Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2012 г. по делу № А29-8519/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2012 года, полный текст решения изготовлен 2 марта 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Т.Н. (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Ухте,
к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Коми (ИНН: 1101486438, 1101486438, ОГРН: 1051100579111, 1051100579111)
об отмене постановления от 04.10.2011 № 1095,
без участия представителей сторон,

установил:

Т.Н. обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления от 04.10.2011 № 1095 по делу об административном правонарушении, вынесенного заместителем начальника отдела УФМС России по Республике Коми в г. Ухте.
Заявитель на требованиях настаивает, считает вынесенное постановление незаконным и вынесенным с нарушением норм процессуального права, нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, доводы изложил в отзыве.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
24.07.2011 с 19 часов до 20 часов 30 минут сотрудниками УФМС России по Республике Коми в ходе проведения профилактических мероприятий на перекрестке дорог Ухта, Сосногорск, Седъю был выявлен факт осуществления трудовой деятельности М.Г. в качестве водителя автомашины ЗИЛ, государственный регистрационный номер К 280 МО 11, на нестационарном объекте торговли, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Т.Н.
Усмотрев в действиях индивидуального предпринимателя Т.Н. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 04.10.2011 заместитель начальника отдела УФМС России по Республике Коми в г. Ухте К.О. составила в отношении заявителя протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 04.10.2011 вынесла в отношении Т.Н. постановление № 1095 по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая, что постановлением № 1095 от 04.10.2011 нарушены права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также то, что при вынесении указанного постановления административным органом были допущены процессуальные нарушения, индивидуальный предприниматель Т.Н. оспорила названное постановление в арбитражный суд.
Арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности либо допуск к труду иным образом в интересах общества гражданина иностранного государства, не имеющего выдаваемого в установленном порядке разрешения на работу в Российской Федерации.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.
Административный орган вменяет в вину индивидуальному предпринимателю привлечение к трудовой деятельности в качестве водителя автомашины гражданина Азербайджана М.Г., не имеющего разрешения на работу иностранного гражданина Российской Федерации. В соответствии с договором № 66, заключенным с индивидуальным предпринимателем Т.Н. на право размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта, из фургона автомашины, которой управлял М.Г., 24.07.2011 велась торговля овощами и фруктами.
Постановлением начальника отдела УФМС России по Республике Коми в г. Ухте № 848 от 27.07.2011 М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ, выразившегося в нарушении М.Г. требований пункта 4 статьи 13 Федерального закона РФ от 25.07.2011 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Вместе с тем, решением Верховного суда Республики Коми по делу № 21-30/2012 от 25.01.2012 оставлено в силе решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 06.12.2011 по делу № 12-252/11, имеющее преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, которым отменено постановление начальника отдела УФМС России по Республике Коми в г. Ухте № 848 от 27.07.2011. При этом, суд исходил из того, что административным органом не представлены доказательства совершения М.Г. вменяемого ему правонарушения, не представлены какие-либо сведения о заключении М.Г. трудового договора с Т.Н. или о наличии между ними гражданско-правового договора на выполнение работы с ведома или по поручению работодателя или его представителя, о действии указанного договора на дату, указанную в протоколе об административном правонарушении (24.07.2011).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Административным органом не представлены суду иные доказательства, явившиеся основаниями для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности и позволяющие установить факт нарушения заявителем пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
В силу изложенного подлежит признанию незаконным и отмене постановление от 04.10.2011 № 1095 по делу об административном правонарушении в отношении Т.Н.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Заместителя начальника отдела УФМС России по Республике Коми в городе Ухте от 04.10.2011 № 1095 о признании Т.Н. виновной в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ и наложении на нее штрафа в размере 250000 руб.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru