УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- государственного инспектора А.В. Тихомирова,
рассмотрев дело № 3, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" открытым акционерным обществом "Л" (<...>, ИНН <...>), по факту нарушения ч. 1 ст. 28
Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" обществом с ограниченной ответственностью "И" (<...>, ИНН <...>),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ОАО "Л" (<...>),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "И" (<...>) установила:
22 ноября и 24 ноября 2011 года в 20 часов 58 минут в г. Липецке, в эфире радиостанции "Р" распространялась реклама, в которой говорится: "...Программу "Держи кардан" представляет ОАО "Л". Всегда в продаже полный модельный ряд автомобилей "Лада", предоставление кредита на покупку автомобиля на месте, ремонт, гарантийное и техническое обслуживание, установка дополнительного оборудования. Улица <...>".
02.12.2011 в адрес ООО "И" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации о рекламодателе указанной рекламы и условиях по размещению указанной рекламы. В ответ ООО "И" представило копии запрашиваемых документов. Из представленных документов следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является ОАО "Л", а рекламораспространителем - ООО "И", что подтверждается договором № 73 от 28 декабря 2010 года.
Согласно п. 1 ст. 3
ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3
ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3
ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 4 статьи 3
Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 5
ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5
ФЗ "О рекламе" связано с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "о предоставлении кредита на покупку автомобиля", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (хотя на практике непонятно, какое лицо оказывает кредитование: банковская организация или ОАО "Л", из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42
Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819
Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Между тем в нарушение части 1 статьи 28
ФЗ "О рекламе" реклама не содержит сведений о лице, оказывающем финансовые услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 28
Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего Закона
предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
В соответствии со ст. 7
ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Согласно статье 54
Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473
Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1)
. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2)
. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч. 3)
.
Согласно части 6 статьи 38
ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 7 статьи 5
, статьей 28
Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3
Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть открытое акционерное общество "Л".
Согласно части 7 статьи 38
Закона ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 1 статьи 28
Закона, несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3
Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть общество с ограниченной ответственностью "И".
Таким образом, реклама ОАО "Л", ООО "И", распространявшаяся 22 ноября и 24 ноября 2011 года в 20 часов 58 минут в г. Липецке, в эфире радиостанции "Р", не содержала обязательного наименования лица, предоставляющего финансовую услугу, чем вводила в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ОАО "Л", ООО "И" содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела № 3, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, представитель ОАО "Л" - <...> пояснила, что 28 декабря 2010 года между ОАО "Л" и ООО "И" был заключен договор № 118 об оказании рекламных услуг. В соответствии с условиями договора заказчик обязан предоставить исполнителю полное и четко сформулированное задание по размещению рекламных материалов, а также все необходимые материалы, информацию и документацию, касающуюся предмета настоящего договора. ОАО "Л" согласовало текст анонса, а именно: "...Программу "Держи кардан" представляет ОАО "Л". Всегда в продаже полный модельный ряд автомобилей "Лада", ремонт, гарантийное и техническое обслуживание, установка дополнительного оборудования. Улица <...>", и передало в ООО "И". Согласно договорным обязательствам ООО "И" обязано было разместить рекламный материал в соответствии с заданием заказчика с надлежащим качеством, в полном объеме. Однако ООО "И" 22 ноября и 24 ноября 2011 года в 20 часов 58 минут в г. Липецке, в эфире радиостанции "Р" распространяло рекламу, не согласованную с ОАО "Л".
Представитель ООО "И" - <...> пояснил, что 22 ноября и 24 ноября 2011 года в 20 часов 58 минут в г. Липецке, в эфире радиостанции "Р" общество по технической ошибке распространяло рекламу, не согласованную с ОАО "Л".
На рассмотрении дела по рекламе № 3 09 февраля 2012 года из имеющихся в материалах дела доказательств Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что реклама, распространяемая ООО "И" 22 ноября и 24 ноября 2011 года в 20 часов 58 минут в г. Липецке, в эфире радиостанции "Р", нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с абзацем "а" пункта 36
, пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Производство по делу № 3 в отношении ОАО "Л" прекратить.
2. Признать ненадлежащей рекламу ООО "И" как лица, осуществляющего распространение рекламы в эфире радиостанции "Р" г. Липецка (100,5 МГц) 22 ноября и 24 ноября 2011 года в 20 часов 58 минут следующего содержания: "...Программу "Держи кардан" представляет ОАО "Л". Всегда в продаже полный модельный ряд автомобилей "Лада", предоставление кредита на покупку автомобиля на месте, ремонт, гарантийное и техническое обслуживание, установка дополнительного оборудования. Улица <...>", поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28
Федерального закона "О рекламе".
3. Не выдавать ООО "И" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в настоящее время реклама приведена в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. <...>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.