Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. по делу № 03-03/26-11

Изготовлено в полном объеме 26 августа 2011 г.
Комиссия Ярославского УФАС России в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.;
члены Комиссии: заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф.,
рассмотрев дело № 03-03/26-11 по признакам нарушения негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации "К", расположенным по адресу: <...> (далее - ИПК "К"), и негосударственным образовательным учреждением "Спортивно-технический клуб "В", расположенным по адресу: <...> (далее - НОУ СТК "В"), части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении деятельности на базе своего образовательного учреждения по организации приема квалификационных экзаменов для присвоения 4 - 6 разрядов частным охранникам при несоблюдении установленных нормативными актами обязательных требований,

установила:

дело № 03-03/26-11 возбуждено по информации представителя негосударственного образовательного учреждения "У" (далее - НОУ "У", полученной при рассмотрении дела № 03-03/79-10 о нарушении антимонопольного законодательства), о недобросовестной конкуренции со стороны ИПК "К" и НОУ СТК "В". Нарушение антимонопольного законодательства, по мнению представителя НОУ "У", выразилось в том, что указанные образовательные учреждения начали на своих базах организовывать прием квалификационных экзаменов (предоставлять свою материально-техническую и стрелковую базы для проведения приема квалификационных экзаменов) для присвоения 4 - 6 разрядов частным охранникам в августе 2010 г. На тот момент данные учреждения не отвечали всем необходимым требованиям. Так, "К" получила разрешение на использование тира только в ноябре 2010 г. У НОУ СТК "В" со сменой учредителя в 2010 году не проводилась надлежащим образом передача стрелкового оружия новому собственнику.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее:
НОУ СТК "В" осуществляет образовательную деятельность по обучению частных охранников на основании лицензии.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277, для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, ее соискатель представляет в лицензирующий орган образовательную программу, согласованную с МВД России.
Согласно пункту 24 Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 19.06.2006 № 447, согласование программ обучения, разрабатываемых органами и организациями, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников (сыщиков), осуществляется Департаментом охраны общественного порядка МВД РФ (далее - ДООП МВД России).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 199 от 17.04.2009 внесены изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1. Раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" дополнен новой профессией рабочего "Охранник" 4 - 6 разрядов (§ 262а) с изложением тарифно-квалификационных характеристик.
Данным приказом нормативно закреплено категорирование частных охранников. Учебным образовательным учреждениям необходимо было разработать и согласовать Программы обучения частных детективов и частных охранников соответствующих категорий в Департаменте охраны общественного порядка МВД РФ.
По окончании курса обучения частным охранникам выдается свидетельство о прохождении обучения, а для получения документа о присвоении квалификации частного охранника необходимо сдать квалификационный экзамен (до 01.01.2010 квалификационный экзамен не сдавался).
Правила сдачи квалификационного экзамена регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации № 587 от 14.08.1992, приложение № 6 (в редакции Постановления № 629 от 30.07.2009). В Правилах определен порядок организации приема квалификационного экзамена.
Учебные образовательные учреждения, имеющие право проводить обучение частных детективов и частных охранников 4 - 6 разрядов, как правило, получают право на базе своего учебного учреждения организовывать и прием квалификационного экзамена при условии соответствия необходимым требованиям.
Программы подготовки частных охранников 4 - 6 разрядов, повышения квалификации частных охранников 4 - 6 разрядов, профессионального обучения частных охранников 4 - 6 разрядов, повышения квалификации руководителей частных охранных организаций НОУ СТК "В" согласованы в установленном порядке Департаментом охраны общественного порядка МВД РФ 04.02.2010 (письмо № 12/587), в связи с чем к лицензии от 30.12.2009 серии <...>, выданной Департаментом образования Ярославской области сроком действия по 31.12.2014 (лицензия переоформлена 19.11.2010, серия <...>), приобщен Перечень образовательных программ, по которым учебный центр имеет право вести образовательную деятельность (приложение № 2 от 16.03.2010, регистрационный № 11 к лицензии).
НОУ СТК "В" осуществляет образовательную деятельность и имеет собственный стрелковый тир (адреса учебных кабинетов и стрелкового тира указаны в приложении к лицензии).
Организации и учреждения, на которые законодательством РФ возложены функции, связанные с использованием и применением оружия, считаются юридическими лицами с особыми уставными задачами. В силу ст. 10 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" юридические лица с особыми уставными задачами имеют право на приобретение оружия на территории РФ. По закону право на получение оружия имеют спортивные организации и образовательные учреждения. Такое право возникает у учреждения физической культуры и спорта после получения лицензии на приобретение оружия, выдаваемой органами внутренних дел. В них же оружие регистрируется, после чего учреждению сотрудниками милиции выдается разрешение на хранение и использование оружия (в тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище). Требования к хранению оружия и патронов прописаны в Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814.
Книги учета наличия и движения, а также номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц.
Для целей учета и сохранности имущества производится инвентаризация оружия и патронов. Данное мероприятие в обязательном порядке проводится ежегодно, а также при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица.
Разрешение на использование оружия на стрелковом объекте выдается на основании ходатайства юридического лица (пункт 187 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, далее - Инструкция). Согласно пункту 21 данной Инструкции перед выдачей разрешения на использование оружия в тирах, стрелково-стендовых комплексах и на стрельбищах проводятся комиссионные обследования условий по его хранению, технической укрепленности объектов, организации охранных мероприятий, наличия учетной документации. По результатам обследования составляется акт.
В письме УВД по Ярославской области (от 11.04.2011 исх. № 76/197) указано, что разрешение на использование оружия на стрелковом объекте (серии РФ) выдается учебным центрам при наличии собственного стрелкового объекта. При отсутствии в собственности стрелкового объекта юридическому лицу, имеющему служебное оружие (в том числе учебным центрам), выдается только разрешение на хранение и использование оружия (серии РХИ).
В связи со сменой учредителя НОУ СТК "В" была подготовлена новая редакция устава учреждения 21.01.2010, изменения в ЕГРЮЛ внесены 15.03.2010.
У НОУ СТК "В" разрешение на использование оружия на стрелковом объекте было.
21.04.2010 НОУ СТК "В" обратилось в УВД по Ярославской области с заявлением о выдаче нового разрешения на использование оружия в тире НОУ СТК "В" в связи с окончанием срока действия выданного ранее разрешения РФ № 0002255 от 02.12.2009.
В выдаче разрешения было отказано (письмо от 13.05.2010 исх. № 47/419) на том основании, что истек 02.05.2010 срок действия заключения о соблюдении на объектах контроля требований пожарной безопасности.
После получения нового заключения о соблюдении требований пожарной безопасности директору НОУ СТК "В" Б.Е.В. 01.07.2010 выдано разрешение РФ № 0002256 сроком действия по 01.07.2015.
В августе 2010 г. в НОУ СТК "В" сменился директор.
В соответствии с пунктом 73 Инструкции переоформление лицензий и разрешений вследствие изменения условий лицензирования, указанных в них сведений, в случаях замены пришедших в негодность или утраченных лицензий и разрешений, а также при получении оружия взамен неисправного осуществляется без изменения ранее установленного срока действия лицензий и разрешений.
Согласно пункту 147 Инструкции инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядку ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.
Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Инвентаризация проводится при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (пункт 148 Инструкции).
В письме ООЛРР УВД по Ярославской области от 17.02.2011 исх. № 47/216 указано, что 26.08.2010 в связи со сменой директора НОУ СТК "В" проведена инвентаризация оружия и патронов, фактов недостачи и излишков не выявлено (в деле имеются акты инвентаризации от 26.08.2010).
Обследование КХО НОУ СТК "В" проводилось представителями ООЛРР УВД по Ярославской области МОВО при УВД по г. Ярославлю, ОГПН по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля, Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области в период с 15 по 21 апреля 2010 г., с 1 по 17 декабря 2010 г.
01.09.2010 НОУ СТК "В" обратилось в УВД по Ярославской области с заявлением о выдаче нового разрешения на использование оружия в тире НОУ СТК "В" в связи со сменой директора учебного центра и лица, ответственного за учет и хранение оружия.
15.09.2010 НОУ СТК "В" выдано новое разрешение РФ № 0002257 директору Б.А.Г. Разрешение на использование оружия на стрелковом объекте выдается юридическому лицу (в лице его руководителя) на основании ходатайства юридического лица.
Предоставлять свою базу для приема квалификационных экзаменов комиссией УВД по Ярославской области по организации приема квалификационных экзаменов НОУ СТК "В" начал с 13 августа 2010 года после приведения в соответствие специальной учебной и стрелковой базы (письмо МОБ УВД по Ярославской области от 20.01.2011 исх. № 47/65).
ИПК "К" ведет подготовку специалистов для негосударственных структур безопасности с 1999 года. Образовательную деятельность ИПК "К" осуществляет на основании лицензии.
В 2010 году ИПК "К" не проводил профессиональную подготовку частных охранников на 4 - 6 разряды, т.к. приказ МВД России № 330 от 08.04.2008 "Об утверждении типовых требований к оформлению и структуре программ обучения частных детективов и частных охранников, перечня тем и основных вопросов, подлежащих изучению" отменен приказом МВД России от 29.04.2010 № 323, а приказ Министерства образования и науки РФ от 26.04.2010 № 430, определивший требования к содержанию программ профессиональной подготовки частных охранников, вступил в силу с 15.10.2010.
ИПК "К" для проведения стрелковых занятий использует помещение стрелкового тира по договору аренды от 01.09.2009 с негосударственным учебно-спортивным образовательным учреждением "Я". Данное учреждение имеет разрешение на использование оружия серии РФ № 0024945 от 17.02.2009 сроком до 17.02.2014. ИПК "К" имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ № 0149117 от 29.04.2010. Как уже указывалось выше, в письме УВД по Ярославской области (от 11.04.2011 исх. № 76/197) указано, что разрешение на использование оружия на стрелковом объекте (серии РФ) выдается учебным центрам при наличии собственного стрелкового объекта. При отсутствии в собственности стрелкового объекта юридическому лицу, имеющему служебное оружие (в том числе учебным центрам), выдается только разрешение на хранение и использование оружия (серии РХИ).
ИПК "К" фактически предоставлять свою базу для приема квалификационных экзаменов для присвоения 4 - 6 разрядов частным охранникам начал с 19 августа 2010 г. (как сообщалось в письме ИПК "К" от 20.01.2011 № 4).
ИПК "К" на момент начала осуществления деятельности по организации приема квалификационных экзаменов не имело согласованной программы обучения частных охранников 4 - 6 разрядов. Согласно письму ДООП МВД России от 01.03.2010 исх. № 12/1232 была рассмотрена и согласована программа повышения квалификации частных охранных организаций ИПК "К".
Программы подготовки специалистов в сфере частной охранной деятельности (частный охранник 4, 5, 6 разрядов) направлены в ДООП МВД России 30.03.2010 (письмо исх. № 26).
В письме ООЛРР УВД по Ярославской области от 17.02.2011 исх. № 47/216 указано, что разрешение на использование оружия на стрелковом объекте выдано ИПК "К" 13.11.2010 (разрешение серии РФ № 0002258), оно требовалось для согласования программы подготовки частных охранников 4 - 6 разрядов в ДООП МВД России.
Доработанная программа подготовки специалистов в сфере частной охранной деятельности (частный охранник 4, 5, 6 разрядов) ИПК "К" рассмотрена и согласована ДООП МВД России только 21.12.2010 (письмо исх. № 12/9039).
Порядок организации приема квалификационного экзамена в органах внутренних дел системы МВД России установлен приложением № 2 к приказу МВД России от 19.06.2006 № 447 "Инструкция по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника".
В соответствии с пунктом 1 этой Инструкции Комиссия осуществляет прием экзаменов, принимает решение о присвоении соответствующей квалификации частного охранника, выдаче свидетельства о сдаче квалификационного экзамена, а также рассматривает и принимает решения по иным возникающим в связи с приемом квалификационного экзамена вопросам.
В состав Комиссии входят должностные лица органов внутренних дел, а также могут включаться руководители образовательных учреждений.
Экзамен проводится, как правило, на базе образовательных учреждений, реализующих программы подготовки частных охранников (пункт 2 указанной Инструкции).
Как следует из письма УВД по Ярославской области (от 18.05.2011 исх. № 76/257), для организации приема квалификационного экзамена на территории Ярославской области приказом начальника УВД по Ярославской области от 20.01.2010 № 6 создана Комиссия УВД по организации приема квалификационного экзамена, при этом в состав Комиссии в соответствии с требованиями приказа МВД России от 21.09.2009 № 715 в состав Комиссии включены 3 руководителя охранных структур из числа членов Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при УВД по Ярославской области (далее - Координационный совет).
С февраля по август 2010 г. прием квалификационных экзаменов осуществлялся на базе только НОУ "У".
В июле 2010 г., учитывая рекомендации, изложенные в протоколе совещания при первом заместителе министра внутренних дел России С.М.И. от 20.04.2010 № 25, из числа членов Координационного совета была назначена специальная комиссия по проверке возможности осуществления приема квалификационного экзамена на базе иных образовательных учреждений (протокол заседания Координационного совета от 20.07.2010 № 47/16).
Указанной комиссией, в состав которой входил и член Комиссии УВД по организации приема квалификационного экзамена, проведено обследование НОУ СТК "В" и ИПК "К".
Результаты работы комиссии вынесены на рассмотрение заседания Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при УВД по Ярославской области 05.08.2010 (протокол заседания № 47/24), на котором принято решение о возможности использования материально-технической базы НОУ СТК "В" и ИПК "К" для осуществления приема квалификационного экзамена, закреплены дни недели за тремя учебными учреждениями для приема квалификационного экзамена.
В состав Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при УВД по Ярославской области входило около 70% членов Комиссии по организации квалификационного экзамена.
Решение Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при УВД по Ярославской области от 05.08.2010 о допуске ИПК "К" и НОУ СТК "В" к приему квалификационных экзаменов носит рекомендательный характер.
Принимать решения по проведению квалификационных экзаменов в конкретных образовательных учреждениях уполномочена Комиссия УВД по организации приема квалификационных экзаменов, поэтому право использования материально-технической базы ИПК "К" и НОУ СТК "В" для осуществления приема квалификационного экзамена было закреплено решением внеочередного заседания Комиссии УВД по организации приема квалификационного экзамена от 30.08.2010 (протокол заседания от 31.08.2010 № 47/28).
Таким образом, на момент начала фактического осуществления деятельности по организации приема квалификационных экзаменов на базе своего учебного центра НОУ СТК "В" (на 13.08.2010) и ИПК "К" (на 19.08.2010) не имели решения Комиссии УВД по организации приема квалификационного экзамена о допуске этих образовательных учреждений для организации приема квалификационных экзаменов, а ИПК "К" не имело еще и согласованной программы обучения частных охранников 4 - 6 разрядов.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции "недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации".
Осуществляя деятельность на базе своего образовательного учреждения по организации приема квалификационных экзаменов для присвоения 4 - 6 разрядов частным охранникам при несоблюдении установленных нормативными актами обязательных требований ИПК "К" и НОУ СТК "В" получают преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами - добросовестными конкурентами на данном рынке.
В период с 13.08.2010 по 30.08.2010 НОУ СТК "В" предоставлял свою материально-техническую и стрелковую базу для организации приема квалификационных экзаменов, взимая за это плату, получил доход в размере 42700 рублей, что подтверждается справкой НОУ СТК "В" (от 20.06.2011 исх. № 44) и копиями первичных документов.
В период с 19.08.2010 по 30.08.2010 ИПК "К" предоставлял свою материально-техническую и стрелковую базу для организации приема квалификационных экзаменов, взимая за это плату, получил доход в размере 54440 рублей, что подтверждается справкой ИПК "К" (от 22.08.2011 исх. № 89) и копиями первичных документов.
Таким образом, предоставление ИПК "К" и НОУ СТК "В" своей материально-технической и стрелковой базы для организации приема квалификационных экзаменов при несоблюдении установленных нормативными актами обязательных требований с взиманием за это платы образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации "К" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать негосударственное образовательное учреждение "Спортивно-технический клуб "В" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ИПК "К" и НОУ СТК "В" предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.33 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ

Члены Комиссии:
М.В.АНТОНОВА
М.Ф.ЗАВЬЯЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru