предоставленном по последнему месту военной службы (службы)) (п. 4).
Согласно п. 6 указанного Порядка, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) формируют списки граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Сформированные списки представляются в министерство социальной политики Нижегородской области по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 августа 2011 года.
Гражданам отказывается во включении в списки, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, в случае, если, в частности, гражданин не представил документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, либо представил их не в полном объеме (п. 7).
Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в течение 10 рабочих дней со дня представления списков органами местного самоуправления (п. 8).
По смыслу указанных норм права, в частности п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, или по мотивам отсутствия обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность, если указанная справка или обязательство объективно не может быть представлена гражданами по независящим от них причинам.
Из материалов дела видно, что истец состоит на соответствующем учете с 29.11.1995 года, уволен с военной службы в 16.12.1994 г.
С 24 ноября 1995 года истец состоит на учете нуждающихся в получении жилья в администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода составом семьи 4 человека под учетным № 446.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 06.12.2010 года отказ комиссии администрации города Нижнего Новгорода по обеспечению реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы признан незаконным; комиссия администрации города Нижнего Новгорода по обеспечению реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" обязана судом включить полковника м/с в отставке А. в список на получение ГЖС в 2010 году составом семьи 1 человек с 04.03.2010 года (л.д. 16 - 17).
Согласно выписке из протокола заседания комиссии Министерства социальной политики по Нижегородской области от 29.04.2011 г. № 82 истцу отказано во включении в Сводный список граждан, имеющих право на обеспечении жильем, в связи с тем, что истцом не представлен один из документов, предусмотренных п.п. "к", "л" Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 г. (л.д. 14).
Давая оценку исковым требованиям А., суд, установив, что истец является лицом, относящимся к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, и предоставил необходимые документы для получения сертификата, суд первой инстанции с соблюдением требований статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, действующих в Нижегородской области норм в сфере спорных правоотношений (Закон Нижегородской области от 07.02.2011 № 14-З "О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области", Постановление Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 № 160 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 году") - пришел к законному и обоснованному выводу о том, что решение комиссии ответчика в оспариваемой части является незаконным как нарушающее права истца, а А. имеет право на обеспечение жильем.
Судом принято решение с учетом правовых норм регулирующих рассматриваемые правоотношения при правильном их толковании.
Довод кассационной жалобы Министерства социальной политики Нижегородской области о непредставлении А. справки либо обязательства о сдаче жилого по последнему месту службы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены, по основаниям, указанным в решении.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, повторяют изложенную истцом позицию, основанную на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru