Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. по делу № 3-53/2011

Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.
при секретаре Ефимовой Ю.Г.
с участием прокурора Баталина Д.Д.,
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Миркитановой Н.Н., действующей на основании доверенности № 23-04/292-и от 27 июля 2011 года, представителя Губернатора Оренбургской области Ивановой Н.С., действующей на основании доверенности № 01/22-819 от 15 августа 2011 года, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Городковой Е.Г., действующей по доверенности № 05-05/5172 от 11 августа 2011 года, рассмотрев 25 августа 2011 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частей 5, 9 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ (в редакции от 28 апреля 2001 года) "О государственной гражданской службе Оренбургской области",

установил:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Оренбургской области от 30.12.2005 имеет номер 2893/518-III-ОЗ, а не 289/518-III-ОЗ.

прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением, указав, что Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 289/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 28 апреля 2011 года № 44/5-V-ОЗ). Текст Закона опубликован в газете "Южный Урал" от 20 января 2006 года № 12 - 13 (спецприложение), в Бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области от 7 декабря 2005 года (33 заседание), II часть.
Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирует вопросы организации государственной службы Оренбургской области и правовое положение государственных гражданских служащих Оренбургской области.
Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Оренбургской области, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) - совокупностью прав, гарантированных государством, обязанностей и ответственности гражданского служащего, в том числе ограничений, обязательств, правил служебного поведения, порядка разрешения конфликта интересов и служебных споров.
Первоначально просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 3 статьи 8, части 5 и 9 статьи 46 вышеуказанного Закона Оренбургской области.
Впоследствии требования уточнил и указал, что части 5 и 9 статьи 46 рассматриваемого Закона противоречат федеральному законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службе Российской Федерации" одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципами гражданской службы являются единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 46 Закона области закреплено, что порядок и условия премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаты ежедневной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих государственного органа определяются представителем нанимателя.
Согласно частям 7, 8 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
Таким образом, региональным законодателем нормы, предусматривающие условия премирования за особые условия гражданской службы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, определяемые представителем нанимателя, не соответствуют частям 7, 8 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме того, второе предложение части 9 статьи 46 Закона области содержит положение, что к гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные федеральным законом и иными частями настоящей статьи. Вместе с тем данная норма областного Закона противоречит статье 76 Конституции Российской Федерации, поскольку содержит ограничение действия Федерального закона.
Таким образом, части 5 и 9 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года "О государственной гражданской службе Оренбургской области" противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению.
Учитывая, что противоречащие федеральному законодательству положения оспариваемого Закона Оренбургской области нарушают принципы верховенства Федерального закона, просил признать недействующими и не подлежащими применению положения части 5, части 9 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ (в редакции от 28 апреля 2011 года "О государственной гражданской службе Оренбургской области").
В судебном заседании прокурор уточненное заявление поддержал.
Представители Законодательного Собрания Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области с заявлением прокурора не согласились, просили в его удовлетворении отказать.
Представитель управления Министерства юстиции Оренбургской области полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 289/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 28 апреля 2011 года № 44/5-V-ОЗ). Текст Закона опубликован в газете "Южный Урал" от 20 января 2006 года № 12 - 13 (спецприложение), в Бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области от 7 декабря 2005 года (33 заседание), II часть.
Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирует вопросы организации государственной службы Оренбургской области и правовое положение государственных гражданских служащих Оренбургской области.
Согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50).
К дополнительным выплатам часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ относит ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных задач, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается), ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя (часть 7 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Таким образом, в силу положений статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, являются частью денежного содержания государственного гражданского служащего, подлежат безусловной выплате, следовательно, их выплата не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Следовательно, нормы Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ, предусматривающие возможность установления условий для получения ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих представителем нанимателя противоречат положениям Федерального закона и нарушают право гражданского служащего на получение своевременно и в полном объеме денежного содержания.
Кроме того, пункт 5 части 46 Закона Оренбургской области противоречит Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ в части указания, что порядок выплаты материальной помощи определяется представителем нанимателя, поскольку Федеральный закон предусматривает определение порядка выплаты материальной помощи соответствующим положением представителя нанимателя.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что часть 5 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ не соответствует Федеральному закону в вышеуказанной части, в остальной части указанная норма Федеральному закону не противоречит.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
В части 9 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ установлено, что к гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные Федеральным законом и иными частями настоящей статьи.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 256 ГПК РФ часть 3 отсутствует, имеется в виду часть 3 статьи 246.

В соответствии с частью 3 статьи 256 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
С учетом положений вышеприведенной нормы Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, суд приходит к выводу, что оспариваемая прокурором часть 9 статьи 46 Закона Оренбургской области противоречит Федеральному закону в части слов "установленные федеральным законом", в остальной части оснований для признания ее таковой не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Оренбургской области подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Оренбургской области удовлетворить частично.
Признать противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу:
часть 5 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ (в редакции от 28 апреля 2001 года) "О государственной гражданской службе Оренбургской области" в части указания, что условия выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска определяются представителем нанимателя, а также слов "материальной помощи";
часть 9 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ (в редакции от 28 апреля 2001 года) "О государственной гражданской службе Оренбургской области" в части слов "установленные федеральным законом".
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Оренбургской области отказать.
Поручить Законодательному Собранию Оренбургской области опубликовать соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в газете "Южный Урал".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.

Судья Оренбургского
областного суда
Л.Б.ФЕДОТОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru