Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. по делу № 3-140/2011

29.09.2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Дороднова,
с участием прокурора - Смурова С.Н.
при секретаре судебного заседания - Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Б.В.М. о признании недействующими и неподлежащими применению в части ст. 1, преамбулы в части слов "отдельных категорий" Закона Нижегородской области № 133-З от 29.11.2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов",

установила:

Б.В.М. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании в части ст. 1, преамбулы в части слов "отдельных категорий" Закона Нижегородской области № 133-З от 29.11.2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов", недействующими и противоречащими действующему федеральному законодательству.
В обоснование своего заявления указал, что пункт 1 ст. 2 Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Приложение к указанному Федеральному закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации", раздел 1 данного перечня относит заявителя, принимавшего участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, к участникам Великой Отечественной Войны, а с учетом п. 2 ст. 15 он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14, подп. 1 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов ВОВ.
В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовым и актами, поэтому Б.В.М. считает, что вправе рассчитывать на обеспечение дополнительными мерами социальной поддержки в соответствии с законом Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З.
Однако в силу ст. 1 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З "О социальной поддержке ветеранов" он не относится к категории лиц обладающим правом на дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 7, 8 Закона Нижегородской области "О социальной поддержки ветеранов".
По мнению Б.В.М. статья 1 Закона № 133-З не соответствует п. 1 ст. 2, ст. 4 Федерального закона "О ветеранах", с учетом Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" в той части в которой ст. 1 Закона № 133-З не предусматривает распространение действия на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе I Приложения к Федеральному закону "О ветеранах".
В уточненных требованиях Б.В.М. просит признать недействующими и неподлежащими применению ст. 1 Закона Нижегородской области № 133-З от 29.11.2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов" как противоречащий п. 1 ст. 2, ст. 4 ФЗ "О ветеранах", а также Приложению к ФЗ "О ветеранах" в той части, в которой ст. 1 Закона Нижегородской области № 133-З не распространяет действие ФЗ "О ветеранах" на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе 1 Приложения к ФЗ "О ветеранах", преамбулу Закона Нижегородской области № 133-З от 29.11.2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов" в части слов "отдельных категорий" как противоречащей преамбуле ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ч. 3 ст. 10 ФЗ "О ветеранах"
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области - по доверенности М.В.В. заявленные требования не признала и заявила, что ст. 1 оспариваемого заявителем Закона Нижегородской области определяет категории ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на меры социальной поддержки. В статью не включена категория участников боевых действий в Венгрии в 1956 году, поскольку Закон Нижегородской области устанавливает дополнительные по сравнению с Федеральным законом меры социальной поддержки, и следовательно, условия их предоставления определяется региональным законодательством. Правовым основанием для принятия Закона Нижегородской области № 133-З от 29.11.2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов" является ст. 26.3.1 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Смурова С.Н. полагавшего в удовлетворении заявления Б.В.М. отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
Утверждения Б.В.М. о том, что статья 1 Закона № 133-З не соответствует п. 1 ст. 2, ст. 4 Федерального закона "О ветеранах", с учетом Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" в той части, в которой ст. 1 Закона № 133-З не предусматривает распространение действия на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе I Приложения к Федеральному закону "О ветеранах", а преамбула оспариваемого Закона в части слов "отдельных категорий" противоречит - преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 3 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция РФ относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. При этом законодатель вправе определять круг лиц, которым предоставляется социальная поддержка, условия ее предоставления, а также изменять правовое регулирование в указанной сфере.
В силу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Б.В.М. является участником боевых действий в Венгрии в 1956 году, имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
18.11.2004 г. Законодательным собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов", который является нормативным правовым актом, принятым представительным органом государственной власти Нижегородской области, издан компетентным органом, в соответствии с установленным порядком и был опубликован в периодическом печатном издании Нижегородской области в газете "Нижегородские новости" № 225 (3157), 04.12.2004 приложении "Правовая среда" № 66 (562), 04.12.2004 г.
Из преамбулы Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" следует, что настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса, за счет средств областного бюджета.
Статьей 1 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов", определены категории ветеранов Великой Отечественной Войны, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные данным законом.
К категориям ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся:
1) инвалиды Великой Отечественной войны из числа:
а) военнослужащих, проходивших военную службу либо временно находившихся воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии; партизан; членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; рабочих и служащих, работавших в районах боевых действий, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
б) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов, отрядов защиты народа, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
в) лиц, привлекавшихся органами Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
2) участники Великой Отечественной войны из числа:
а) военнослужащих, проходивших военную службу либо временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии период гражданской войны, Великой Отечественной войны, а также партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской и Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, проходивших в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях;
в) лиц вольнонаемного состава армии и флота, войск м органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавших в период Великой Отечественное войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии либо находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях;
г) сотрудников разведки, контрразведки и других лиц, выполнявших специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств в период Великой Отечественной войны;
д) работников предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих и рядах Красной Армии, и выполнявших задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работников учреждений и организаций, корреспондентов центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоров Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированных в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях, по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
ж) лиц, принимавших участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных, групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
3) участники Великой Отечественной войны из числа:
а) военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;
б) военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
4) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда":
5) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.
6) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные о начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду части 1, 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 № 133-З.

Согласно ч.ч. 1, 2 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленные настоящим Законом, производятся за счет областного бюджета в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области. Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом определяется Правительством Нижегородской области
Таким образом оспариваемые Б.В.М. нормы Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки ветеранов" приняты в соответствии с предоставленными Конституцией РФ и указанными выше федеральными законами полномочиями и устанавливают дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса. Финансирование данных мероприятий предусмотрено за счет денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. Нижегородской области.
Нельзя согласиться с доводами Б.В.М. о том, что оспариваемые положения Закона Нижегородской области нарушают его социальные права, поскольку последний получает меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а законодатель Нижегородской области в своем Законе "О мерах социальной поддержки ветеранов" предусмотрел конкретную категорию ветеранов, которым дополнительно предоставляются за счет собственных средств и возможностей Нижегородской области меры социальной поддержки.
Такое правовое регулирование, как было указано выше не противоречит федеральному законодательству и не нарушает какие-либо права Б.В.М. Это различие также не может рассматриваться как противопоставление друг другу отдельных категорий ветеранов, участников войны, ущемление их прав или умаление достоинства личности.
Заявление Б.В.М. о том, что преамбула оспариваемого Закона в части слов "отдельных категорий" противоречит преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является необоснованным, т.к. основано на неправильном понимании и толковании норм вышеуказанных Федеральных законов.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия считает необходимым Б.В.М. в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

Б.В.М. в удовлетворении заявления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий
Г.И.ДОРОДНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru