Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2011 г. по делу № А66-6200/2011

(резолютивная часть объявлена 08.11.2011)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Басовой О.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Ковган Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Верный путь", с. Сукромля, Торжокский район, Тверская область,
к Правительству Тверской области, г. Тверь,
об оспаривании распоряжения о переводе земель из одной категории в другую,
в заседании приняли участие:
от заявителя - Герасимюк Э.В. - по доверенности,
от ответчика - Репина Е.В. - по доверенности,

установил:

Открытое акционерное общество "Верный Путь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным подпункта 33 приложения "Перечень земель, расположенных на территории Торжокского района, подлежащих переводу из земель сельскохозяйственного назначения под лесами в категорию земель лесного фонда" к распоряжению Администрации Тверской области от 27.11.2006 № 564-ра.
Впоследствии заявитель уточнил наименование ответчика в связи с переименованием последнего: Правительство Тверской области. Судом уточнение принято.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Ответчик против их удовлетворения возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Как следует из государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № 11, экспликации к указанному акту, колхозу "Верный путь", правопреемником которого является Общество, принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования 6202 га земель, предоставленных для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе под лесами, кустарниками - 5101 га.
Администрация Торжокского района Тверской области направила в Администрацию Тверской области ходатайство от 16.10.2006 № 02-12/1324, которым просило в соответствии с требованиями лесного и земельного законодательства перевести лесоустроенные земли, числящиеся в составе земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель - земли лесного фонда. На основании данного ходатайства администрацией Тверской области издано распоряжение от 27.11.2006 № 564-ра "О переводе земель из одной категории в другую" в соответствии с утвержденным перечнем земель (Приложение к распоряжению).
Пунктом 33 указанного Приложения предусмотрен перевод принадлежащих колхозу "Верный путь" земель площадью 4070 га из категории земель сельскохозяйственного назначения под лесами в категорию земель лесного фонда.
Заявитель с данным распоряжением в части указанного пункта не согласился и оспаривает его в судебном порядке, ссылаясь на отсутствие согласия Общества как правообладателя земель на перевод их из одной категории в другую.
Ответчик против удовлетворения требований возражает, в том числе - по мотиву пропуска Обществом трехмесячного срока на оспаривание постановления.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании действий (бездействия) государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Ответчик, ссылаясь на пропуск Обществом процессуального срока для оспаривания распоряжения, доказательств осведомленности заявителя об издании распоряжения не представил. Копия распоряжения в адрес Общества не направлялась.
Общество заявило, что узнало о существовании распоряжения из письма Комитета по управлению имуществом Тверской области от 22.03.2011 № 3633-07, полученного заявителем 25.03.2011. Приведенные обстоятельства подтверждены копией указанного письма и копией конверта. В арбитражный суд с рассматриваемым заявлением Общество обратилось 21.06.2011, то есть в пределах установленного трехмесячного срока.
У суда какие-либо данные, позволяющие сделать вывод об ознакомлении Общества с распоряжением в более ранний период, отсутствуют, соответственно, не имеется и оснований полагать, что заявителем пропущен срок на оспаривание ненормативного правового акта.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в связи со следующим.
Частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта заявитель должен доказать наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на момент его принятия.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона № 172-ФЗ установлены состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Согласно части 1 данной статьи для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
При этом содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов различны в зависимости от того, какой объект подлежит переводу - земли или земельные участки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 172-ФЗ содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Во исполнение данного требования Администрацией Тверской области принято постановление от 24.10.2006 № 261-па "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий и прилагаемых к нему документах" (далее - Постановление № 261-па). Указанным постановлением, как следует из текста распоряжения от 27.11.2006 № 564-ра "О переводе земель из одной категории в другую", администрация Тверской области руководствовалась как нормативным правовым актом при издании оспариваемого распоряжения.
Из Постановления № 261-па, как правильно указывает ответчик, не следует, что ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую требует согласия правообладателя земельного участка. Согласие правообладателя земельного участка в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ требуется только в случае перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.
В данном случае оспариваемым распоряжением произведен перевод не земельных участков, а земель, площадь которых составляет в целом 99635,3 га (из них 4070 га - земли заявителя). Местонахождение земель (согласно материалам землеустройства и лесоустройства) в оспариваемом распоряжении указано.
Доводы заявителя о том, что в данном случае должен был быть произведен перевод из одной категории в другую не земель, а земельного участка, суд считает необоснованным.
Состав земель в Российской Федерации определен статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В числе прочих категорий земель в данной статье указаны земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Изначально в постоянное (бессрочное) пользование заявителю предоставлены земли для ведения сельского хозяйства, в том числе занятые лесами, кустарниками - 5101 га. Данные земли определены как земли сельскохозяйственного назначения под лесами. Между тем такая категория земель в составе земель в Российской Федерации статьей 7 ЗК РФ не предусмотрена.
Поэтому по существу оспариваемое распоряжение направлено на приведение категории спорных земель в соответствие с требованиями ЗК РФ, а именно - на перевод земель из несуществующей категории в категорию, предусмотренную законодательством. Объектом земельных отношений в рассматриваемом случае является земля как природный объект и природный ресурс, а не земельный участок или его часть (статья 6 ЗК РФ). При таких обстоятельствах следует сделать вывод о том, что в данной ситуации возможен перевод из категории в категорию именно земель, а не земельных участков, перевод которых из категории в категорию возможен лишь тогда, когда они уже отнесены к землям одной из категорий, предусмотренных статьей 7 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Тот факт, что земли, указанные в пункте 33 оспариваемого постановления, действительно покрыты лесами и кустарниками, заявителем не оспаривается. Таким образом, у Администрации Тверской области имелись все основания для перевода указанных земель именно в категорию земель лесного фонда.
Заявитель, полагая, что в данном случае должен был состояться перевод из категории в категорию не земель, а земельного участка, указывает на то обстоятельство, что в его владении находится сформированный земельный участок. Данный довод на имеющихся в деле материалах не основан.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В материалы дела представлены кадастровые планы земельных участков: с кадастровым номером 69:33:0000026:0294 от 23.07.2007, с этим же кадастровым номером от 04.06.2007, с кадастровым номером 69:33:0000026:0294 от 05.06.2007, а также кадастровые выписки о земельных участках: с кадастровым номером 69:33:0000026:294 от 12.10.2011, с кадастровым номером 69:33:0000026:293 от 12.10.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 69:33:0000026:293 (0293) находится в общей долевой собственности граждан, поэтому любые решения, касающиеся данного участка, прав и законных интересов Общества не нарушают.
Относительно земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000026:294 (0294) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии принято решение от 12.10.2011 № 6900/301/11-69867, в соответствии с которым суду отказано в предоставлении кадастрового паспорта на данный земельный участок. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что у регистрирующего органа отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с указанным кадастровым номером. В кадастровой выписке от 12.10.2011 указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно пояснительной записке от 13.10.2011 земельный участок был внесен в ГКН как ранее учтенный на основании инвентаризационной описи. Следует также отметить, что площадь земельного участка, указанная в кадастровой выписке от 12.10.2011 существенно отличается от площади, указанной в ранее выданных кадастровых планах. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, в установленном порядке не сформирован, то есть не существует как объект земельных отношений. Таким образом, вопреки доводам заявителя, он не мог быть переведен из одной категории земель в другую как самостоятельный объект еще и по этой причине.
С учетом изложенного, суд находит необоснованными доводы заявителя о незаконности пункта 33 оспариваемого распоряжения.
Также несостоятельными являются и доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в связи с принятием оспариваемого распоряжения.
Спорные земли, как указано выше, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя. Оспариваемым постановлением земли у Общества не изымались, то есть право пользования не нарушено. Ограничения же, связанные с использованием земель, занятых лесами, являются общими, вне зависимости от отнесения этих земель к той или иной категории.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого распоряжения федеральному закону и иным правовым актам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины остаются на заявителе.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Верный путь" о признании недействительным подпункта 33 приложения "Перечень земель, расположенных на территории Торжокского района, подлежащих переводу из земель сельскохозяйственного назначения под лесами в категорию земель лесного фонда" к распоряжению Администрации Тверской области от 27.11.2006 № 564-ра, отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда.

Судья
О.А.БАСОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru