Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2011 г. № 62

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителя Администрации Нанайского муниципального района, предприниматель без образования юридического лица Г., извещенный о дате, времени и месте заседания Комиссии, в заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил; рассмотрев дело № 8-01/427 по признакам нарушения Администрацией Нанайского муниципального района ПБОЮЛ Г. статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю проведена плановая проверка Администрации Нанайского муниципального района на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе при заключении соглашений с хозяйствующими субъектами.
В ходе указанной проверки установлены в действиях Администрации Нанайского муниципального района (далее - Администрация), предпринимателя без образования юридического лица Г. (далее - Предприниматель) признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении Администрацией договора на возмещение стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета от 18.11.2009 № 3.
При рассмотрении дела представитель Администрации пояснил следующее.
Договор с предпринимателем без образования юридического лица Г. на возмещение стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета, от 18.11.2009 № 3 заключен на основании п. 14 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с п. 14 ст. 55 Закона о размещении заказов допускается заключение контракта либо иного гражданско-правового договора с единственным поставщиком без проведения торгов на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (до 100 тысяч рублей).
В соответствии с заключенным договором ИП Г. оказывает услуги по погребению с 2009 года по настоящее время. В 2009 году за оказанные услуги администрацией района было перечислено 65900 рублей, в 2010 году - 55670 рублей.
Расчеты между Администрацией и ИП Г. по данному договору не превышают сумму, установленную Центральным банком Российской Федерации, предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по одной сделке.
Администрация полагает, что данный договор заключен в рамках закона и не требует при его заключении проведения торгов.
Специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" это полномочия городского поселения.
Дополнительных документов в заседание Комиссии представлено не было.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы Администрации, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация ритуальных услуг.
В соответствии с предоставленными документами в настоящий момент в Нанайском муниципальном районе отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания ритуальных услуг.
18.11.2009 Администрация заключила договор с ПБОЮЛ Г., согласно которому предприниматель оказывает услуги по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, в случае если умершие не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и не являлись пенсионерами; при рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности; если личность умершего не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Администрация возмещает стоимость расходов на ритуальные услуги, представляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, в виде субвенций, поступающих из краевого бюджета.
Торги на право осуществления вышеуказанной деятельности Администрацией не проводились.
Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Статьей 12 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Статьей 29 Закона о погребении установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом о погребении возлагается обязанность по погребению умерших.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью. При отсутствии возможностей по созданию специализированной службы органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированной службы, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе, что не противоречит Закону о погребении.
Услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что Администрацией не предпринимались действия, способствующие регулированию отношений в сфере организации ритуальных услуг. Специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
Администрация, заключая с Предпринимателем договор от 18.11.2009 об оказании услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению без проведения торгов, создала Предпринимателю преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности на рынке ритуальных услуг, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке, недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ссылка Администрации на п. 14 ст. 55 Закона о размещении заказов является несостоятельной, так как Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1), где под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ст. 3).
Ст. 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе, стоимость оказанных услуг возмещается специализированной службе в установленном законом порядке за счет средств соответствующих бюджетов.
П. 2 ст. 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Таким образом, услуги, оказываемые специализированной организацией, в понятии Закона о размещении заказов не являются муниципальной нуждой в связи с чем Закон о размещении заказов к данным отношениям не применяется.
В соответствии с п.п. 5.2 п. 5 договора от 18.11.2009, он считается продленным на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении. Ни Администрация, ни Предприниматель не заявляли об изменении, либо заключении нового договора. В связи с этим Комиссией сделан вывод о том, что вышеуказанный договор является действующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать соглашение в форме договора на возмещение стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета от 18.11.2009 № 3, заключенное между Администрацией Нанайского муниципального района и ПБОЮЛ Г., нарушающим ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Нанайского муниципального района, ПБОЮЛ Г. предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.
3. Передать материалы дела № 8-01/427 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.32 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.С.Федоренко

Члены Комиссии:
И.В.Одзял
М.Г.Шафигуллина





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru