Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 января 2012 г. по делу № 33-446/2012

Судья Остроумов Б.Б.
Докладчик Савельева М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
    председательствующего     Зуевой С.М.,
    судей                     Савельевой М.А., Устинова О.И.,
    при секретаре             К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 26 января 2012 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации р.п. Краснообска - И. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 01 декабря 2011 года, которым постановлено:
заявление К.В. - удовлетворить.
Признать бездействие администрации р.п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области в части не предоставления К.В. жилого помещения на праве социального найма незаконным.
Обязать администрацию р.п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области предоставить К.В. жилое помещение по договору социального найма в границах р.п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления установленной законодательством Российской Федерации, а именно не менее 54 кв. м.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Савельевой М.А., объяснения К.В., представителя администрации р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области - И., К.О., судебная коллегия

установила:

К.В. обратился с заявлением на решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, выраженное в неисполнении администрацией р.п. Краснообск Новосибирского района законной обязанности по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением на праве социального найма.
В обоснование указал, что администрацией р.п. Краснообск его семья была признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, он был включен в списки очереди под № 69. Кроме того, он стоит во внеочередной очереди под № 11 на улучшение жилищных условий как лицо, имеющее в составе семьи больного (инвалида), страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Неоднократные обращения к администрации р.п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области предоставить жилое помещение не дали положительного результата, в связи с чем просил признать действие (бездействие) администрации р.п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области незаконным и обязать администрацию р.п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма в соответствие с нормами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласна представитель администрации р.п. Краснообск - И., в кассационной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.
Полагает, что суд пришел к ошибочному выводу, посчитав, что в соответствии с ч. 2 ст. 49, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Законом от 02.06.2004 № 200-О "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области", ст. 40 Устава муниципального образования р.п. Краснообска обязанность по обеспечению жилым помещением К.В. возлагается на администрацию р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области.
Однако судом не учтено, что К.В. был принят на учет по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как имеющий в составе семьи ребенка-инвалида с преимуществом в получении жилого помещения вне очереди. Правом состоять на учете по нескольким основаниям, в данном случае как малоимущий и как имеющий в составе семьи ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, К.В. не воспользовался. Кассатор ссылается на то, что органы местного самоуправления поселений не наделены соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями категории граждан, к которой относится К.В. в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как не имеют необходимых материальных финансовых средств по предоставлению К.В. жилого помещения.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, ст. 3 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" предусмотрена обязанность исполнительно-распорядительных органов городских округов, городских и сельских поселений вести учет и принимать на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту жительства. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствие с ч. 1 п. 4 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Удовлетворяя заявление К.В., суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности в связи с тем, что заявитель, как лицо, состоящее на учете во внеочередном списке по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которые предполагают предоставление жилого помещения лицу, в составе семьи которого имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, при условии отсутствия иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вправе получить такое жилое помещение незамедлительно вне зависимости от того, под каким номером в данном списке он стоит, поскольку законом не предусмотрена очередность предоставления в данном случае.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и закону, которым руководствовался суд.
Довод кассационной жалобы о том, что на администрацию р.п. Краснообска Новосибирского районного суда Новосибирской области, как на орган муниципального образования, не может быть возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения заявителю, поскольку на то отсутствуют правовые основания, входил в предмет исследования суда первой инстанции, суд дал ему надлежащую правовую оценку, основания для иной оценки отсутствуют.
Ссылка кассатора на то, что К.В. не воспользовался правом состоять на учете по нескольким основаниям, в данном случае как малоимущий и как имеющий в составе семьи ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство вне зависимости от того, установлено оно или нет, не влияет на право заявителя получить жилое помещение незамедлительно с момента возникновения субъективного права, то есть вне очереди.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361, ч. 2 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 01 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации р.п. Краснообска - И. оставить без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru