Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2012 г. № 33-994/12

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего: Лисовского В.Ю.
судей областного суда: Дьякова А.Н., Чернышевой И.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 22 февраля 2012 года дело по апелляционной жалобе Администрации Седельниковского муниципального района Омской области на решение Седельниковского районного суда Омской области от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:
"Заявленные требования Б. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредоставлению Б. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, в период с 01.01.2009 г. по 12.12.2011 г.
Обязать Администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику МУЗ "Седельниковская ЦРБ" Б. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с 01.01.2009 года по 12.12.2011 года в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Б. обратилась в суд с иском к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации в предоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки с 01.01.2009, указав, что является работником МУЗ "Седельниковская ЦРБ". До 2009 года ей как работнику здравоохранения представлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление указанных льгот прекратилось.
В судебном заседании Б. исковые требования поддержала, указав, что с 2009 года какие-либо субсидии в качестве компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии ей не выделялись, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика.
Представители ответчика Администрации Седельниковского муниципального района Омской области, Минфина Омской области в судебном заседании участия не принимали. В представленных отзывах полагали оставить исковые требования без удовлетворения, ссылаясь на то, что Администрация осуществляет возложенные на нее полномочия в рамках своей компетенции.
Представитель МУЗ "Седельниковская ЦРБ" в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Седельниковского МР Р. просит постановленное решение отменить, принять новое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что решение суда обязывает Администрацию совершить действия, выходящие за пределы ее компетенции. Ссылается на отсутствие финансовых средств, а также на то, что производство по делу подлежало прекращению, поскольку заявленные требования надлежит рассматривать в ином порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Минфина по Омской области К. полагал постановленное решение подлежащим отмене, выражая согласие с позицией представителя Администрации Седельниковского МР, изложенной в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как следует из материалов дела, Б. является работником МУЗ "Седельниковская Центральная районная больница" с 2007 г. в должности медицинской сестры.
Б. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счет средств областного бюджета по 31.12.2008 года включительно.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Б. были произведены соответствующие выплаты в 2008 году. В 2009, 2010 годах выплаты не производились.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения осуществляются органами местного самоуправления.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).
Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ (ред. 03.02.2010).
Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОЗ.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления предоставить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Установление Законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, в частности, работников муниципальных учреждений здравоохранения, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной Федеральным законом обязанности.
Учитывая указанные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными положениями закона, и другими, указанными в тексте решения, суд правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, соответственно, ссылки жалобы, по существу направленные на установление обратного, не заслуживают внимания как основанные на ином, при этом ошибочном, толковании закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления прав администрации муниципального образования не нарушают, отсутствие финансирования само по себе не освобождает от предоставления таких мер, довод жалобы заявителя в указанной части отклоняется как несостоятельный, поскольку суд разрешил спор в рамках публичных правоотношений, применил специальный закон, его регулирующий.
Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ.
Ссылка в жалобе на отсутствие в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
Довод жалобы о том, что обжалуемыми судебными постановлениями нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления; по существу, на орган местного самоуправления были возложены государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, не обеспеченные соответствующими финансовыми средствами, не может быть признан состоятельным.
Отсутствие финансирования само по себе не освобождает ответчика от предоставления предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Заявитель не лишен возможности решить вопрос о выделении ему средств, необходимых для предоставления указанных мер социальной поддержки, в межбюджетных отношениях.
Кроме того, резолютивная часть решения суда не содержит выводов, обязывающих принять ответчика собственный нормативный акт.
Довод жалобы о том, что производство по делу в части оспаривания бездействия Главы муниципального района подлежит прекращению, отклоняется коллегией как основанный на ошибочном толковании процессуальных норм.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Седельниковского районного суда Омской области от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.Лисовский

Судьи областного суда
А.Н.Дьяков
И.В.Чернышева





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru