Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2011 г. по делу № А79-3891/2011

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 10 августа 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Дента-Эль"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя - директора С., представителя П. по доверенности № 1 от 16.02.2011 года,
от Управления - И. по доверенности № 53 от 23.11.2010 года,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дента-Эль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 414 от 17.05.2011 года о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что административный орган не доказал использование Обществом техногенного источника ионизирующего излучения.
Кроме того, административным органом составлен протокол об административном правонарушении в отсутствии представителя Общества, он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, так как в этот период находился в отпуске за пределами Российской Федерации. В Обществе он единственный работник, что подтверждается налоговой декларацией.
В ходе судебного заседания представитель заявителя требование поддержал по вышеизложенным доводам.
Представитель административного органа пояснил, что представитель Общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом. Состав административного правонарушения подтверждается в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью "Дента-Эль" имеет лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения № 21.01.04002 Л0000330807 от 21.08.2007 сроком действия до 21.08.2012.
На балансе Общества числится Рентгеновский медицинский аппарат. Категория радиационного объекта в соответствии с пунктом 31.1 ОСПОРБ-99 по основному направлению деятельности медицинская рентгенология.
Как следует из материалов дела, на основании информации, полученной от ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии" административным органом установлено, что ООО "Дента-Эль" не составлены и не представлены отчетные формы № 1 -ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала" и радиационно-гигиенический паспорт организации с оценкой радиационной обстановки в организации для составления заключения Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии.
По данному факту 22.04.2011 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии составлен протокол № 400 об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ в отношении ООО "Дента-Эль".
Постановлением от 17.05.2011 № 414 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 8.5 КоАП РФ установлена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2004 № 107 под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
К "хранению" следует относить любые работы по постоянному или временному хранению установок, содержащих источники ионизирующего излучения, в том числе не предполагающие их использование. Под них подпадают любые виды работ, включающие временное хранение установок, содержащих генерирующие источники ионизирующего излучения, в том числе в процессе их реализации, ремонта и обслуживания (письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.09.2005 № 0100/7690-05-32).
Согласно пункту 9 Порядка разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.1997 № 93 радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий представляются на заключение в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. По результатам заключения должны быть разработаны меры по оценке и нормализации радиационной обстановки на территории учреждения, т.е. ведется социально-гигиенический мониторинг.
В соответствии с пунктом 4.2 Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 23.10.2005 № 751 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" обеспечивает проведение социально-гигиенического мониторинга, оценку риска воздействия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека, в том числе обеспечивает сбор данных социально-гигиенического мониторинга, их обобщение, первичный анализ и передачу в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии.
На этом основании Обществу надлежало представить радиационно-гигиенический паспорт организации, имеющегося источника ионизирующего излучения по состоянию на отчетный год в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" до 01.04.2011 года.
Однако, ООО "Дента-Эль" не составлены и не представлены отчетные формы № 1 -ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала" и радиационно-гигиенический паспорт организации с оценкой радиационной обстановки в организации для составления заключения Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии.
При таких обстоятельствах, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд отмечает следующее, согласно части 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица и директором ООО "Дента-Эль" является С.
Из материалов дела следует, что письмом от 15.04.2011 № 04/2006 законный представитель Общества приглашен на составление протокола об административном правонарушении в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии на 22.04.2011 на 10 час. 00 мин.
Согласно обратному уведомлению, указанное письмо вручено С. 20.04.2011.
Вместе с тем, согласно маршрут-квитанции электронного билета и отметки в загранпаспорте С. 19.04.2011 вылетел из г. Самара Российская Федерация в г. Хургада Арабская Республика Египет (л.д. 57, 58).
Таким образом, законный представитель Общества С. 20.04.2011 не мог лично получить уведомление о вызове на составление протокола об административном правонарушении от 15.04.2011 № 04/2006.
Протокол об административном правонарушении от 22.04.2011 № 400 получен С. только 04.05.2011 о чем свидетельствует соответствующая отметка на протоколе (л.д. 33).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, что в данном случае является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как это лишило Общество процессуальных гарантий защиты.
В пункте 10 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При рассмотрении настоящего дела, суд установил, что законный представитель Общества не был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Суд считает, что вышеприведенное процессуальное нарушение является существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Следовательно, постановление № 414 от 17.05.2011 является незаконными и подлежащими отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Дента-Эль" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии № 414 от 17.05.2011 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дента-Эль" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru